Паломница

Маргарита Лосевская
               
   Перед  отходом  электрички  в  вагон  вошла  пожилая,  просто  одетая  женщина,  коренастая,  с  крупным,  открытым,  добрым  лицом.  На  голове  -  серая  вязаная  шаль.  Из-под  неё  на  лоб  выбиваются   густые  прядки  вьющихся  седеющих русых  волос.  Серо-голубые  глаза  смотрят  бесхитростно  и  прямо.  На  скамейку,  напротив,  положила  сумку  и  рюкзак.  Мельком  взглянув  на  меня,  попросила:

        -  Присмотрите,  сейчас  вернусь.

    Я  согласно  кивнула.  Соседка  отсутствовала  довольно  долго.  Отметив  её  чрезмерную  доверчивость,  вспомнила  одно  уголовное  дело.

    За  кражу  вещей  на  вокзале  у  транзитных  пассажиров  судили  девушку,  по  виду  вчерашнюю  выпускницу  школы,  похожую  на  снегурочку,  с  наивными  голубыми  глазами  и  тугой  белой,  как  бы  льняной,  косой.  Она  приходила  на  вокзал  с  объёмной  сумкой,  набитой  старыми  газетами.  Садилась  на  скамейку  в  зале  ожидания,  заводила  разговор  с  пассажиркой,  обременённой  багажом.  Рассказывала,  что  едет  навестить  больную  маму,  отпросилась  с  лекций  в  институте.  Потом,  оставив  сумку  на  сиденье,  просила  собеседницу  присмотреть  за  ней,  пока  она  сходит  в  туалет.  Та  в  свою  очередь,  отлучаясь  по  надобности,  поручала  «Снегурочке»  проявить  заботу  о  её  багаже.  Когда  пассажирка  возвращалась,  то  ни  поклажи,  ни  милой  девушки  уже  не  было.  Мошенница  работала  с  парой  дюжих,  недобрых  молодцев.  Они  быстро  переносили  вещи  в  такси  и  отбывали  в  неизвестном  направлении.  Так  промышляли  пять  лет.  В  зале  суда  воровка  сидела  в  середине,  а  по  бокам  -  два  «биндюжника».  Я  смотрела  на  девушку  и  думала,  что  непременно  расположилась  бы  к  ней,  оказавшись  рядом  на  вокзале.  Чистоту  и  невинность  излучало  её  лицо.  Безмятежно  и  честно  смотрели  глаза-васильки.  Светлая  головка  с  аккуратным  прямым  пробором  являла  идеал  девичьей  скромности.  Её  партийная  кличка  -  Манька-зазывала.  Множество  душ  затянула  она  в  свои  сети  за  пять  лет  воровской  работы.

     Возвратилась  моя  попутчица.

     - Собралась  бежать  с  вашими  вещами  на  рынок.  -  Пошутила  я.

     - Много  бы  не  выручили.  Улыбнулась  она.

     Посмотрев  дружелюбно  друг  на  друга,  мы  разговорились,  познакомились.  Её  звали  Нина.  Она  ехала  домой  из  паломнической  поездки  в  Сергиев  Посад,  где  беседовала  с  ясновидцем  Отцом  Наумом  и  молилась  мощам  Святого  Сергия.  Я  спросила:

     - Где  вы  останавливались?  У  вас  в  Посаде  есть  знакомые?

      - Никого  нет.  Поехала,  как  всегда , в  неизвестность.  В  Петушинской  электричке  познакомилась  с  молодой  супружеской  парой.  Поведала  им,  что  еду  в  Сергиев  Посад,  но  никого  там  не  знаю,  мне  негде  ночевать.  Попутчица  обратилась  к  мужу  с  просьбой  дать  мне  адрес  его  тамошних  знакомых.  Он  написал  и  передал  мне  записку,  где  было  указано  имя  хозяйки:  «Вера  Николаевна»  и  адрес.  Приехав  ночью  в  Посад,  долго  блуждала  по  его  безлюдным,  неосвещённым  улицам  на  холмах.  Замёрзла.  Болели  ноги.  Было  жутко  от  темноты  и  одиночества.  Наконец,  часа  в  три  утра  нашла  нужный  деревянный  2-х  этажный  дом.  Звонка  нигде  не  было.  Долго  стучала  в  дверь.  Вышла  молодая  женщина.  Раздражённо  спросила:  «Что  надо»?  Я  назвала  имя,  указанное  в  записке:  «Веру  Николаевну».  Женщина  резко  и  неприязненно  заявила:  «Её  убили».  У  меня  сильно  забилось  сердце,  закружилась  голова,  земля  поплыла  под  ногами  от  такого  известия  тёмной  ночью  у  незнакомого  дома.  Вероятно,  поняв  моё  состояние,  хозяйка  смягчилась  и  пригласила  в  дом.  Спросила:  «Куда  приехала,  надолго  ли»?  Ответила:  «В  Монастырь,  на  три  дня».  Она  сказала:  «Плата  у  нас  небольшая,  но  берём  вперёд».  Я  отдала  деньги.  Меня  поселили  в  комнате, где  были  ещё  две  старушки.  Одна  из  них  на  вторую  ночь   заявила  хозяйке,  что  у  неё  из  сумки,  оставленной  в  доме,  пропали  деньги,  7ооо  рублей.  Молодуха  закричала,  что  старуха  врёт.  Та  настаивала  на  своём.  Обе  -  в  крик.  Что  тут  было!  Хозяйка  схватила  вещи  постоялицы:  одежду,  обувь,  сумку , и  всё  через  форточку  выкинула  на  снег.  Я  пыталась  усовестить  её.  Но ничего  не  помогло.  Квартирантку  она  вытолкала  за  дверь.  Темень,  стужа…  Куда  пойдёт  бедная?  Я  очень  переживала,  всю  ночь  не  спала,  молилась  за  обеих,  обиженную  и  обидчицу,  а  утром,  к  5-ти  часам,  пошла  на  службу.

      Её  рассказ  меня  впечатлил.  Я  поинтересовалась,  сколько  ей  лет,  где  живёт,  кем  работала.
 Нина  поведала:

     - Мне  68  лет.  Живу  в  Вязниках.  Работала  в  больнице  санитаркой.  Приходилось  и  судна  выносить,  и  бомжей  обмывать,  обрабатывать,  стирать  их  завшивленное,  грязное  бельё.  Пенсию  определили  в  6000  рублей.  Моя  дочь,  когда  работала  в  Гороно  бухгалтером, мне  помогала.  Её  уволили,  якобы,  по  сокращению  штата,  поскольку  ей  48  лет.  Но  на  её  место  взяли  молодую.  Сейчас  она  ищет  работу  в  Москве  по  интернету.  И  всё  неудачно.  Приезжает  злая,  усталая.  Из  пенсии  даю  ей  немного  денег,  оставшиеся  трачу  на  паломнические  поездки.  Ездила  к  Святым  Отцам  в  Пензу,  Саранск,  Нижний  Новгород.  В  Нижнем  поклонилась  Чудотворному  Образу  Пояса  Пресвятой  Богородицы.  Очередь  была  огромная.  Простояла  целую  ночь.  Но  всё  -  чинно,  спокойно.

      Нина  показала  мне  иконки  с  Образом  Пресвятой  Богородицы,  держащей  в  руках  Пояс,  и  Образом  Иерусалимского  Храма  Гроба  Господня.  Пояснила:
 
     - Подарили  Святые  Отцы.  Она  продолжала:  -  Какое  счастье  видеть  и  слышать  Святых  Отцов!  Вы  бы  знали,  какие  они  красивые,  величественные  и  простые!  Имея  высокий  духовный  сан,  одеты  в  старенькие   подрясники,  подпоясаны  бечёвками.  Но  от  их  седин  и  лиц  исходит  сияние.  Такие  глубокие  истины  открывают,  такие  мудрые  советы  дают!  Иногда  в  большой  перерыв  между  поездками  чувствую,  как  источник  моей  души  оскудевает.  Тогда  снова  собираюсь  в  путь.

      Я  слушала  и  отмечала  правильность  её  речи.  Подумав,  поняла,  что  человек,  читающий  духовные  книги,  не  может  говорить  плохо.  Спросила:

     - Как  же  вы  ездите  так  далеко,  не  имея  достаточно  средств?


     - Встречаясь  в  дороге  с  людьми,  с  ними  беседую.  Многие  проникаются,  дают  денег,  кто  сколько  может.  В  Сергиевом  Посаде  читала  Акафист.  Батюшка  дал  сотню.

      Всё  это  меня  поразило.  Видя  моё  взволнованное  лицо,  Нина  достала  из  сумки  просфору,  аккуратно  упакованную  в  прозрачный  пакетик,  протянула  мне:
      - На  здоровье.

     Я  поблагодарила.  Нашарила  в  кармане  оставшиеся  от  поездки  80  рублей  и  передала  паломнице.  Поезд  подошёл  к  Коврову.  Мне  -  выходить.  Мы  улыбнулись  друг  другу  и  выразили  надежду,  что  ещё  как-нибудь  встретимся  в  электричке.