Обыкновенная иволга

Анатолий Объедков
                Там иволга, как флейта, распевала…
                И.Бунин

   Произнесу это слово медленно: «И – вол – га», и мне почудится, как мягкий звон переливается в кронах статных ив по берегам прудов, по густой крапиве и камышам, и отзывается где-то глубоко в моем сердце. Мне кажется, что с самого дня рождения я знаю это слово, и оно живет полнокровной жизнью во мне вместе с прудами, лягушками, карасями, вместе  с ржанием коней и мужскими голосами, вместе с колосящимися стеблями ржи и цветущими васильками, вместе с летним зноем, грозами и ливнями. И хотя птица относится к роду тропических в самом слове слышится наше, родное: «ива, Волга…», неотделимое от российских лугов, перелесков, дубрав.
   Не один любитель птиц заглядывается на нее и даже человек далекий от жизни пернатых сможет почувствовать  и оценить неизъяснимую красоту звуков. И оно, слово, легкое, воздушное и я бы сказал – солнечное, как сама птица, живет в нашем народе, радуя нас и в какой-то степени незаметно очищая и преображая в лучшую сторону.
    Вспоминается шоссейная дорога к реке Воронеж (около 7 км) через Садострой, проходит в тополиной аллее. Деревья в два обхвата толщиной, с дуплами и трещинами, образуют наверху шатер, через который пробиваются серебристые струи лучей. Жара гасится ветвями, упоительная прохлада разливается в воздухе. По обе стороны аллеи раскинулись роскошные сады. Тишина. Но вот раздаются удивительно красивые флейтовые свисты. Самой птицы не видно, она удачно маскируется среди листвы, но все же иногда мелькает, сверкая своим золотистым опереньем, и скрывается среди вершин тополей.
    Обыкновенная иволга у нас живет в европейской части до Финского залива, в Сибири – до Енисея, к югу – до Кавказа и Средней Азии. Птица перелетная, зимует в странах Южной Африки, на о. Мадагаскар, в Индии.
     На юге Дальнего Востока – в Приамурье и в Приморье обитает черноголовая иволга.
     Прилетает к нам во второй половине мая.
     Помню старую дырявую ригу и рядом огромные деревья, и в них иволги со своими вылетевшими из гнезда птенцами. Они перекликаются, шумят, живут своей жизнью. Там, наверху, как бы другой мир, куда нет доступа нам, людям, без полета, без фантазии, обитателям грешной земли.
      В лучах их перышки переливаются, взрослые птицы флейтами оглашают совхозные строения, молодого бычка на привязи, женщину с детьми и облезлого пса, с которого шерсть свисает клочьями. Он тяжело дышит, открыв свою пасть, но как мне кажется, весь во внимании… А иволгам не жарко, ми не жалко дарить свои чудесные песни.
       Но кроме благозвучных свистов иволга издает иногда «кошачий крик», когда кошке нечаянно дверью прищемят хвост… Но эта, так сказать, капля дегтя не портит общего впечатления от птицы.
      В Москве как-то я приобрел себе иволгу. Она попела у меня немного, и перо начало выкручиваться – нарушился обмен веществ. Пришлось, к сожалению, выпустить ее на волю. Птенцы же, взятые из гнезда и докормленные дома, обычно хорошо приживаются. Мне кажется, что взрослые испытывают сильнейший стресс и у них происходит нарушение в организме, которое трудно выправить. Возможно, связано и с питанием. Может быть, со временем любители найдут подход к этой обаятельной птице, и она будет радовать хозяина своими великолепными флейтами. А пока мы будем ею любоваться в садах и парках и наслаждаться ее песнями под открытым небом, где проплывают легкие облака и светит солнце.