Вятский лес, деньги КПСС и радио Свобода

Фархад Гулямов
Ровно 8 лет назад, в феврале 1992 года, по радио «Свобода» («Свободная Европа») прозвучал репортаж из города Кирова. Автор - Фархад Гулямов, редактор - Андрей Бабицкий.

Я тогда работал корреспондентом Кировского радио. С помощью коллег из газеты «Вятский наблюдатель» ко мне попали документы о заключении администрацией губернатора В.А. Десятникова кабального для области контракта с австрийской фирмой «Ковинотехна-Холдинг». Суть сделки: через посредника, «Русского медицинского общества», Кировская область поставляет австрийцам 50 тыс. кубометров отборного круглого хвойного леса по заведомо заниженной цене (где-то 60 долларов при цене на мировом рынке 100-120$$) в обмен на линию по переработке мяса по баснословно высокой цене. Тут всплыло предложение о возможности обменять этот лес по этой же цене, но на 9 таких же мясоперерабатывающих комплексов испанского производства. Это предложение не прошло. Видимо, у его сторонников не было в Министерстве внешнеэкономических связей (МВЭС) такой волосатой руки, как у руководства «Русского медицинского общества». Чуть позже название этого общества всплыло в связи с тайными зарубежными счетами КПСС, отмыванием партийных денег.

Против сделки с «Ковинотехна-Холдинг» выступили члены депутатской группы «Вятский край» в тогдашнем областном Совете народных депутатов, подключился представитель Президента России В.М. Сумароков, отрицательную оценку дал главный государственный инспектор Контрольного Управления при Президенте России Махарадзе.

Я подготовил репортаж на эту тему, в который вошло и интервью одного из лидеров «Вятского края», депутата В.А. Шалаева. Но речи о том, чтобы он прозвучал по Кировскому радио, быть не могло. Один сжатый репортаж прошел по «Радио России» 6 февраля, а более подробный материал я повез в представительство радиостанции «Свобода» (открыто по Указу Президента России от 27 августа 1991 года) в Москве, на проспекте Вернадского. Вот тогда я и познакомился с Андреем Бабицким. Потом долго меня коллеги подкалывали: «Когда будем обмывать валюту?» Для меня тогда важно было выпустить в эфир материал, а валюту я вообще впервые в руках подержал только через несколько лет после этого случая.

Я не слышал репортажей Андрея Бабицкого о чеченской войне и не могу о них что-то говорить, но могу сказать одно: профессиональный журналист постарается использовать все возможности, чтобы увидеть своими глазами, пощупать руками, испытать на своей шкуре и потом донести до своих читателей, слушателей или зрителей правдивую информацию. Особенно в таких экстремальных ситуациях. Я бы тоже очень хотел посмотреть в глаза этим боевикам, среди которых, вероятно, окажутся и мои бывшие сослуживцы по Советской Армии. Целовать один флаг, есть хлеб-соль из одной миски, потом стрелять по своему товарищу по оружию (неважно какой он национальности!) называется не иначе, как предательство. У любых народов.

P.S. На следующий день после выхода газеты с этой заметкой (февраль 2000 г.) в редакцию "АИФ-Вятка" позвонил некий предприниматель-чеченец из Йошкар-Олы и пообещал приехать и рассказать о зверствах, которые творят в Чечне российские военные, но я его так и не дождался…