Павильон венеры

Алексей Решетняк
   Балтийский вокзал. В кассу протягивают единый именной льготный билет. Значит пенсионер! Выглядывает в окошко кассир. Пробивает бесплатный билет. Так мы знакомимся с новым героем - Виктором. У мужчины не молодое, впрочем, приятное лицо, черты  тонкие. Волосы седые. Побрит. За спиной пустой рюкзак.  Он заходит в вагон электрички. Осматривается. Справа у окна сидит женщина. Напротив ее свободно. Ну и хорошо, подумал Виктор. Подошел сел.  Если посмотреть на наших героев. Оба не молодые. Одеты по-летнему. Не щегольски. Женщина смотрела в окно. Виктор внимательно взглянул  на соседку – волосы темно – русые, глаза голубые, лоб задумчивый, выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом. Платье простое изящного фасона. Вдруг электричку качнуло, люди на платформе пошли в обратную сторону. Беспокойство, которое его охватило в метро, может? … Отменили? Постепенно ушло. Он даже попытался закрыть глаза и подремать. Неожиданно послышался женский голос:
– Вы до Гатчины?
- Да! На дачу в Никольское. Красную смородину надо собрать.
- Почему один?
- Не один, а в семье одни свободные руки, для дачи. Остальные работают.
- Вы по Гатчинскому парку часто гуляли? 
Виктор удивленно посмотрел на женщину, почему она ему задала такой странный вопрос?
 – Мы были знакомы?
- Нет. Живем сейчас так странно, - она часто заморгала,  глаза ее заблестели, - мы сидим в метро, нам кажется, что мы все вместе, а по сути, каждый в своих мыслях, одиноки. Некому слова сказать, смотрят на тебя, как … она замолчала, - я с 80 годов работала в Гатчинском парке экскурсоводом. Мне казалось, что меня многие знают. Вышла на пенсию, мои знания никому не нужны,- помолчав, добавила, - Вы! Сами были в парке? Заходили в павильон Венеры, на острове любви? 
– Да! Ведь раньше на работе выдавали молодым семьям однодневные путевки, в Петродворец, в Павловск. Ну, мы и в Гатчине были. Были и в «Березовом домике», но мне, конечно, запомнился маленький ресторанчик на выходе из парка. Виктор закрыл глаза: - Я заказал нам с женой мясо по «гатчински». Он открыл глаза, - это толстый кусок мяса, на нем лук колечками, сверху оплавленный сыр. Все прямо из духовки. Салат. Бакал сухого красного вина. Этот вкус я запомнил на всю жизнь! 
    Женщина улыбнулась: - Ваша любимая картина «Трапеза». В. Г. ПЕРОВ. Угадала?  Но не хлебом единым!- И с какой-то теплотой посмотрела на Виктора. - Значит, мы видели друг друга!
- Может быть? Вы приобщали людей к прекрасному искусству! – Виктор задумался, - сейчас прожиточный минимум не предусматривает общение с искусством. Теперь это просто бизнес. 
 - Мне нравилась моя работа. Вы не возражаете? Если я расскажу вам, о любимом  островке, о том времени, когда я была так счастлива! У женщины стало удивительное лицо, а когда она  говорила, она меняла слог, диапазон голоса, она вела приятный и изящный разговор:   
- Все произошло как будто вчера. - Женщина еще раз посмотрела в окно, и как показалось Виктору, приблизилась к павильону первый раз, - над дверью я увидела золочеными буквами выложено: «ОСТРОВ ЛЮБВИ. ПАВИЛЬОН ВЕНЕРИН». – Когда она рассказывала, у нее заискрились глаза. Она дополняла рассказ руками, видимо она почувствовала, что павильон стоит рядом, и она трогает его стены. – Фасад прямоугольный, со скошенными углами, строгий план. Четкое членение объёма здания сочетается с изяществом и выразительностью его отделки. Фронтон декорирован рельефным изображением колчана со стрелами амура и зажжённого факела, перевитый ветками лавра. Павильон полностью построен из дерева. По проекту архитектора В. Бренна, в 1792 году, - женщина посмотрела на Виктора, убедившись, что он внимательно слушает, продолжила.
– Надо сказать, в годы войны здание чудом сохранилось. Вхожу в павильон, помещение заполнено воздухом и светом. Смотрю на потолок. Я знала, что плафон – главное украшение зала – сильно пострадал. Холст покоробился и заплесневел от сырости, был порван пулями, красочный слой местами осыпался. Я смотрела послевоенные фотографии у реставраторов, - она подняла руки, - и о чудо! Ленинградские художники, проведя необходимый комплекс реставрационных работ, вернули прежнюю красоту авторской живописи. И теперь, когда я стою в зале, перед моим взором открылся живописный плафон площадью 80 квадратных метров. Вы представляете этот объём! Володя посмотрел на женщину, как будто, что то припоминал:
 - Помню, видел! -   Женщина продолжила рассказ.
- Немецкий художник  Я. Меттенлейтером масляными красками на холсте передал жизнерадостные образы античных мифов. Позднее его назвали «Триумфом Венеры».- Женщина подняла голову, посмотрела на потолок вагона, голос ее поменялся, стал загадочным. Она видела? Говорила громко:
 - Богиня любви изображена сидящей с яблоком в руке, в золоченой колеснице, ведомой по облакам белоснежными лебедями. Путь Венеры осыпают розами Грации – олицетворение всего прекрасного. Впереди в крылатой шапочке посланник богов Меркурий. Лучом света озарена покровительница семейного очага Юнона с павлином – символом семейного благополучия. Вокруг богинь резвятся и ликуют боги любви амуры с факелами и стрелами в руках. Человеческое тело - это инструмент. Любое движение – музыка!
 Женщина опустила голову. Помолчала. И! Неожиданно продолжила:
- Пять окон и дверей обращены к озеру. В помещении очень светло? Смотрю, вижу свое лицо? Это в средних простенках зеркала! В злотых рамах.  Все декорировано орнаментами, имитирующие лепку.
     Виктору показалась, что над ними, только что пролетели боги любви амуры. Окончив рассказ, женщина повернулась  к Виктору.  Ее лицо, глаза, светилось необычным светом, этот свет сделал ее намного моложе.
Виктор смотрел и не верил, что искусство способно вернуть человеку молодость, хоть на мгновение!  Он  был счастлив этому чуду и улыбался.
- Так говорите яблоко, в руке? – Виктор задумался, - вспомнил!  Громко рассмеялся. – Мне давно подарили на день рождение альбом «Музеи Мира». И вот на странице «Музей Прадо. Мадрид». Я там видел картину «Суд Париса». Художник Петр Пауль Рубенс. Где была изображена сцена из греческой мифологии. Парнас, сын троянского царя Приама и Гекубы, решают спор между богинями – Герой, Афиной и Афродитой, кто из них более достоин золотого яблока с надписью «Прекраснейшей». Видимо уже тогда женщины мечтали быть «Прекраснейшей»! Они смотрели друг на друга и оба улыбались. Перед Виктором сидела совершенно другая женщина не похожая на тех, что встречались ему на работе, дома.
  В вагоне по громкой связи объявили:
- Конечная станция! Не забывайте в вагоне свои вещи! Они вышли из вагона, и пошли по платформе.
- Вы ни разу не сказали, как вас звать! Познакомимся? Женщина  улыбнулась, посмотрела на небо. – Я! Майя.  Как – нимфа Майя старшая из семи сестер – ПЛЕЯД. Именно ее именем назвали римляне третий месяц своего календаря – май. Я в этом месяце  родилась. Космос, это вечность!
 - Я родился в ноябре. Имя простое – Виктор. А вот с картиной вы не угадали, моя любимая картина «Взятие снежного городка». В. И Суриков. Где я себя вижу на коне. Вам дальше куда?
- Мне? Прямо в парк. Сказала Майя. Виктор остановился, покачал головой. Он смотрел на удаляющий профиль женщины. Вздохнул. Про себя подумал: - мне показалось это весна, а это оттепель!
 Они пошли в разные стороны и были счастливы, шли по вечной земле, и верили что там, на звездном небе! Их души встретятся!