Приключения Крысолова продолжаются

Оксана Нарейко
- Почему они меня так не любят?
- Кто?
- Люди, конечно!
- А за что тебя любить, ты вечно ноешь и рыдаешь, тоску наводишь.
- Неправда, - прохныкала она и немедленно залилась слезами.
- Вот видишь, чуть что сырость разводишь, как тебя любить?
В самой глубине леса, там, где в деревянном тереме живет его Хозяин, где царят мир и покой, куда не пускают людей, именно там в просторной пещере, засыпанной снегом, Лето и Осень играли в карты. Зима несла вахту, а Весна - шалунья отсыпалась перед работой, сказав, что долгий сон - залог румяных щек, хорошего аппетита и цветущего вида.
- Опять будет кокетничать со всеми, кто под руку подвернется, - усмехнулась Зима и подселила Весну к большой медведице, наказав зверю согревать родственницу и разбудить самое позднее 26 февраля. Зима также наказала Пурге и Вьюге каждый день взбивать ее сестре и брату самый лучший - сладкий и ледяной молочный коктейль и отправилась на работу.
- Успокоилась? - спросил Лето сестру, увидев, что она перестала плакать, - что ставишь на кон?
- Дождик, унылый, долгий, тоскливый, смотри, самый лучший, отменного качества.
- Эх, милая, вот такими дождиками ты и доводишь людей до...
Лето не успел закончить.
- Ай, - вскрикнула Осень, показав пальцем на большую корзину, которую Лето таскал с собой всегда и везде. Корзина была полна зеленой, яркой травы, зеленой же листвы, спелых помидор и пупырчатых огурчиков, попадались там также ягоды и фрукты, звенели бутылки с ледяным квасом и морсом. Но Осень вдруг увидела в корзине крысиную мордочку с веточкой петрушки в острых зубах. Хотя крыс она и не боялась, появление чужака было неожиданно. Не просто неожиданно, а строго запрещено. Никто и никогда не имел права появляться в той пещере.
- Это еще кто? На мороз, подлеца, - Осень протянула руку, но крыса оказалась быстрее и скрылась в большой корзине Лета.
- Не трогай его, - Лето смутился и покраснел, хотя куда уж больше, он и так полыхал пламенем.
- С ума сошел? Строжайше запрещено! Она теперь сюда кучу своих соплеменников приведет или вообще ощенится, нет, окотится, нет, не помню, как это у них называется? Родит, в общем. На мороз, на мороз, чтобы околела! Или дай я ее сама утоплю! У меня тут твой проигрыш - ливень есть в бочке!
- Это не она, он.
- Ничего не меняет, жену приведет, детишек народят, гаму будет, всю пшеницу и кукурузу перепортят. Немедленно вон!
- Уймись! Умоляю, не говори никому.
- Нет, Зиму кликну сейчас же, она самая старая, ей не привыкать к смертям, одной больше, одной меньше.
- Вот послушай...
- Нет!
- Я проведу тебя в Лето!
- Ни за ... что?
- Ты часто ноешь, что тебя не любят и удивляешься, что же такое происходит на Земле в мою смену. Я проведу тебя, если...
- Если?
- Если ты сжалишься над этой несчастной душой.
Осень фыркнула.
- У них нет души!
- Есть!
- Нет!
- Говорю, есть! У любого живого существа есть душа, даже у тебя есть!
- Почему это "даже"? Обидно!
- Люди так привыкли думать, считают нас бездушными, думают, нам все равно, что происходит.
- Это ты про землетрясения, цунами, наводнения, засухи...
- Пожары, саранчу и многое другое, - подхватил Лето, - люди думают, мы радуемся и безумствуем, а на самом деле...
- Дааа, работа, тех. задание на сезон, отчеты...
- Вот и докажи, что есть у тебя душа, сжалься над ним! - Лето аккуратно вытащил из корзины большую серую крысу и угостил ее сухариком, Крыс сидел на ладони Лета, хрустел угощением и поблескивал умными глазками.
- Расскажи ей, расскажи ей все и она поймет - ты - особенный и нельзя тебя убивать, - сказал Лето Крысу и тот, умывшись и стряхнув крошки с серой шубки начал свой рассказ. Он поведал Осени (она рыдала не переставая, так ей стало жаль этого несчастного серого сироту) о своем чудесном вроде бы спасении, о том, как его выловил, уже тонущего и почти захлебнувшегося, человек, которого все звали Крысоловом, как этот самый Крысолов играл на дудочке и проводил всех крыс в землю пшеницы и кукурузы, как Крысенок начал работать Настройщиком дудочки и как он был горд и счастлив и все ждал, когда Крысолов тоже отведет его в эту замечательную страну, где царит вечное Лето, где поля изнемогают от урожая пшеницы и кукурузы и где куры несут яйца только для крыс.
- Так это же твоя дача, брат - не выдержала Осень, - только крыс я там не помню, там всех много, а вот крыс...
- Нас не любят, я знаю, и редко приглашают в гости, - печально молвил Крыс и добавил, что он понимает, отчего так происходит.
- Мы действительно прожорливы и неряшливы, мы не соблюдаем правила гиены ("гигиены", рассеянно поправила его Осень), да, гиены, или шакала, что бы это ни значило, мы переносим болезни и больно кусаемся, но мы не просили создавать нас такими, понимаете? Я бы с удовольствием родился котом и лежал целыми днями на мягкой подушке, я бы играл с фантиком и мурлыкал, я бы царапал кресла и пел мартовские песни, но я - Крыс и делаю то, что мне велено Природой.
- Надо бы с ней переговорить по этому поводу, - прошептала заплаканная Осень Лету, а Крыс продолжил свою грустную повесть.
- Я так и не поверил до конца, что Крысолов оказался обманщиком и потом еще несколько месяцев следил за ним и не зря, потому что случилось вот что...
Осень затаила дыхание.
- Крысолов, как выяснилось, потерял память, он забыл абсолютно все, даже где он хранил свое золото, я бы мог ему помочь, но я был слишком зол на него, он врал мне долгие годы и использовал меня, поэтому я решил просто проследить за ним и если дела у него пойдут совсем плохо, только тогда появиться. Крысолов подобрал клетку и отправился в город, к счастью, не в тот, в котором он чуть не погубил всех свиней. Он бродил по городам и деревням, предлагал выловить несколько крыс, но все ему отказывали почему-то, он голодал, стал похож на неудачливого разбойника и я уже совсем было собрался ему помочь (я и так помогал ему, но тайно, пока он спал, притаскивал ему хлеб и мясо и он, проснувшись, верил, что это ангелы заботятся о нем), как ему все-таки дали работу и он умудрился поймать десяток крыс. Я не мог на это смотреть и отпер клетку. Крысы разбежались, Крысолова поколотили этой самой клеткой и вот от этих побоев память снова вернулась к нему.
- Никогда не слышала такой жалостливой и необычной истории, - проревела Осень. Вся ее одежда уже промокла от ее дождливых слез и Лето понял, людям в этом году придется туго, сестра озлилась на весь мир и зальет его холодными рыданиями.
- Продолжай, но я очень тебя прошу, пусть конец твоей истории будет счастливым! - Осень высморкалась в большой кленовый лист и погладила Крыса по серой спинке.
- История еще не закончилась и я не знаю, что произойдет, - ответил ей крыс, быстро сжевал ягоду клубники и продолжил:
- Крысолов вспомнил все и страшно обозлился на весь крысиный род. Сначала обозлился, но потом он вдруг понял, что у крыс к нему намного больше претензий и что они запросто могли бы его убить, покалечить, но не стали этого делать, они случайно отняли у него все: дудочку, меня, будущее. О женитьбе он перестал думать, он захотел вернуть меня, он жаждал выпросить мое прощение, а еще он поклялся, что обязательно найдет такой уголок на этом свете, где крысам будет привольно и вольготно. Ему и в голову не могло прийти, что искать меня не надо, что я рядом. Я бросил соплеменников и бегал за ним от города к городу, наша крысиная молва разнесла эту интересную историю по всей стране и меня встречали, как героя, ведь именно я прогрыз в дудочке лишнее отверстие, именно я спас столько жизней. О том, что я же и погубил еще больше жизней, они предпочли молчать, называя меня рабом дудочки. Мне помогали искать пропитание, мне разрешали гостить в уютных подвалах, меня показывали детям и просили замолвить словечко за весь крысиный род, когда я попаду в ту самую чудесную страну. У моего народа все смешалась в их серых и черных головах и они все-таки поверили в сказку.
- Она существует! Это дача Лета, там мы проводим Весну, нам надоедает сидеть в этой пещере всю смену Зимы и мы летим туда, где все, как ты рассказываешь, вот только я видела там оленей и зайцев, лис и волков, я видела кошек и собак, тех, кого предали хозяева, кого выбросили на верную смерть, которым повезло и Лето привел их в свои владения, там хозяйничает матушка Забота и нигде мне так хорошо не мечтается, как на мягком пледе, который стелет матушка на лужайку перед домом...
- И которая превращается в болото после тебя, - пробормотал Лето, утирая слезу. Сестра никогда не была так откровенна, никогда не говорила, что же на самом деле она думает.
- И вот когда Крысолов вспомнил все, - продолжил Крыс, угостившись кабачком, - он вернулся в тот самый город, прикинулся свинопасом и стал искать меня. Это было трудно. Крысы не хотели с ним разговаривать и запрещали мне показываться ему на глаза. Он уже стал отчаиваться, как вдруг...
- Ты вернулся?
- Нет, он нашел дудочку!
- Ту самую? Как? Она же утонула? - Осень так разволновалась, что выудила из корзинки Лета большой огурец и громко захрустела им.
- Ее нашли свиньи, они забрели в пруд, спасаясь от августовской жары (Лето смущенно закашлялся и сказал, что у него работа такая и что август - самый жаркий его месяц), они плескались на мелководье и я сам не знаю, как это произошло, но они вырыли из ила ту самую дудочку. Крысолов сразу узнал ее и поначалу обрадовался, подумав, что теперь он точно найдет меня, ведь я всегда прибегал на ее зов. Он вымыл и вычистил дудочку, хорошенько высушил ее на солнце и, волнуясь и переживая, приложил ее к губам и ...
- И... - переспросила Осень, слушающая Крыса так жадно и с таким интересом, что съела почти все содержимое корзины Лета, все, все, даже сырой кабачок. Лето аккуратно задвинул корзину в дальний, темный угол пещеры, чтобы сестра не накинулась на в принципе съедобную, но невкусную траву.
- И все свиньи города сбежались на его зов, - рассмеялся Крыс, вспомнив, как он, услышав любимую дудочку, побежал на ее голос, он хотел предупредить Крысолова, напомнить ему, что дудочка правит уже свиным народом, а не крысиным, но он не успел и возмущенные горожане, выскочившие из домов на звук ломающихся деревянных загонов и сараев, собрались крепко Крысолова отдубасить, а он, увидев, что наделал, быстро убежал в горы и там, уставший и расстроенный забылся тяжелым и крепким сном.
- Ты вернулся к нему? Скажи, ты вернулся? - глаза Осени блестели от слез, лицо опухло.
- Да! Мне стало так его жаль, что я не смог бы просто жить дальше, словно его нет на этом свете, - вздохнул Крыс.
- А к тебе он как попал? - спросила Осень у брата, вдруг поняв, что все-таки почти невозможно встретить Лето, да еще забраться в его корзину.
- Дудочка, - ответили в унисон Крыс и Лето.
- Дудочка? - переспросила Осень.
- Да, я пытался исправить ее, чтобы ни одна живая душа не была заманена ей, но я перестарался и открыл дорогу в Лето, вернее, в его владения, которые находятся где-то рядом, но туда не попадешь просто так. Я отполировал дудочку и Крысолов (он так мне обрадовался! Он просил прощения и рассказывал, как он жил без меня, как ему было тоскливо и плохо, как он боялся, что не найдет меня и не объяснит все, как он виноват!) тихонько заиграл на ней и тогда...
- Тогда пришел я и спросил, какого черта им нужно и почему они трезвонят в ворота, как сумасшедшие, - перебил Крыса Лето.
- А Крысолов упал в обморок и Лето тащил его на плечах в свой дом, где матушка Забота стала отпаивать его какими-то травами и брызгать на лицо холодной водой, а еще она насыпала мне пшена и сказала, что я волен делать все, что угодно, только никого не обижать.
- Погоди! - строго остановила его Осень, - где сейчас этот Крысолов?
Лето покраснел так сильно, что Крыс пугливо отодвинулся от него, побоявшись обжечься.
- У меня, - прошептал Лето, - мы ждем моей смены, а потом Крысолов заиграет на дудочке и я пущу в свою страну всех крыс, всех, кто пожелает.
- А потом? - настаивала Осень.
- Я не знаю, - пожал плечами Лето, - места у меня много, но там скучно, там запрещены драки и ссоры и от меня часто бегут. Почему-то тихая жизнь не всем по нраву. 
- А Крысолову?
- Он так настрадался за всю свою жизнь и кроме того, - Лето покраснел еще пуще и одежда на нем начала тлеть, - кроме того матушка Забота - очень приятная женщина и очень красивая, кроме того она одинока.
Осень засмеялась так громко, что прилетели Пурга и Вьюга с большим кувшином свежевзбитого коктейля.
- Ты совсем непрост брат и я даю слово, никто ничего не узнает, пока сам не расскажешь. надо же! Матушка Забота! А я уж ей местечко в Доме престарелых нашла, - Осень, посмеиваясь вылила на тлеющую одежду Лета кадушку его же фирменного ливня.
- Вы хорошо развлекли меня сегодня, но Зима еще на работе и времени для игры у нас предостаточно. Что ставишь на кон, брат?
- Засуху, хорошую августовскую засуху.
- Принято. Я ставлю ранний заморозок, что срывает с деревьев все листья. Что ставишь ты, Крыс? Если ты, конечно, хочешь поиграть в карты.
- Хочу, - ответил Крыс и задумался.
- Что же ты ставишь на кон? - переспросила его Осень.
- Дудочку. Я ставлю на кон дудочку, - сказал Крыс и ухмыльнулся, показав острые зубы.