Электричество в моей жизни

Гайдай Ольга
      Нет, начну не с лампочки Ильича.  Не настолько  долго на сем свете я живу, чтобы помнить те времена, когда это чудо ворвалось в быт.
      Хотя ... постойте. А ведь бабушка моя, проведя большую часть жизни при керосиновой лампе, это благо познала чуть ли не в конце 50-ых или начале 60-ых годов, когда цивилизация наконец-то добралась и до ее деревни.
      А бабушка чья? Моя! Значит я, пусть и косвенно, но свидетель этого события. Родители участвовали в материальной части этого вопроса: деньги на столбы, провода и прочее. А я... Хотела написать «в моральной», но поняла, что поспешила, не было оснований для этого. В том возрасте у меня даже не укладывалось в голове, что где-то люди могут жить без электричества. Думала, речь идёт о каком-то ремонте.
      Как и у всех моих сверстников, электричество для меня - это то, что существовало всегда, это данность, присутствующая с детства и о которой даже не задумывался. Нажал на выключатель - и светло, повернул ручку приёмника - музыка,  чуть позже надавил на кнопку телевизора - и вот тебе кино с новостями.
      Повторюсь, это благо было всегда, а когда что-то присутствует всегда, то его просто-напросто не замечаешь.
      Но однажды произошёл небольшой инцидент.
      С самого раннего детства, сколько себя помню, я очень любила животных. И поэтому в нашей квартире постоянно находился кто-нибудь из братьев наших меньших, страждущих и жаждущих помощи и внимания.
      Видно, чтобы оградить себя от постоянной опасности случайно на кого-то наступить, родители купили мне аквариум. Не помню, чтобы я была очень счастлива. Рыбы явно не входили в разряд мной любимой живности, но на « безрыбье и... рыбы рыбой».
      В общем, на подоконнике появилось небольшое стеклянное сооружение со всеми полагающимися на то время атрибутами: песок, водоросли, термометр и, конечно же, сами хозяева этого богатства -гуппи, меченосцы и моллинезии.
      За новое дело принялась добросовестно. Прочитала, чем кормить, как часто менять воду. Были приобретены рыбки для очистки стекла от ила.
      По прошествии некоторого времени произошла трагедия - на одну рыбку стало меньше. Страдание, слёзы, закапывание ее во дворе под каштаном с крестиком, цветочком и в присутствии всех дружков своих.
     Гибель рыбки меня прямо потрясла. И я более трепетно стала относится к маленьким жильцам. Чаще чистила аквариум и меняла воду.
      Подошла зима. Аквариум стоял на подоконнике огромных окон, занимающих чуть ли не половину более чем четырехметровых в высоту стен. Конечно, окна в те времена на зиму заклеивались, но все равно холодный воздух проникал. Для поддержания нужной температуры воды купили обыкновенную лампочку с черным патроном. В то время других особых приспособлений не было.
      Однажды зимним вечером: папа - весь в телевизионных  новостях, мама готовит ужин, сестра «сражается» с математикой, а я смотрю в окно. И снежная картина за окном вселяет в меня тревогу. Рыбкам же холодно, они страдают! Что делать? Воду сделать теплее! Как? Все перед тобой! Если лампочку погрузить глубже в воду, то... Правильно, она и больше ее нагреет! Богатая идея! Я не думаю - я делаю! И раз! Что-то бухнуло, зашипело. Ночь и тишина... И не только, ещё и темнота.
      И понеслось. Я в рёв: «Спасите! Рыбки!!!» Мама с сестрой с возгласами: «Что? Что случилось?» Папа спокойно: « Что-то с пробками, пойду посмотрю».
      Однако с «пойду посмотрю» было не так просто. Электрические предохранители - пробки (ещё в старом варианте - вкручивающиеся) находились на лестничной площадке под самым потолком. Без лестницы никак. Лестница - у дворника, дворник - на первом этаже в другом конце двора. В общем, только через час мы оказались со светом.
      Родительская попытка разбирательств наткнулась на мое зареванное лицо и сосредоточенное вылавливание перепуганных, как мне казалось, рыб из воды, в которой плавали чёрные хлопья пластмассы. На удивление, всё мое хозяйство, за исключение лампочки, прекрасно перенесло эту мини аварию.
      После происшедшего я сделала вывод: Оля, не надо лампочки и все, связанное с электричеством, погружать в воду!
      Второй случай был поэффектнее и намного позже первого.
      На свадьбу сестре подарили магнитофон. В конце 1960-ых годов магнитофон  был почитаем и даже очень. Трудно сказать, с каким гаджетом на сегодняшний день он был сравним в ту пору. Смартфоны, компьютеры и прочее сейчас есть у каждого, а обладатель магнитофона в те годы слыл самым настоящим  счастливчиком.
      И вот через некоторое время после свадьбы болтаем с сестрой о том о сем и я предлагаю послушать музыку. Сестра отвечает, что это отличная идея, только она не знает, как включить магнитофон. Я уверенно заявляю: «Никаких проблем». Подхожу с усмешкой к аппарату и вижу какие-то провода со штекерами. Слегка в растерянности. Сестра озабоченно: «Может, не надо?» Я: «Спокойно, все под контролем!». Беру и что-то втыкаю, подсоединяю, вставляю вилку в розетку, нажимаю кнопку «включить». И в прекрасном настроении с желанием насмешить сестру кричу: «Ложись!»
      Вдруг раздаётся звук сродни маленького взрыва. Сестра быстро припала к полу. Я сама от смеси страха и неожиданности рухнула на ковёр. Потом пошёл дым и запах горелого…
      И опять вместе с небольшим «спецэффектом» в квартире исчезает электричество. И у папы опять: дворник - лестница- пробки. Но ещё один нюансик. Мой любимый папа был настоящим болельщиком, и только истинные фанаты футбола могут понять его состояние, когда вместе с исчезновением электричества одновременно исчезла и трансляция матча по телевизору, и не просто матча, а решающего с его любимым киевским «Динамо».
      Когда вновь засияло изображение на экране, матч был окончен. Папин взгляд на нас сестрой был более чем выразителен!!!
      Понятно, что магнитофон "приказал долго жить". В причину глубоко не вникала. Вкратце: то, что совсем не предназначалось для розетки, именно и было мной в нее вставлено.
      Однако все бесследно не проходит, опять был сделан вывод: Оля, электроприборы - это не твоя стихия. И если видишь вилку и розетку,  хорошо подумай, прежде чем их соединить.
      Однако не все так  безнадежно плохо. Был ещё и положительный случай в моей практике. Перестал работать телевизор! А я его ... починила. Сняла заднюю пластмассовую крышку и ... пропылесосила. Аппарат заработал!!!
       И вывод был сделан незамедлительно : Оля, если сталкиваешься с электроприборами, используй их строго по назначаю или делай только то, что умеешь! В данном случае - пылесосить.
      Физика была одним из любимых предметов в школе. Но вот раздел «Электричество» явно не вошёл в разряд приоритетных. Видно, в предшествующих экспериментах весь пыл подрастеряла. Но твёрдо решила: относиться к этому потоку заряженных частиц с уважением и в прямой контакт не вступать