Подходящие слова

Полина Марченко
Как-то раз, когда мне было 5 – 6 лет, я и моя двоюродная сестра примерно того же возраста отправились на прогулку с нашим дедушкой. Был май, и стояла ужасная-преужасная жара. Мы удалились от многоэтажек и зашли в зелёную зону, где были небольшие рощицы. И там, на земле среди деревьев, были крохотные участки снега - жара наступила довольно резко, и в сильно теневых местах снег ещё не успел окончательно растаять. И мы так обрадовались этим снежным островкам! Поскорее сбросили обувку и ринулись топать босыми ногами по этому снегу. Он был очень мягкий и вообще не казался холодным. И было так приятно по нему ступать в такой жаркий-прежаркий день!

И вот, вдоволь наскакавшись, мы вернулись домой и начали взахлёб рассказывать бабушке об этом нашем снежном “приключении”. Но бабушкина реакция была совершенно для нас неожиданной. Она совсем-совсем не прониклась нашей радостью, а, наоборот, на её лице отобразилась смесь беспокойства, огорчения и недовольства. Сейчас-то я понимаю, почему – немудрено и простудиться, если в жару переборщить с чем-то холодным. Но тогда я не поняла, что такого мы сделали, и почему она так отреагировала. Но хотя она и разозлилась, ругать нас не стала. А просто рассказала нам историю.

Когда она была молодой и жила в деревне, у них была соседка – взрослая женщина с красивым лицом, нормальным телом и детскими крохотными ножками, которые у неё так никогда и не выросли. И всё потому, что она в детстве бегала по холодным, как снег, камням и застудила ноги на всю жизнь! И она не могла ими пользоваться, и её возили по деревне на тележке, и никто на ней так и не женился.
 
Это была скорее всего выдуманная история, но бабушка рассказала её так убедительно, что мы с сестрой поверили. И потом ещё какое-то время всё осматривали свои ноги – растут они или нет после нашей снежной прогулки =)
 
Зато с тех самых пор мне никогда не приходилось напоминать обуться/надеть носки и не бегать по холодному полу босиком. Очень доходчивая и запоминающаяся история получилась =) Педагогически гораздо эффективнее, чем если бы тогда нас просто отругали.

И ведь, действительно, я много раз замечала, что, случается, хочешь донести до кого-то какую-то информацию, сто раз объясняешь, аргументируешь, потом уже нервничаешь, срываешься, кричишь, и никакого толку - информация не доходит до адресата. Но, бывает, стоит рассказать какую-то историю, привести какой-то пример, бросить какую-то яркую фразу по теме, как тут же - всё дошло, информация успешно донесена.

Однажды я занималась английским с маленьким мальчиком, и мы учили с ним выражение ‘Thank you very much’ (=большое спасибо). Но, как я ни старалась, он никак не мог его запомнить. Каждое занятие реагировал на него, как в первый раз.  И тут я вспомнила, как в детстве одна из моих подружек говорила мне, что когда её папа был маленький, его учительница по английскому языку учила, что ‘Thank you very much’ по звучанию очень похоже на русское предложение “Сенька, бери мяч!”, только слегка нужно откорректировать произношение. И как только я рассказала про это своему ученику, он сразу же запомнил так долго не дававшееся ему выражение. То есть этот один короткий рассказ про Сеньку и мяч заменил целую череду упражнений и заучиваний.

Есть ещё подобный пример. Вот, помню, с самого детства все вокруг - и просто старшие, и воспитатели, и учителя - твердили, что хвастаться нельзя: это не скромно, не воспитанно, не по-христиански. И столько этому посвящено разговоров, книг, мультиков, фильмов. И теоретически я всегда знала и понимала, что расхваливать себя лучше не надо, но практически никогда не чувствовала, почему это считается плохим, пока однажды, уже во время учёбы в университете, не услышала от одной преподавательницы выражение: “Сам себя не похвалишь – весь день, как оплёванный, ходишь”. Уж не знаю, откуда оно взялось и с каким конкретно посылом изначально задумывалось. Уже практически стёрлись из памяти и эта преподавательница, и её предмет, но помню, что это выражение она могла приговаривать в течение одной лекции по несколько раз. И с тех пор, как только начинаю себя нахваливать, что типа все вокруг косячат, а я одна такая ответственная, внимательная да не ленивая – как тут же всплывает в голове это: “Сам себя не похвалишь – весь день, как оплёванный, ходишь”. И я останавливаюсь. Во-первых, после того, как всплывёт это выражение, желание хвалить себя реально улетучивается. А, во-вторых, сразу вспоминается, что пока негодуешь по поводу чужих “косяков”, всегда где-то рядышком уже поджидает свой собственный, и гораздо более ужасный. Это уже неоднократно проверено на личном опыте =))

Таким образом, это одно выражение оказалось для меня гораздо более доходчивым, чем сотни объяснений, наставлений, поучений.

Конечно, всё субъективно. Одни и те же слова могут оказать сильное влияние на одних и совершенно никак не подействовать на других. И если кому-то удалось один раз достучаться до кого-то с помощью какой-то яркой фразы или истории, это совсем не значит, что и в следующий раз этот приём сработает. Тут важно, чтобы подобрались именно ПОДХОДЯЩИЕ конкретному адресату и случаю слова.

И вот, сейчас я воспитываю довольно непослушного и своенравного ребёнка и отмечаю, насколько это приятно, когда вместо нотаций, ругани и крика у меня выходит пристыдить его за непослушание какими-то спокойными ПОДХОДЯЩИМИ словами. Так, много раз меня выручало стихотворение Эммы Мошковской “Обида”. После большого непослушания просто начинаем его читать, и я прямо чувствую, как в процессе с нами рядом присаживается Совесть моего ребёнка и дочитывает стихотворение вместе с нами =))

И я всем, прежде всего самой себе, желаю поменьше нервничать, ссориться и ругаться, и чтобы в любых неприятных, спорных, конфликтных ситуациях почаще подбирались ПОДХОДЯЩИЕ СЛОВА.

P.S. Очень-очень трогательное стихотворение Эммы Мошковской:

Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
Я тоже не помашу,
Она ничего не расскажет,
Я тоже не расскажу…
Возьму я мешок за плечи,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу,
Я буду искать руду,
Я через бурную реку
Строить мосты пойду!
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой…
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдёт много лет,
И вот в самолёт реактивный
Мама возьмет билет.
И в день моего рожденья
Тот самолёт прилетит.
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит!