Сказочное Быково

Елена Потемкина
                "Сколько заброшенных поместий, запущенных садов в
                русской литературе, и с какой любовью описывались
                они. В силу чего русской душе так отрадно запустенье,
                глушь, распад?"
                (И. Бунин)


В один прекрасный солнечный день мы решили отправиться в гости к сказке -  посетить таинственную усадьбу Измайловых - Воронцовых-Дашковых , -  Быково.

От старых покосившихся ворот  дубовая аллея, обрамленная почти развалившимися, некогда белоснежными и великолепными вазонами, многие из которых лежат на земле уже в виде обломков, ведет нас вглубь старого парка, где из зарослей  неожиданно предстаёт перед нами настоящее чудо – величественный английский зАмок на высоком холме.

И ты уже не здесь, не в XXI веке, ты пропитываешься духом старины и ступаешь дальше и выше по одному из симметричных пандусов, оформленных балюстрадой, ведущему к южному входу дворца.

Дворец великолепен в своей торжественности и парадности, украшает его портик с четырьмя прекрасными полуобнаженными кариатидами, которые держат на своих руках нет, не небо, а огромный антаблемент с возлежащим на нём  балконом.

Оторвать глаз от этого зрелища невозможно, хочется смотреть и впитывать в себя всю эту совершенно неземную красоту. И опять задавать себе уже надоевший риторический вопрос - почему?????

Почему здание, построенное великим Василием Баженовым в конце XVIII и перестроенное в середине XIX века не менее великим Бернаром де Симоном, находящееся (естественно) под охраной государства, пребывает в таком плачевном состоянии?!

Неужели Екатерина Романовна Дашкова - ближайшая сподвижница и подруга Екатерины Великой и Президент Российской Академии наук не достойна того, чтобы её родовое гнездо было отреставрировано?!

Этот прекрасный дворец заслуживает того, чтобы стоять посреди ухоженного старинного парка и принимать толпы благодарных посетителей, которые, несомненно, будут. (Учитывая, близость наукограда Жуковский с его  международным Авиасалоном).

Территория парка, коммуникации и здания усадебного комплекса принадлежат разным ведомствам, ни одно из которых не берет на себя ответственность за сохранение этого редчайшего памятника.

Департамент здравоохранения - пользователь усадьбы должен был провести давно запланированные реставрационные работы, но, конечно же, не провел. Как это знакомо!!!

А ведь здание можно восстановить, все его основные детали на месте, (пока на месте), что  удивительно.

Фигуры кариатид великолепно сохранились, и в отличие от Венеры Милосской или Ники Самофракийской, например, имеют руки, ноги и даже головы, черты лица тоже  прекрасно просматриваются, и носы не отбиты, как частенько случается.

 Но фрагменты кладки, штукатурки и декора здания, части балясин постепенно отваливаются  и лежат тут же на траве.
 
Усадьба приходит в упадок и являет собой величественно-печальное зрелище.

 Дом Пашкова работы того же Баженова  стоИт себе двести пятьдесят лет напротив Кремля и очень даже неплохо выглядит, Царицыно (Баженовское, опять же) замечательно отреставрировали, - чудесное место, толпы отдыхающих…

Кому Быково дорогу перешло, чем не угодило? Одни вопросы, на которые нет ответов…

Ладно, вернемся от этого нелирического отступления в усадьбу, о ней гораздо приятнее рассказывать, чем о нерадивых чиновниках.

Дворец имеет четыре абсолютно разных фасада, основные – южный и северный. О южном с кариатидами я немного рассказала, теперь – о северном.

Северный фасад – центральный, но выглядящий гораздо проще южного, украшен величавым арочным входом, с балконом над ним, (правда, уже без кариатид), выше которого на аттике расположен герб Воронцовых-Дашковых с их девизом Semper immota fides – «Верность всегда непоколебима».

С запада к дворцу примыкает трехуровневая башенка, на которой когда-то были установлены солнечные часы и телескоп, - любил хозяин занятия астрономией.

По всему периметру здания расположены высоченные арочные окна, множество колонн, пилястров, лепнины.

Это одна из немногих усадеб, в которой сохранилась внутренняя отделка, тоже выполненная в английском стиле.

 В усадьбе был орган, хозяева частенько устраивали вечера органной музыки.

Внутрь не пускают, а через окна что-то разглядеть  практически невозможно. Жаль!
Очевидцы утверждают, что внутри очень красиво, и интерьеры еще можно восстановить, пока не поздно.  Но, как говорится, свежо предание…

В Быково снимали фильм ужасов "Тварь", сериал "Чёрное море" - хоть в кино теперь можно увидеть внутреннее убранство имения.

 
А еще в усадьбе имелись ванные комнаты и санузлы, что по тем временам было огромнейшей редкостью.
 
Теперь прогуляемся по прекрасному в своем запустении английскому парку с красивыми перепадами высот, оврагами и взгорьями.

Спустимся с высокого дворцового холма и направимся к усадебным прудам. Их три, - один большой и два поменьше. Пруды давно не чистят, но честно скажу, выглядят они очень живописно, недаром Поленов, Левитан и Серов увековечили заросший пруд на своих гениальных полотнах.

Современные поленовы и левитаны тоже сидят на бережках усадебных прудов и задумчиво водят кистью по холсту, создавая новые шедевры.

Не сразу увидела на небольшом круглом острове в центре большого пруда великолепную ажурную ротонду. Она пряталась в густой зелени деревьев и казалась какой-то чужестранкой-итальянкой в этом диком британском  пейзаже.

На остров, называющийся Сиреневым,  когда-то вёл изящный мостик, от которого остались «рожки да ножки» в виде фрагментов каменной кладки, был тут и причал для лодок.

Зимой по льду можно добраться до острова и лицезреть беседку вблизи, но современные «соавторы» Баженова расписали её идиотскими граффити, так что лучше этого не видеть и не расстраиваться. Издали эти художества  совсем не видны, поэтому ротонда представляет собой очень живописное зрелище.

Беседка, построенная Баженовым в XVIII веке, предназначалась для уединенных философских бесед (масон - архитектор знал в этом толк).

Ротонда имела название - храм Цереры или «Беседка трех философов». Три пилона, расположенные по кругу и коринфские колонны поддерживают широкий карниз и купол. Имена трёх философов доподлинно не известны (Аристотель, Платон, Сократ?), а медальоны с их изображениями не сохранились, остались только одни овальные обрамления.

Последний раз ротонда реставрировалась в 1983 году, что тут можно еще сказать?!

Недалеко от усадебных построек  расположилась абсолютно неземной красоты церковь Иконы Владимирской божьей матери, построенная Матвеем Казаковым по проекту Василия Баженова в псевдоготическом стиле.

Подобной церкви я не видела нигде и никогда, да и нет другой, Она единственная и неповторимая!

Вы видели когда-нибудь двухэтажную овальную церковь, с двумя изящными симметричными башнями со шпилями и стрельчатыми арками, к которой с двух сторон ведут  широкие и немного изогнутые лестницы с балюстрадами?!

Церковь, скорее, похожа на волшебный замок из  сказки или замечательные пражские храмы с башенками.

В 1830-х годах рядом с церковью в том же стиле построена   колокольня.
Через сто лет церковь закрыли и  разместили  здесь швейную фабрику, а позднее склад.

В 1989 году она наконец-то вернулась в лоно Русской православной церкви.
 
Верхняя церковь, в настоящее время закрытая(ремонт?), освящена в честь Владимирской иконы Божией Матери, храм в подклете (открыт) — Рождества Христова.


ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАРИСОВКА.


В давние времена село Быково называлось Марьиным и принадлежало князю Димитрию Донскому.
Перед Куликовской битвой он завещал его своим сыновьям.

В начале XVIII века знатный воевода Илларион Воронцов получает село в подарок от самого императора Петра Алексеевича.

В середине XVIII века Воронцовы были в опале и Екатерина II пожаловала эти земли Михаилу Михайловичу Измайлову  - бывшему камергеру при дворе Елизаветы Петровны, действительному статскому советнику, генералу-поручику, Председателю Кремлевской экспедиции дворцовых строений уже при своём дворе.

В 1775 году решила матушка-императрица нанести дружеские визиты в усадьбы московских чиновников, справиться об их здоровье да житье-бытье. И в Быково к Михайле Михайловичу на чаёк не преминула заехать.

Не произвело имение  на матушку никакого впечатления, о чем тут же изволила сообщить хозяину.

Обиделся Измайлов,  даже обелиск в честь приезда императрицы  ставить не хотел, как это было принято в те времена.

Потом отошел немного, успокоился, обелиск поставил, а вместе с ним и дворец новый решил заодно возвести.

Злоупотребив служебным положением (в те времена тоже такое случалось), пригласил своего подчиненного архитектора Василия Баженова и наказал ему возвести дворец, краше которого ни у кого еще не было.

Выкопали крепостные три больших котлована на приусадебном участке, из полученной земли  холм высокий насыпали, а на холме этом возвел Василий Иванович чудо-чудное, диво-дивное – зАмок сказочный с прудами да лебедями, зимними садами, беседками да гротами.

Парк был разбит пейзажный на двадцати пяти гектарах земли, скульптуры заморские привезли да по аллеям расставили.

А на берегу пруда диковинной красоты  павильон Эрмитаж о двух этажах воздвигли - со стенами, украшенными пилястрами, элегантными оконными наличниками, фризом со скульптурными гирляндами. А одна стена, на водоём выходящая, была из стекла венецианского, редкостного, чтобы гости могли любоваться рыбками дивными, что в прозрачной воде плавали.

И церковь построили из камня белого о двух этажах, доселе не было таких во всей империи. Формы овальной, с высокими лестницами, окаймленными изящной  балюстрадой, с барельефами небесных покровителей хозяев усадьбы на фасаде, а на крыше большие и маленькие башенки-шпили с крестами золочеными. Не церковь, а  восьмое чудо света!

И загремела слава о прекрасной усадьбе на всю Рассею от Волги до Енисея.
 
То-то стыдно было матушке Екатерине Алексеевне, и не появлялась она больше в землях московских, так и сидела тихонечко в  Санкт-Петербурге  до самого своего отхода в лучший из миров.

В начале XIX века  усадьба Быково вновь переходит во владение Воронцовых. Сильно разрушена была в Отечественной войне 1812 года, в запущенном состоянии пребывала.
Значительно пострадал и парк, больше чем наполовину вырубленный французами.

В начале 1840-х годов Иван Илларионович Воронцов-Дашков приглашает знаменитого швейцарского архитектора Бернара Симона для глобальной реконструкции усадьбы.
 
По сути, это было новое строительство, - от баженовского  дворца остались только подвалы, въездные пандусы и балюстрада.
 
Новый усадебный дом, похожий на английский замок, был возведен на баженовском фундаменте из красного кирпича и отделан белым камнем,- замечательное сочетание.

Каждый из четырех  фасадов  был абсолютно индивидуальным и символизировал определенное время года.

Главный вход с пристроенным фойе барочной лестницы и подъездом для карет был расположен на северной стороне.

Южный фасад с балюстрадой, украшенный пилястрами и колоннами-кариатидами, выходил на реку.

К западной (мужской) части дома примыкала трехэтажная прямоугольная башня с часами и обсерваторией.

Восточный (женский) фасад с  большим балконом  выходил окнами в  пейзажный парк.

Все лестницы были украшены статуями и огромными вазонами с живыми цветами.

В парке была разбита живописная аллея из черных роз, которые  хозяевам доставляли исключительно из Франции.

В  оранжереях выращивались тропические растения, а в теплицах -  ананасы, персики, лимоны.

Последним владельцем усадьбы (с 1784 года) стал Николай Ильин, инженер-путеец (неплохо, я замечу, жили инженеры в то время). Вместе с К.Ф. Фон Мекком он создал первую частную железнодорожную компанию.

К нему частенько наведывался Столыпин Петр Аркадьевич, патронирующий Быковский приют для крестьянских детей.

После революции 1917 усадьбу национализировали и разместили здесь детский дом для сирот красноармейцев (по другим данным – детскую колонию(!))

Часть предметов искусства была передана в Раменский музей, часть (думаю, бОльшая), как всегда, исчезла в неизвестном направлении.

 Музей, как ни странно, ценности сохранить тоже не смог. До сих пор «ищут» портрет княгини Воронцовой-Дашковой кисти Дмитрия Левицкого.

В 1930 –х годах  был разрушен павильон Эрмитаж, исчезли обелиск в честь Екатерины II и колонна Павла I, разобраны конюшня, грот и гротесковый мост. Также были расхищены интерьеры дворца, демонтированы камины, утрачена библиотека.

Безжалостно выломали оргАн, долго валялись его трубы в усадебном парке, изредка пропуская через себя унылые завывания ветра...

В годы Великой Отечественной войны в доме находилась школа подрывников.
После войны в усадьбе разместился и работал более тридцати лет туберкулёзный санаторий, до 1966 года лечили здесь открытую форму туберкулёза.

В 1960 году Совет Министров РСФСР присвоил усадебному комплексу статус памятника республиканского значения.

С середины 1960-х годов в усадьбе начались реставрационные работы, которые продолжались много лет, но, по сути, не принесли никаких видимых результатов.

В середине восьмидесятых годов  были утрачены оставшиеся сооружения великолепной усадьбы, в том числе и центральный зал оранжерейного павильона, ради строительства частного дома. Ну, что тут можно сказать?!

В настоящее время усадебные постройки поддерживаются только силами волонтёров (их немало, что радует).

Но проект преобразования усадьбы в культурно - туристический центр, достаточно давно разработанный, до сих пор не реализован из-за бюрократических проволочек.

Остается, как всегда, ждать у моря погоды.

Из Быкова не хотелось уезжать, совсем не хотелось. Чем-то заворожила меня и сама усадьба, и таинственный заповедный парк, и заросшие тиной живописные пруды…

Она, как будто, хотела мне что-то что сказать, поведать какую-то тайну…

Но я точно знала, что обязательно буду сюда возвращаться, потому что часть моей души осталась здесь навсегда.