По волнам памяти 3. Коммерческая жилка

Нина Ландау
                Посвящается моему старинному другу Турсуну

Уж не знаю, как бы сложилась моя жизнь, если бы не занесло меня по распределению после воронежского университета в Ташкент. Наверняка она была бы оседлой и спокойной. Но на распределение приехал представитель из Узбекистана и я, бросив в массы клич – “Даешь Среднюю Азию”, подписалась на эту авантюру и сколотила группу из 8 человек.

Ташкент в сентябре – это просто сказка. Солнце, уже не такое жгучее, дыни (О! эти дыни), плов почти на каждом углу, невообразимая базарная пестрота и конечно мои любимые горы.

Но Ташкент был только приманкой – нас посылали в командировки в разные уголки страны и возвращались мы назад через каждые три месяца для отчета. Так легально делался бизнес на молодых специалистах в советское время.
Но мы не жаловались, хотя жизнь и была неустроенной - жить было весело. Несколько лет я проработала в Москве, там то и познакомилась с Турсуном, тоже молодым специалистом из Узбекистана, который, как и я попался в эти сети. Пообщавшись с ним, я поняла, что коммерческая жилка у меня напрочь отсутствует, и что, по всей видимости, она впитывается с молоком матери.

В эпоху сплошного дефицита деньги можно было заработать очень просто – в одном месте купил, в другом продал то, чего там не было. Так как я частенько летала в Ташкент, Турсун посоветовал мне покупать сухофрукты и большие чайники для заварки и продавать их в Москве. Пару раз я попробовала, но затея с треском провалилась – все, что я привозила, я раздаривала.

Тогда Турсун подрядил меня решать задачи по теоретической механике. Он приходил в технический вуз, когда сдавали экзамены заочники, собирал у всего потока курсовые, и мы за деньги их выполняли. Но это был его бизнес – я была подмастерьем.

Вспоминается полукриминальная история еще одного его проекта, как заработать деньги. Турсун договорился и заплатил милиционеру, и они на милицейской машине въехали на территорию мастерской по изготовлению могильных памятников, погрузили несколько мраморных плит в машину и отбыли восвояси, никому ничего не заплатив. На них Турсун решил потренироваться делать надписи, но наверно это было не так-то легко и от этой затеи пришлось отказаться.

А самая невероятная история, это как он заработал за несколько часов 800 рублей – по тем временам огромные деньжищи (моя зарплата была 140 рублей в месяц).
Турсун сел в электричку, доехал до Рязани и пересел в поезд Ташкент – Москва. Прошелся по вагонам  и на корню скупил все дыни, которые узбеки везли на московские базары, расплатиться пообещал сразу по прибытию. В Москве поезд атаковали перекупщики, но везде получали ответ – товар уже продан. Так они вышли на Турсуна. Он попросил с них денег, равную сумме товара + свои 800 рублей, рассчитался с продавцами и был таков.

Этой истории уже не менее 40 лет, но она из моей памяти не стерлась. Надоев скитаться, я осела в Риге, а Турсун вернулся в родной Ташкент, и на долгие годы наше общение было прервано. Но помогли соцсети и он нашел меня и приглашает в гости. Говорит, что Ташкент я не узнаю, так сильно он изменился.

Пишу и на душе так тепло от воспоминаний о нашей безалаберной неустроенной молодости, о теплом Ташкенте и таком сердечном старинном друге Турсунчике…