воздушные фотографы. Конец рассказа

Виктор Бровков
!
.Рано утром, весь экипаж самолета Ил-14 в полном составе явился в аэропорт Термеза. Наш самолёт одиноко стоял на грунте за перроном. Там куда мы его поставили за день до этого. А весь перрон был занят боевыми вертолётами Ми-8 и Ми-24, вокруг которых деловито сновали люди в военной форме. «Смотрите сколько техники нагнали! Наверное что-то будет!»- высказал общее мнение бортовой механик. «Поживём- увидим!»- отозвался командир.
Как обычно все прошли медицинский осмотр.(Будь здоров).
Бортовой механик вместе с операторами-азрофотосъемщиками направились на самолёт. Готовить его к полёту, а мы, то есть я, командир самолёта, бортовой радист и штурман- аэрофотосъёмщик пошли в АДП. Вся штурманская комната была полна военными лётчиками, считающими, и заполняющими штурманские планы полёта. Между ними сновал старший с майорскими звёздами на погонах. «А Вы что тут делаете?»-набросился он на нас!-«Вообще-то мы пришли готовиться к вылету! Аэродром то гражданский! Это Вы что тут делаете!!!»-возмутился наш командир самолёта. «Ааа! Ну извините. Перенервничал. Мы уже четвёртый день из России летим!»- извинился майор. «Ладно. Сочтёмся. Мы всё понимаем. Сами пилоты!»- отозвался наш командир.
«Давай Володя считай план на участок квадрата и оттуда на Кабул, а мы с Виктором пока сходим на метео и в АДП.»-сказал он нашему штурману.
Мы с командиром зашли в АДП.
Увидев нас. Со стула поднялся диспетчер и спросил-«Это вы с Ила?»- «Ну да! А что случилось?»-ответил наш командир.- «Вам пакет! Только что доставили! Покажите Ваши документы! Тут написано вручить лично Ф.И.О!».-Командир достал свидетельство пилота с вкладышем о допуске. Я тоже проделал то-же.
Внимательно ознакомившись с нашими документами и сверившись с заявкой на полёты, Диспетчер вручил командиру большой запечатанный сургучной пломбой пакет. На нём стояла печать Туркестанского военного округа. С грифом-«Совершенно секретно».
Мы отошли в сторону к окну.  И командир открыл пакет.
Достали послание и начали читать длинный приказ подписанный командующим ТУРКВО.
Суть всего сводилась к тому, что нам отменяли предыдущую заявку, и давали новую!
Нам необходимо было СРОЧНО! Приступить к аэрофотосъёмке железной дороги соединяющей Термез и Душанбе. С детальным отображением всех неровностей по обе стороны полотна с удалением не менее 5 километров в обе стороны. Высота полёта не более 50 метров с обтеканием рельефа местности. Короче- супер большой масштаб картографирования.
«Ну вот! Накаркал Гена! Сюрприз! Сказал что что-то будет и вот!!»-в сердцах выругался командир самолёта. «Пошли в штурманскую Вовку обрадуем! И будем новую карту и план готовить!»-обратился ко мне он.
«Завязывай считать! Мы новую вводную получили! С вояками никогда не знаешъ что ждёт тебя завтра!»-постучав по плечу, усиленно двигавшего по линейке НЛ-10 бегунком штурмана, сказал он ему.
Прочитав новый приказ штурман тихо выругался-«Мать их женщина!». Затем порвал весь штурманский план на мелкие кусочки и выбросил обрывки в урну.
«Ну что господа-товарищи! Пошли в секретку получать новые регламенты и карты.»-обратился он к командиру и радисту-направляясь к двери БАИ.
«Ты вот что Виктор, иди на самолёт. Скажи ребятам, что в Афган мы не летим. Пусть всё закрывают, опечатывают, сдают под охрану и топают в гостиницу. А если начнут задавать вопросы, скажи им что всё объясню я. А сам потом возвращайся сюда на предварительную подготовку.»-сказал мне командир.
Я направился к самолёту выполнять указания командира самолёта. «А что так рано? Что случилось? А где остальные?» встретил меня вопросами бортмеханик. Подтянулись и операторы.
«Ну вот накаркал ты!» сказал я ему. И передал всем указания командира. «Мы тут тоже посекретничали с «Зелёными»-ТАМ большая заварушка, вот их туда и гонят! Может это и к лучшему, что мы туда не летим? Жить то хочется!»- сказал один из операторов. «Даа! А я думал ещё раз увижу Кабул, посмотрю, что там изменилось, схожу на базар!»-сказал я. «А ты что ТАМ был? И когда?»- спросил Геннадий. «Да попал случайно ещё на Ан-2 в 79-м. Как ни будь расскажу. А сейчас мне надо вернуться в штурманскую»-ответил я и пошёл назад. Ночевали мы в душной комнате на десять коек, под шум и гвалт заночевавших там же военных вертолётчиков. Они праздновали последний день пребывания в мирном Союзе, перед вылетом в воюющий Афганистан. А спирта у них было много! Они и нас звали. Но мы отказались. На что наш знакомый майор сказал-«Эх какие же вы лётчики! А в прочем. Хозяин –барин! Каждому своё». После чего пошатываясь удалился к своим.
На следующий день мы вылетели из Термеза и на 100 метрах вышли на ЖД вокзал, снизились до 50 метров и приступили к работе. Прямых участков было очень мало. На каждый приходилось заходить по 15-20 раз. Автопилот мы выключили и крутили все заходы в ручном режиме пилотирования. Володя сидел на месте бортмеханика между мной и командиром, давая нам указания и руководя операторами на включение и выключение аппаратов. Работа шла тяжело. Получалось много брака пока мы с КВС приспосабливались. Ещё мешали борты садящиеся и взлетающие с аэродрома, а мы мешали им. Ох и наслушались мы нецензурщины в наш адрес! Военные лётчики не соблюдали никакого нормального радиообмена! Это на гражданском радиоканале. А Григорий- наш бортовой радист сидел на частоте военных! Там вообще был МРАК! Он вечером в гостинице нам порассказал что там творилось! Вертолётчикам, вылетевшим из Термеза с ходу пришлось вступить в бой! Ну и разговоры соответственные
Вот тут я и вспомнил «Химию» и свои приключения в песках Кызылкума, Короткие гоны и море стандартных разворотов на малой высоте. А крутить штурвал на тяжёлой и ещё и не устойчивой машине гораздо тяжелее чем на Ан-2.
Было ужасно жарко! По салону и кабине гуляли горячие сквозняки, засасываемые в открытые фото люки. Вместе с ними засасывало и огромных мух, которые полчищами набрасывались на нас, мешая работе. И отмахиваться от них мы не могли, крутя головами и следя за пролетаемой поверхностью и строгим выдерживанием скорости, высоты и курса. А на мне ещё лежали и обязанности бортмеханика. Я контролировал работу обоих двигателей. А они старались перегреться.
Постепенно мы  приноровились работать слаженно. Брака стало меньше. И повторных заходов на гоны тоже стало меньше.
Короче в тот день мы налетали больше 10 часов без отдыха и обеда, а отошли от Термеза всего на пол сотни километров. Вымотались до предела! И придя в гостиницу после ресторана и послушав нашего бортрадиста ВСЕ провалились в тяжёлый сон
Следующий день был похож на предыдущий. Но нам уже не мешали самолёты и вертолёты, прилетавшие в Термез. Зато пошли холмы и горы. Головой крутить приходилось ещё больше, тем более что многие возвышенности на наших картах вообще отсутствовали, И штурман сам карандашом их наносил на карту в процессе работы. За день отсняли ещё меньше. Но на ночёвку мы ушли уже в столицу Таджикистана. И всю дальнейшую работу проделывали уже из Душанбе. Там была хорошая гостиница. Цех бортового питания, где я получал готовые обеды на весь экипаж, и самое главное- хороший душ. А при нашей работе он был просто необходим. После жаркой кабины- душ! Кайф! И сон в номере с кондиционером не шёл ни в какое сравнение со сном в душной гостинице Термеза в комнате на десять коек!
Проработали мы там почти пол месяца! Отсняли всё что надо было отснять! И наконец вылетели на основную нашу аэрофотосъёмочную базу в столицу солнечного Узбекистана город Ташкент.
Сдали фотографический материал для проявления и печати. И сами помогли девчатам из фотолаборатории его смонтировать. Тем более, что они бы не разобрались в наших петлях по железной дороге. Брака не было! А я ещё и пару дней погостил у родителей и навестил своих Ташкентских друзей.
В начале следующего месяца мы вылетели в Алма-Ата и Уч-Арал, для точно такой же работы по всё той же заявке Министерства О бороны СССР. Конец этого рассказа.