Куда текут реки времени?

Ольга Сокова
      
 (по страницам книги)
   «Река времени» Валерия Протасова относится к тому виду записных книжек и дневников, в которых главное — не события и факты, а их переживание и осмысление. Записки и дневники охватывают большой период жизни длиной более полувека, от «времени пробуждения» 1950-х годов, с которым совпадает юность автора, до середины второго десятилетия 21 века. По сути, это история личности от юности до зрелости, своеобразный мемуарный роман в форме фрагментов «о времени и о себе». Эта книга размышлений для вдумчивого читателя.
   Реки текут, из них создаются озёра — сборники рассказов, повести, романы… Один из таких романов Валерия Протасова — «В поисках рая». Главный герой — Виктор Панков. Прототип — автор. Это роман — биография, когда, оживая, воды воспоминаний начинают свою глубинную работу сначала в душе пишущего, затем выливаясь на бумагу, трогая души читателей. 
   Начало романа — от лица автора — взрослого человека, но автор, проявляя эмпатию, смотрит на мир глазами ребёнка.  Дух, шарм прошлого,  который нигде не купишь, а только можно прочувствовать как правду, окунувшись в плавно текучие образы, события. И они являют свою ценность, цельность — которые может в своё время за суетой сознательно не ощущались, но всё равно  присутствовали.
   Уютность, своеобразие, подмеченные острым глазом… Трамвай, — электрический дилижанс, именуемый «Букашкой», местная сумасшедшая, называющая себя «Царевной», взлохмаченный, с внимательно-пристальным взглядом сосед-художник… И вдруг — трансцендентное отступление. Легенда о седьмом небе, просочившаяся сквозь быт… Алое солнце, отражённое в затканных шелковистым инеем стёклах…  Красота, зачем-то перетекающая в понятие «война», в реальность войны. Наглый, улыбающийся немец, расстреливающий с самолёта уличных прохожих, аэростаты, ночные прожектора... Квартирный холод, детская хворь, бледная девочка в больнице, играющая  фарфоровыми куколками, в которых маленькому Вите видится нечто печально-неземное, красивое и, в тоже время, неприятное, «точно улыбка смерти» Его мать, отдавшая остатки лекарства какому-то малышу … Благодаря таким значимым деталям, даже тяжкое военное бытиё между жизнью и смертью обретает для ребёнка смысл.
   «В поисках рая» — роман-косица из значимых событий, чувств и философских размышлений. Притом чувств  не только главных, но и второстепенных героев. Например, людей, собравшихся на тротуарах, смотрящих на колонны пленных немцев. Заглядывая в прошлое, писатель внимательно относится и к чувствам побеждённых немцев в диапазоне от раскаяния-униженности до неутолённой ненависти. «Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем», — писал А.Чехов в письме к  издателю А.Суворину. Но беспристрастие, не есть равнодушие. У Валерия Протасова книга пускает глубокие эмоциональные корни. Писатель с пониманием и сочувствием относится  к персонажам — реальным, жившим в то время людям.
   Какие бы действия не происходили в романе — они просвечены внимательным взглядом автора, наблюдением, созерцанием текучести  прошлого.  Стойкий, неизменно остающийся в самом себе несмотря ни на что, Витя Панков… Для чего ему эти беседы, мытарства, эта душевная раздвоённость индивидуализма, одиночества и потребности в общении, любви? Чтобы лучше понять себя? Чтобы стать внутренне богаче, собрав воедино, казалось бы, разрозненные воспоминания? Чтобы выявить цель и смысл своей жизни? Чтобы, в конце концов, измениться и стать счастливее, вступить в полосу рая, куда вёл ангел в конце романа?
   Эрих Фромм в книге « Бегство от свободы» заостряя вопрос на проблеме, подобная которой поставлена в романе Валерия Протасова, писал: «Человек может быть свободен, но не изолирован, критичен, но не подвержен сомнениям, независим, но неразрывно связан с остальным человечеством». И путь к этому — в реализации собственной личности в спонтанной активности, развитии не только разума, но и эмоций. Спонтанная активность, не навязанная под различными общественными «соусами», не надутая ветром суеты. Это творческая активность, где важен сам процесс. Приведу слова Николая Бердяева: «Индивидуальность задыхается всегда, где нет универсальной духовной шири».  Значит, необходима любовь ко всему миру, осознание его целостности, всеобщей связи, осознание себя частью вселенной, принятие самого себя, ощущение целостности своей жизни. Такая установка поможет человеку, уставшему от разобщённости, вражды, страха, сохранить внутреннюю гармонию и развивать свободу. Не для того ли пишутся биографические произведения, чтобы дойти до такого внутреннего рая?
   Реки времени, «влага вод речных, миновавших одни берега и проплывающие мимо других»…Размышления о судьбе, которая может своенравно прервать путешествие по одной реке, вопреки желанию человека, направив в другую… О счастье и несчастье, смирении и несмирении… И если по квантовой теории предположить, что каждая из точек вселенной, а значит, и человек, присутствует здесь и везде, если время на часах  небосвода бежит и, в тоже время, создаёт островок вневременья, то в созерцании, внутренней работе души открывается ценность того, что было есть и будет. И на крик отчаявшегося человека во вселенную можно дать ответ: 
 Каждый родничок и речка,
Даже те, что на мели,
Всё текут, журчат и лечат
Сушь земли,

Чувствуют, поют и плачут
О своём,
Чтобы выглядел иначе
Мира водоём.

И летит многоголосье,
Словно шлейф,
За землёй, холодный космос
Обогрев...
   Недавно я бродила по улицам. Пейзажи изменяются. Синтез-контраст  нового и старого привлекает глаз. На фоне высоких, красивых, резных крыш новостроек  — ещё не снесённые, старые домики. У каждого своё лицо, характер. На картинах орловской художницы Ольги Сорокиной дома, выстроенные в прошлых веках,  открывают уютную тайну дворов, хранят память о тех, кто в них жил, излучают тепло, любовь и память… Такие картины  дают энергию к жизни в современности. Так и наши воспоминания, кем-то просто высказанные устно, кем-то записанные, художественно обработанные, не исключают, не гасят нового.

Опубликовано в "Орловском вестнике" № 23, 27.11.2019