Под толщей воды...

Евгения Козачок
  На основную номинацию ежегодного конкурса Морская история 3.
Владимир Пастернак  - http://proza.ru/2020/06/28/1213
            
Мой муж рассказал мне о том, как они с братом впервые увидели море:
«За хорошую работу отца премировали двумя бесплатными детскими путёвками в пионерский лагерь. Колька - тот был уже пионером, а я ещё не дорос до такого звания. Но в профкоме сказали: «Ничего. Пройдёт и не пионер. Не в «Артек» едут». Это была наша первая поездка без родителей. Боязно было. Но Колька, как старший, приказал: «Санька, не реви! Мы же мужики!» И так уж получилось, что пионерский лагерь определил цель и мечты в нашей будущей жизни.

Колька, увидев море, затаил дыхание. Боялся, что это мираж, который вскоре исчезнет. Но когда на горизонте увидел плывущий корабль, заявил: «Буду капитаном дальнего плавания». С этой минуты единственной мечтой его стало – море.
Я же к морю не воспылал большой любовью. Но после посещения Никитского ботанического сада сказал, что он сам буду выращивать такие же красивые деревья и цветы. И стал агрономом, окончив Крымский сельскохозяйственный институт.

Мечта Николая пошла по более тяжёлому пути...
Начиная с пятого класса усиленно занимался спортом. Всё свободное время проводил или на спортивной площадке школы, или в спортзале — подтягивание на турнике, прыжки через «лошадь», гири и самым любимым упражнением была верёвка, по которой быстро поднимался к потолку, на котором она была прикреплена. Все изучаемые предметы давались легко, и среднюю школу Николай закончил без троек.Самое время ехать поступать в военно-морское училище, как и мечтал, увидев море.Но вызов в военкомат для прохождения службы в рядах Советской Армии определил ему иной путь к морю. У призывников не спросили, в каких рядах войск они хотели бы служить, а просто отвезли автобусом из района в областной призывной пункт, где были уже призывники и из других районов".

- В призывном пункте на второй день нас построили в один ряд буквой «п» и объявили, что приехали представители из частей разного военного назначения, которые отберут парней по своему усмотрению и на основании медицинского заключения врачей, - начал рассказ о своей дальнейшей службе Николай. – Вскоре появились перед нами бравые бойцы в формах определяющих род войск. Представителя из ВМФ среди них не было. Настроение, которое и до того было паршивое, упало к нулю. Только подумал: «Хотя бы попасть в воздушно- десантный полк», как появился и «мой» представитель. Сердце забилось. Как сказать этому представителю, что я хочу быть моряком? Но как-то так получилось, что пришедший последним начал выбор первым. Оглядел внимательным, строгим взглядом живую букву «п» слева направо (я стоял в средней линии), вывел вперёд трёх парней из левого ряда, пять, в их число попал и я, из среднего, и два парня из правого ряда. Выстроил нас в ряд, спросил фамилии, забрал папки с медицинскими заключениями и повёз в Севастополь. Я еле сдерживал себя, чтобы не запрыгать от радости — еду туда, куда мечтал! Но какой тяжёлой окажется эта мечта я даже предположить не мог...

Вначале была подготовка в Севастополе, а потом из нашего курса, состоящего из пятидесяти человек, отобрали пятнадцать (обрадовался, что я и Владимир, с которым мы подружили, попали вместе), и направили нас в специальное подводное формирование, в котором шла подготовка боевых пловцов водолазов-разведчиков, основной задачей которых были специальные задания по проверке способности пограничных войск выполнять возложенные на них функции по надёжности охраны атомных электростанций, объектов противовоздушной и противоракетной обороны, и в не допуске проникновения в базы ВМФ и в расположение частей стратегического назначения.Нам пришлось принимать участие в установке под водой и на суше разведывательных и диверсионных технических средств и участвовать в мероприятиях по подводной охране глав разных государств, и в совместных учениях с органами государственной безопасности и внутренних дел, а также в учениях в нестандартных ситуациях, в которых нам приходилось бывать очень часто. Если сказать, что было сложно учиться и служить в этом специальном подводном формировании, значит ничего не сказать.

Под толщей воды было очень тяжело и страшно, но настоящий ужас испытываешь перед кессонной болезнью. Подымаешься на поверхность — мозг, будто на части разрывает, и время подъёма кажется вечностью. Потом в барокамере у кого-то через час, у кого-то через шесть, двадцать четыре или сорок восемь часов начинался шум в ушах, головная боль, анорексия, с усиливающимися болями в суставах (особенно в локтевых и плечевых), пояснице и мышцах. Боль усиливается при движениях и настолько «глубокая» и «сверлящая», что терпеть просто невозможно. Помимо этого, проявляется ещё и лимфоденопатия, пятнистость кожных покровов, зуд, сыпь... Но это только цветочки. О декомпрессионной болезни второго типа, дисбарическом остеонекрозе и газовой эмболии я и говорить не буду — это страшные заболевания.

Меня несколько раз отправляли на лечение со специальным рекомпрессионным оборудованием. А перед транспортировкой увеличивали большой поток 100% кислорода для вымывания азота с выравниванием градиента давления азота между лёгкими и кровотоком, усиливая тем самым реабсорбцию эмболов.*

Самая сложная служба была у берегов Бангладеш. Это был ещё тот ад! Там я потерял лучшего друга — Владимира. Столько прошло лет, а я по-прежнему не могу спать спокойно. Всё время вижу один и тот же сон, как в барокамере от кессонной болезни умирает Владимир, а я ему не могу ничем помочь. Эта душевная боль посильнее физической, которую я испытываю, прихватив на память со службы шлейф проблем со здоровьем.

Отслужил. Сразу же поехал к маме Владимира. Она жила с племянницей. Ежемесячно отправлял ей деньги, ездил на дни рождения её и Вовкин. Покупал любимые его сладости "Раковая шейка" и лимонад "Буратино".Через четыре дня День рождения друга. Дочки приедут к нам и привезут эти сладости, потому, что отмечаем День рождения Владимира всей семьёй.

Когда умерла Валентина Сергеевна - мама Вовы, помог похоронить и каждый год ездил к её могиле. Теперь, как вы видите и знаете, ходить мне сложно, а не то чтобы куда-то поехать. Мечта о капитанском мостике, после службы, отпала сама собой. На море и смотреть не хотелось, а не то чтобы «бороздить океаны».

Хорошо, что счастливо сложилась семейная жизнь — красивая и добрая жена, красавицы-умницы дочки, их внимание, хорошая работа, уважение дарят мне радость и покой, иначе чувствовал бы себя, по-прежнему, под толщей воды...
___________
* - Эмболией называется закупорка кровеносного или лимфатического сосуда частицами, приносимыми с током крови или лимфы, и обычно не встречающимися в крово– и лимфотоке.

***
Фото из семейного альбома
974 слова