Деревни

Андрей Клыгин
"Эй, колхозник", именно так мы называли всех деревенских. Мы - это ребята леспромхозного посёлка, себя мы деревенскими не считали, у нас клуб, магазины, пекарня, столовая, больница, медпункт, детсад, почта...
 И наш большой леспромхозный посёлок на Верхней Толшме был "центральной усадьбой", а все деревни в округе, разбросанные на несколько километров, относились к колхозу "Путь к Коммунизму".  Мы всё время подсмеивались над  деревенскими и даже, в каком то смысле, презирали. В школе даже классы были параллельные, наш класс "А" был поселковским, а "Б" -  "колхозники".
 У нас в классе было только четыре "колхозника" - два парня с Великого Двора и две девчонки с Лучкина, обе Нинки и обе Скорюковы.
 Если на какой нибудь праздник к нам на танцы придёт "колхозник", то в девяносто случаев из ста, он своё получит и виноваты в этом будут девчонки - "колхозницы", которые уговорят его пойти на танцы, им то что, они весь вечер провеселятся и протанцуют, а он он будет сидеть где нибудь в уголке, пока его не вызовут за клуб, где всё и случится. И сколько бы "колхозников" к нам на танцы не пришло, нас всегда будет в несколько раз больше и правило "один на один" здесь не прокатит, здесь другое правило - "ты вторгся на нашу территорию".
  Удивительное дело, но когда на танцы приезжали карицкие, а драки с карицкими были очень жестокие, в момент исчезал весь штакетник с ближайших огородов и теперь уже, наверное, можно говорить, дело доходило и до перестрелки. Так вот, когда приезжали карицкие все деревенские становились нашими союзниками, они хоть и "колхозники", но как и мы - Толшмяки! А Карица - это уже совсем другой район.
 Недавно прочитал могучую книгу писателя - краеведа Дмитрия Пшеницына "Солигаличский торговый тракт, или история волости Толшма" и узнал, что, оказывается, практически, все наши деревни существовали ещё в ХVI, ХVII в.в. и я, вдруг, ощутил такую гордость, ведь я жил среди этих исторических деревень и ничего о них не знал. Оказывается Лучкино несколько раз сгорало и снова отстраивалось, что в Великом Дворе и в Боярском были земские училища и учеников было более, чем предостаточно, даже Подол существовал в то время, в наше время там был Дом инвалидов, в котором проживали женщины с психическими отклонениями. Ведь и в советское время эти деревни существовали вполне достойно, а исчезать они стали только после развала Советского Союза.
 Я по прежнему каждое лето приезжаю на Толшму и мне грустно смотреть как исчезают все деревни и я стал вспоминать, а в каких деревнях мне в то время приходилось бывать. Ну, Успенье, тут всё понятно, у нас там была школа и там приходилось бывать, почти каждый день. В пятом классе провожал учительницу, но точно не могу вспомнить, то ли это было Юренино, то ли Ермолица. Ходили на Ваулово смотреть кино "Табор уходит в небо", в третий раз посмотреть на грудь Светланы Томы, два раза фильм показывали у нас, на посёлке.  Был на Подоле с концертом младшей сестры, их класс давал там концерт для инвалидов. На велосипедах ездил со своей "малышнёй" играть в футбол в Великий Двор. Также "с малышнёй" два раза взбирались на гору , на Фролово, там моя "малышня" играла с местной "малышнёй" и оба раза получили от меня "втык", что не могли выиграть в сухую. И всё? Ах да! В семьдесят восьмом году, когда я уже там не жил, но приезжал на лето, танцы проходили в деревне Дор, было удивительно смотреть как вечером вся молодёжь поднималась в гору, а почему на Дору? Да потому что, электичество у нас в посёлке было только до полуночи, а в колхозе круглые сутки, а танцы летом были до утра!
 Я стал перечислять, что стало с деревнями, Подола нет совсем, на Фролове, если не ошибаюсь, два жилых дома, на Боярском нет никого, на Ваулове, говорят, три жилых дома, практически нет Дора и Поповской, исчезла такая большая, в свой время , деревня как Купеково, исчезли Великий Двор и Лучкино, ничего не слышно о Нефедьеве, о Селе, о Синякове, ещё кое как держатся Юренино и Ермолица и то только своей близостью с Успеньем, нет старого Галебатова, вернее Галебатово есть, но это уже не Галебатово, это Успенье раcползлось и залезло на территорию Галебатова.
 А вот Успенье "разжирело", оно "высосало" все деревни к себе и теперь всё, что раньше было у нас в посёлке - клуб, магазины, пекарня, больница, детсад, почта, теперь это всё в Успенье и теперь это "центральная усадьба"!