Звуки лета

Дина Иванова 2
Раннее утро воскресного дня.
В приоткрытую дверь балкона проникают свежий воздух и звуки.
Резкие звуки городского транспорта.
Машины одна за другой пробегают мимо.
Люд спешит покинуть город с его капризами погоды и  постоянной тревогой…
«…Столько-то заболело, столько-то пикетов и задержаний…». 
Въедливые ежедневные новости.

В звуках «машинной гонки» улавливаешь: «в Моздок я больше не ездок…».
Вот и спешат горожане к реке, лесу, к своим дачным участкам.
Потрудиться в охотку, послушать тишину, ласковый шелест травы.

Неожиданно под балконом возникает пробка машин.
Из одной, та, что с вызывающим тюнингом,громко звучит - «тишины хочу, тишины…нервы, что ли обожжены...».
Увы, таков парадокс нашей жизни…

Для тех, кто остался дома, есть хороший,
проверенный вариант релакса – звуки музыки.
Хорошей классической музыки.
Устраиваемся поудобнее и…..

Балконные цветы это  не сад и не луг.
Однако, яркое пятно львиного зева, голубизна нежного ряда незабудок, аромат гвоздики позволяют под звуки музыки, расслабиться и окунуться в мир прекрасного, в мир ласкающего лета…

Лето своеобразная «жатва» для творцов красоты.
Ей посвящают свои полотна художники, создают прекрасные стихотворные строки поэты. Кисть и слово - их инструмент.
Но и  звуками можно «рисовать» природу, создавая прекрасный музыкальный календарь всех времён года.
Как прекрасны музыкальные полотна у многих гениальных композиторов, передающие красоту природы, полноту восприятия её человеком.

«Времена года» - П.И.Чайковский.
Летние мотивы.
«Песня жаворонка» -  эти звонкие весенние трели... Звуки, которые  передаёт рояль, бодрят, пробуждают  в воображении слушателя оттепель, тающий снег, радость весеннего обновления.
А  «Песня косаря»?
На одном из концертов ведущая рассказала, что в подлиннике рукописи композитор сделал подзаголовок - «Скерцо».
«Жатва» - это скерцо для фортепиано, аккордами передающее яркую картину из быта русской деревни.
Здесь такое разнообразие звучания: живой стремительный темп, лирические ноты.
Композитор с таким пиететом передаёт оживление, подъем, радость совместной работы крестьян, подчёркивая звучанием каждой ноты своё восхищение этими людьми.
Именно, с этим музыкальным фрагментом связано высказывание Чайковского: - «Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж…».

Слушаешь, и как будто омываешься родниковой летней водицей, очищая душу.

“Времена года” - Антонио Вивальди.
Его произведение «Четыре времени года»  по праву считается одним из известнейших музыкальных произведений в стиле барокко.
Известно, что этот цикл состоит из четырех скрипичных концертов.
Слушаем…лето.
Звуки оркестра в первой части  передают разгар дня. Чувствуешь этот знойный,  слышишь голос  кукушки, который своей песней взрывает застывший горячий воздух.
Вторая часть медленно повествует о юноше, чей отдых был прерван жужжанием ос,  комаров и тревогой приближающей грозы.
Финал. Разразилась гроза…
Пассажи скрипки становятся тревожными, охватывает волнение, будто... «и этой буре не видно конца…».
Каждое время года композитор сопроводил сонетом собственного сочинения.
Литературный пролог этой части:
В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И теплым ветром напоен простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза … безжалостно кругом.

Как выразительно это слияние звуков и слов.

Ближе к вечеру приятно открыть для себя новые звуки и сюжеты.

Гектор Берлиоз - вокальный цикл “Летние ночи”.
Французский романтик Г. Берлиоз работал над циклом более двух десятилетий.
Цикл - шесть лирических песен, написанных
на стихи Т. Готье, но посвятил он их Шекспиру.
Шекспировская комедия - “Сон в летнюю ночь» - своеобразный эпиграф к циклу,
Слушая вокал: - “Пастушеская песня”, “Призрак розы”, “На лагунах”, “Разлука”, “На кладбище, лунный свет”, «Неведомый остров”, погружаешься в шесть сказочно-фантастических летних музыкальных миниатюр.
Как утверждают специалисты композитор,  ввел в музыку новый  жанр – симфоническая песня.

Вот такая музыка лета сопровождала один воскресный день…
Она ласкала, удивляла свежестью звуков, глубиной музыкального мышления творцов.
Начинаешь глубже осознавать, что это вечная музыка,  как само лето, как все времена года.

Последний аккорд: таинственность заката подчеркивала затихающую красоту летнего дня.
И весь этот летний перезвон -  «Нисходит к нам...Как бы предчувствие чего-то…». *
---
* А. К. Толстой. - "Клонит к лени полдень жгучий".