291 лао-цзы дао-дэ цзин стих 61

Виктор Кондратьев-Лутковский
великая держава* как вниз текущая (река)
(стремится) к слиянию с небес схожденьем –
с их извечно-женственным** (естеством)

неизменный покой извечно-женственного превыше (естества) мужского
поскольку (именно этой) покорностью осуществляется (его) нисхождение
а посему
великая держава опускаясь ниже малой
тем самым объемлет её
(но и) малая держава опустившись ниже великой
вместит тем самым её***
поэтому
либо опустись и объемли
либо (используй то что ты уже) внизу и вмести
в намерения великой державы входит единение и рост человека
заботы малого ограничены соответственно его обстоятельствам
из них каждый обретает согласно намереванию
велик же тот кто надлежащим образом осуществляет нисхождение

* как я уже говорил этот образ видится мне относимым к сущностному телу человека знания поскольку сам знак «держава» состоит из квадрата земли (которой – вы помните это – следует человек) вмещающей в себя всё что её образует – поэтому и перевожу «держава» (со значением «со-держать») а не государство царство страна удел etc.

** здесь вполне уместен этот гётевский (Ewig-Weibliche) образ которым я перевожу знак имеющий значения самка ущелье долина ложбина etc.

*** не забываем что «верх» и «низ» у лао-цзы следуя «челночному» потоку дао-пути взаимообращаются-фань то есть «переворачиваются» меняясь местами и это полностью соответствует гераклитовской агональной модели активно разрабатываемой гераклитоведом лебедевым (см лебедев а. в. «логос гераклита» с-п. 2014) им же детально рассмотрена и «военная» образность у гераклита выполняющая метафизическую и космологическую функции в его построениях точно так же как и военная тематика у лао-цзы на мой взгляд обусловлена его метафизикой и космогонией а вовсе не тем что он озабочен проблемами военной стратегии как впрочем и его «политические» пассажи на мой взгляд несут сугубо «йогический» а вовсе не социологический смысл