Церковь и государство

Владимир Иноземцев
1. Церковные успехи. Сколько не молись, а результата нет

Христиане молят Всевышнего об исполнении воли его на земле. Однако сообщений о том, слышит ли Бог их молитвы, пока нет. И несмотря на круглосуточные моления, в вопросе общения верующих с Господом до сих пор не наметился прорыв. Не сообщают нам в церковных вестниках о том, что сегодня молящиеся вымолили у него одно, вчера - другой. Заговор церковного молчания.

Несмотря на отсутствие конкретный данных о вмешательство высших сил в нашу жизнь, верующие, в этом не только не сомневаются, но между собой этот вопрос и не обсуждают. Тех же, кто пытается завязать с ними такую опасную на их взгляд дискуссию, они обвиняют в оскорблении их религиозных чувств и в том, что их спорщика искушает Дьявол. Сами верующие готовы приписать Господу многое, из того, что происходит в нашем мире. Однако доказательства, что какие-то события произошли по воле Всевышнего, а не вследствие законов природы, которые они вместе с нами изучали в школе, у них нет. Даже церковной версии прогноза погоды, как последствия борьбы Бога и Дьявола, мы не слышим.

Однако ничто не может поколебать твёрдости религиозных людей в их вере. Сам Господь, однако, ни разу не подал сигнала о том, что услышал рабов своих. Не слышит Всевышний их, молись – не молись. Уже и сами батюшки сегодня не рассказывают нам с экранов о чудесах Господних, например, о том, что Он после ампутации послал молящемуся новую ногу, или хотя бы новый зуб.

Повлиять на нынешнюю пандемию адепты всех конфессий тоже не могут. Не в силах все вместе набожные люди умолить Господа прекратить свалившуюся на нас напасть. Более того, тысячекратно замоленные культовые учреждения, в которых, казалось бы, не должно быть места для Дьявола, стали источниками распространения инфекции. Пришедшие туда именно для молитв прихожане не только передавали заразу друг другу, но и инфицировали других, тех кто поняли, что от хождения в храмы ничего не изменить. Даже монахи, сознательно ради Всевышнего отказавшиеся от продолжения рода, не нашли в своих книгах чудодейственных молитв. Пришлось властям банально запрещать посещение святых монастырей.

Вероятно, и сами служители церкви поняли, что им не помогут ни крёстные ходы с хоругвями, ни мобилизация паствы на всенощные бдения. А что поделаешь, если Всевышний позабыл рабов своих.

Впрочем, отдельные верующие могут сообщить вам, что в чём-то им и в самом деле Господь Бог помог. Однако никаких расчётов, таблиц или других доказательств того, что это произошло по Его воле, а не по другим причинам, они не предоставляют. А что с них возьмёшь? – Они же верующие.

Хотя даже и они уже не просят Владыку, положить на благие дела, хотя бы рубль в наш бюджет. А потому нам самим и грешникам, и праведникам приходится из своих карманов пополнять государственную казну.

2. Параллельная реальность

Итак, церковь до сих пор ничего не может сообщить о том, как Всевышний реагирует на их мольбы. Зачем же тогда молится в храмах набожная паства? Всё дело в том, что верующие, в отличие от остальных людей, пребывают в некой ими самими сконструированной реальности. Они верят, что всё в жизни происходит не по естественным законам, а во исполнении помыслов Господа либо, наоборот, связано с коварством Дьявола.

Возникает вопрос, почему наши чиновники поддерживает такую до сих пор не доказавшую на практике своей эффективности структуру? Неужели наша история их ничему не научила?

Семьдесят лет мы уже жили в перевёрнутом мире. В СССР нам не надо заучивать молитв, но, когда нас принимали в пионеры или комсомол, нужно было давать торжественные обещания. Кроме того все мы мы должны были изучать историю КПСС, решения исторических партийных съездов и судьбоносных пленумов. Все мы знали о преимуществах социализма, и ждали, когда же окончательно развалится отживший свой век капитализм. Фактически же надои у колхозных коров были позорно низкими, и сами мы многие годы ели хлеб из капиталистической канадской муки. Рай, уже на земле, то есть коммунизм, в который мы долго верили, так и не наступил, а сама неэффективная социалистическая система, в конце концов рухнула.
Зачем же сегодня нас тянут в далёкий от реальности религиозный мир?

3. Спонсоры

Чиновники из правительства заняты исполнением нацпроектов. Но у церкви - свой глобальный нацпроект. Каждый год в нашей стране открываются сотни новых храмов. Жилья у людей не хватает, мест в детских садах тоже, зарплата у учителей скромная, однако церковь добивается, чтобы храмы стояли везде и находились в шаговой доступности от этих обойдённых земными благами людей.

Чтобы добиться этих целей, в центрах городов для постройки храмов выделяют лучшие земельные участки. Вопрос – на какие деньги строятся эти дорогостоящие сооружения? Тех пятаков, за которые бабушки в храмах покупают свечи для этого явно недостаточно. Не хватит на церковное строительство и средств, получаемых от серого церковного или околоцерковного бизнеса.

Как известно, на строительство храмов собирают пожертвования. Но главные спонсоры храмостроительства не рядовые прихожане. Самые большие пожертвования церковь получает от крупных, в том числе с государственным участием компаний. Однако в чём причина доброты наших олигархов, и что они получают от Всевышнего взамен? В числе крупных церковных спонсоров владелец Интерроса Владимир Потанин. Потанин, конечно, далеко не наивный человек. Он держит свои активы в офшоре кипрской компании. Но и в стране, где идёт его бизнес, он тоже решил подстраховаться. Очень вероятно, что Владимир Олегович, вероятно, надеялся, что за выделенные им на благое дело суммы Господь Бог избавит его от неприятностей земных. Но Бог, как и всем остальным, ему ничего не пообещал, и потому недавно на Таймыре на подконтрольной Интерросу фирме произошла масштабная авария с разливом дизтоплива. Потанину из-за того, что он в вопросе техники безопасности легкомысленно понадеялся на Всевышнего, приходится тратить колоссальные средства на устранение последствий аварии. При этом арктической природе был причинён невосполнимый ущерб. По всей видимости Владимиру Олеговичу нужно было самому проверять надёжность хранилищ с нефтепродуктами и не надеяться на то, что Бог это сделает за него.

Очень большие суммы на строительство храмов церковь получает от Газпрома. В то время, когда монополией руководил Рэм Вяхирев компания не платила из сумм жертвуемых на благотворительность налогов. Другие структуры с государственным участием, например, компания, торгующая оружием, Росвооружение тоже вносят солидные средства в церковную кассу. Действительно ли тратятся эти деньги жертвователей по назначению, покрыто мраком. Церковные финансы, как мы знаем, не подконтрольны налоговой инспекции.

4. Что же спонсоры получают взамен?

Как мы видим, господь не оберегает дарителей от земных бед. Тогда зачем они тратят своё нажитые непосильным трудом? Неужели они боятся адских мук и хотят таким образом купить себе билет в Царство Божие? Конечно, нет. Их спонсорство – это страховка. Эти практичные люди понимают, что заработать миллиарды – это полдела. Нужно заработанное ещё и сохранить. Никто не гарантирует, что завтра к такому владельцу заводов и пароходов придут налоговые инспекторы или прокуроры и что-нибудь нароют. Однако если наверху станет известно, что подследственный щедрый даритель на строительство храма, то к его земным грехам могут подойти не так строго, как к другим.

Страховым полисом для бизнесмена может быть церковная награда. Церковь награждает своих дарителей церковными орденами. Церковная награда – не государственная. Чтобы получить орден от государства, иным приходится по-настоящему жизнью рисковать. А здесь, внёс определённую сумму - и орден на пиджаке. Вид награды зависит от спонсорского взноса. Хочешь более важный орден – плати больше.
В нашем городе, в своё время, называли сумму, которую выложил мэр из городского бюджета на ремонт храма. За это богоугодное дело его наградили каким-то орденом. Однако орденоносец после этого не стал праведником. При поездке за границу таможня у него обнаружила незадекларированную большую сумму в долларах. Об этом греховном проколе градоначальника разболтали журналисты популярной городской газеты. Но хозяину газеты его ошибку объяснили, и журналистам после неосмотрительной публикации пришлось искать другую работу. Уж не знаю, из-за этой статьи, или нет, но следующие выборы градоначальник, который убеждал избирателей в том, что старый друг – лучше новых двух, выборы проиграл. Но и после этого он со своим орденом нашел непыльную работу.

Нужно сказать, что не только церковь награждает нас бренных. После выхода на пенсию, я поучил письмо, в котором сообщалось, что мне присвоили звание почётного пенсионера. Из-за этого мне полагалась медаль, за которую нужно было выложить всего лишь три тысячи – месячную сумму моей тогдашней пенсии. При желании я бы мог получить и другие награды. За самый дорогой орден Благоверного Александра Невского нужно было заплатить больше двухсот тысяч рублей.

Позже правоохранители эту успешную фирму прикрыли. Однако система церковного награждения действует, и дарители на богоугодное дело свои награды получают.

5. С чиновниками под руку

Несмотря на устранение Господа от всех наших земных проблем, служители культа в нашем государстве претендуют на некоторую исключительную роль. Патриарх, например, отмечается на всех государственных мероприятиях и, по-моему, никогда не исчезает с экрана. И это, несмотря на то, что во власть его никто не выбирал, и неизвестно за какую именно сферу в стране он отвечает? Конечно, нам он объясняет, что убивать людей нехорошо. Но это мы и без него знаем. Нам приходится жить не по заповедям, а думать об уголовном кодексе и о других законах.

Спонсорские вклады от госкомпаний не облагаются налогами. За счёт такого манёвра бюджет, недополучает налоги. А это - неотремонтированные дороги, не построенные мосты и скромные зарплаты бюджетников.

Если бы дарители больше думали о нас, о своих ближних, они могли бы жертвовать на строительство храмов из своих зарплат или из дивидендов после уплаты с получаемых ими сумм налогов.  Но они предпочитают экономить на нас.

Значительные суммы церковь получает напрямую от государства через министерство культуры. Из бюджета выделяется средства на ремонт исторических храмов. Понятно, церковные руины портят вид городов. К тому же от прошлого очень часто только эти сооружения и остались. Многие другие постройки ни исторической, ни архитектурной ценности не представляют. Однако, почему церковь сама не приводит в порядок те храмы, в которых идёт служба? Нам говорят, что на это у неё денег нет. Но ведь находят они средства на строительство сотен новых храмов. Почему храмы ремонтируются за счёт бюджета, то есть за счёт безбожников? А завтра они уже потребуют средства на ремонт новых храмов.