Калийные. Цикл Промзона

Дмитрий Бутко
В нашем городе были три калийных комбината. Для тех, кто говорит, что в нынешней стране сплошной бардак, могу сообщить, что теперь их пять и хотят строить шестой. Правда первый и третий рудники закрыты из-за провалов, но это отдельная тема. Так вот, за городом, в "промке", с основания комбинатов начали расти гигантские терриконы из отработанной калийной руды, в которой ещё оставалась куча всяких интересных камешков. Недаром ходит слух, что купить эти горы отходов производства, по сути, хотели японцы. Говорят, что там вся таблица Менделеева собрана . Не факт, но за что купил, за то продал. Терриконы были огромные и занимали очень приличную площадь за ж.-д. вокзалом. Высоту мы так точно и не определили, но метров 100 - 150 навскидку точно. Цвет от тёмно-красного до коричневого. Наверху торчала маааленькая, снизу, машинка-комбайн, с транспортёра которого отработанная руда летела вниз с террикона, образуя следующий. Вот этот комбайн нам просто покоя не давал, и как-то решили мы сгонять на солеотвалы. Посмотреть, что же это за комбайн такой.
Собрались жарким летним деньком и двинули. Это уже потом мы на солеотвалы стали брать с собой хорошую крепкую толстую верёвку, а то и две. Тогда же только начинали открывать для себя "промку" калийных и пошли пустые. Взяли только попить и хлеба. До вокзала добрались быстро. Там под вагоны и вот они родные. Сразу за путями с товарняком начинаются. Из-под горы бежит ручеёк крепкого рассола. Бросаю туда кусок шлака - поплыл !!! Вблизи терриконы казались ещё огромнее. Прям до неба. Но достаточно покатые со стороны вокзала. Есть там и крутые, обрывистые стены, но это мы узнали потом. Издали казались гладкими, а вблизи ноздреватые, с кучей воронок и кратеров. Как бетонная шуба на стене, только масштабнее. Для нас по такому склону подняться - семечки. Сторожко огляделись и двинули вверх. С середины главное вниз не смотреть. Но я высоты не боюсь. Повернусь и смотрю на крохотные, как спичечные коробки, вагоны и домики. Высоко! И ветрище, мама не горюй! А мы в шортах-майках-трениках. На ногах кеды. СССР-овские. Из литой резины. Зато сносу им не было и сцепление с поверхностью будьте-нате.
 Потом уже, когда освоили и облазили там всё, хотели с солеотвалов запустить самопальный дельтоплан. Капитаном Нестеровым назначили меня, но бог миловал. Не сошлись звёзды. Допёрли мы до верха. Думали, там вершина небольшая, а там огромное плато, все изрезанное горами, склонами, ущельями. Мы аж растерялись. Пейзаж космический просто. Кратеры и воронки местами очень большие, много блестящих на солнце камешков. Поднял один яркий красный с голубой жилкой. Лизнул - солёный. Почти сразу наткнулись на кол с табличкой. Надпись "По четвергам - взрывные работы !". Слава Гефесту, был не четверг. Потом случился такой большой шухер в городе, года через три. Пацаны, но не с нашего района, пошли на терриконы в четверг. И пропали. Одного откопали вскоре, другого так и не нашли. Когда породу взрывом рвут, то оползни бывают такие, что в городе трясёт. А уж найти кого-то под таким оползнем...
На соседней горе увидали мы комбайн. Вроде рядом, а хрен доберёшься. Как в настоящих горах. Нашли со временем тропочки-лазейки, но тогда добраться не смогли. Не рассчитали по времени. Темнеть стало, а значит надо сваливать. Тем более, места незнакомые, нехоженные толком. Потом добрались до этого агрегата. Ох и здоровая же бандура!!! Снизу маленький кажется, а на самом деле с двухэтажный дом . Стояло их там аж три штуки. Все в разных местах. У одного стрела с вывалом висела метров на 20 за краем обрыва. По транспортёрной ленте я и еще пара идиотов туда лазили. До самого края добирался только я. Потом обнаглел и даже сидел там, свесив ноги в стометровую пропасть.
Одевались уже тепло. Ветрище там мощный, да и прохладно наверху. Нашли биндюгу деревянную. Чуть я там не скапустился. Стоит домик дощатый. Я дверь толкаю и шагаю внутрь. Ладно дверь была крепкой, я на ней повис и пацаны ухватили за штаны, выдернули обратно. Пола нет. Внутри воронка . На яме прямо домик стоял. Потом по верёвке я туда лазил. Сужалась она вниз, но дна я не увидел. Верёвки не хватило. Самым, наверное, жутким воспоминанием останется у меня подвесной мост. Так мы прозвали эту хрень из транспортёрной ленты, которая висела над ущельем между двумя терриконами. Внизу бежала нитка дороги, и "камазы" казались игрушечными. С одной стороны толстенная лента была прижата катушкой с кабелем, на другой стороне засыпана горой руды. И шла на охрененной высоте, чуть провисая. Нахера она там была нужна, я не знаю по сию пору. И конечно же сразу возникла идиотская мысль перебраться по ней на другую сторону.
Признанным мастером по всякой херне и чемпионом по идиотизму был ваш покорный слуга. Но короля играет свита. Я с тоской глянул на эту тряскую херь и благородно осведомился, мол, может кто хочет первым пройти? Один парняга дошёл до начала пути, но глянул вниз и отказался. Говорю же, дебилами мы не были. Думать и понимать, что можно, а что нет, умели неплохо. Поэтому никто бы мне ничего не сказал. Но! Какая тварь сидит у тебя в башке и заставляет это делать ? Я тоскливо выдохнул, незаметно сглотнул слюну и двинул к мостику. Когда я сделал первый шаг, мой лучший друг Бетон, тогда ещё просто Шурик, сказал: "Митя, ну его нахер. Давай обратно". А потом он уже просто боялся говорить. Потому что я сделал ещё три шага и понял, что дальше я на ногах идти не смогу. Ветер и кач. Я очень медленно сел на корточки и встал на четвереньки аки гордый, но чуток е**нутый лев. И попёр на четвереньках. Дело пошло легче. Я перелез этот чёртов мост. Но чтобы вернуться обратно не по мосту, мне нужно было спуститься в ущелье, потом снова подняться на нашу уже сторону. Это заняло бы часа два. Не верьте, что первооткрыватели были тружениками. Они просто были лентяями и искали кратчайшие пути. Я чуток передохнул и не думая (иначе хрен себя заставишь), но и не понтуясь уже, сразу попёр на четырех костях обратно. До сих пор я помню это ощущение гибкой, качающейся резины и понимание, что от пропасти тебя отделяют 30 мм толщины ленты.
И самое главное - это потом. Потому что я приходил туда один минимум раз в неделю и перелезал этот чёртов мост туда и обратно, неизвестно что и кому доказывая. Как он меня вымотал, гад ! Но как-то раз я припёрся туда и увидел, что моста нет. То ли спалил меня кто-то, то ли звёзды сошлись, но его аккуратно обрезали с противоположного края. Естественно, что потом возникла идея спуститься в обрыв по ленте. Но осуществить её не получилось. Скользнув за обрыв и вцепившись в ленту, я понял, что не осилю - слишком неудобный хват. Пацаны вытащили меня назад и не сказали ни слова. Думать мы всё-таки умели.
Сейчас солеотвалы пропали. После нашумевшего провала на Первом руднике породу стали загонять назад , в отработанные шурфы, чтобы предотвратить оседания и терриконы потихоньку вернулись на своё место - под землю.