Сельский вор Часть II

Ян Пронский
1

  С первыми петухами мать-одиночка Мария Павловна Свиридова вернулась домой после ночной попойки у одного соседа и заметила, что её дочери нет. Она думала, что Катя после похода за грибами в лес будет дома ещё со вчерашнего вечера, но не тут-то было. Девочка никогда не перечила словам матери, а значит, должна была вернуться во время. Катя, конечно, могла остаться на ночь у друга семьи – Новикова, но тогда бы она обязательно предупредила Марию об этом. Делать было нечего – нужно идти к главе села. Заспанный Вениамин  Семенович открыл двери старой знакомой. На вопрос о том, была ли Катя у него дома, он ответил отрицательно. Мария Павловна была безутешна. Её маленькая Катюша не могла больше нигде остановиться, а это значит, что что-то с ней случилось плохое. Она села в кресле и там же осталась плакать. Новиков же недолго думая, пошёл по селу и стал опрашивать всех, кто мог бы приютить Катю у себя. Но каждый человек говорил, что не знает где она. Оставалось лишь одно – идти в лес на поиски, ведь это единственное место, где она может быть. Пока одна половина сельских жителей, пока не зная о случившемся, сладко спала в своих кроватях, другая половина отправилась в лес искать маленькую девочку. Постепенно каждый обитатель приступил к поискам. Спустя пару часов, бармен Дмитрий нашёл Катю. Она была мертва…
  Всё это узнал Шипов, после того, как его разбудили с криками и воплями о произошедших событиях. Первым же делом, он вместе с некоторыми жителями отправился в лес осмотреть место возможного преступления. Он понимал, что идёт туда, где сам когда-то чуть не расстался с жизнью. Но ему повезло, а этой несчастной девочке - нет.
  Идя по селу, Александр Михайлович слышал различные разговоры, каждый из которых напоминал другой. Одни обсуждали и спрашивали друг друга о том, как же умерла девочка, может её что-то убило, или кто-то. Другие уже говорили, что знают имя убийцы или убийц. Третьи даже начали утверждать, что виновника уже поймали. Но кто бы что, ни говорил, равновесие в жизни села было безвозвратно утеряно.

2

  Пройдя вглубь леса не меньше километра, Шипов увидел её. Он ужаснулся, ведь вчера она была ещё живая, а сегодня дыра от пули, которая пробило голову навылет, с трудом позволяла узнать Катю. Лишь одежда оставалось той же, но, конечно, сильно запачканная кровью. Невозможное зрелище, даже для опытнейшего Шипова. «Какой человек мог совершить такое зверство? Да и человеком его назвать язык не повернётся.» - думал он.
  Пока все стояли в исступлении, Александр Михайлович хотел осмотреть тело и место преступления, но не успел он приступить к тому, что делал до этого уже множество раз, как его прервал прокуренный голос полицейского из райцентра. Он вместе с двумя коллегами и врачами скорой помощи, приехали, как только смогли и сразу начали отводить жителей в сторону. Шипов хотел было достать своё удостоверение, но порывшись в карманах, понял, что забыл его дома. Выбора не было. Ему пришлось уйти в сторону вместе с остальными. 
  Полицейский с прокуренным голосом и постоянно чихающий оказался лейтенантом полиции, а по совместительству полным мужчиной лет пятидесяти - Борисом Афанасьевичем Труниным. Поглаживая тёмную и густую бороду, он внимательно осматривал место происшествия. Было заметно, что он такого явно не ожидал здесь увидеть. Чтобы не травмировать психику остальных жителей, Трунин приказал вовсе увести людей из леса.
  Всё это время Златан был вместе с Шиповым, и Небулаев был очень подавлен. Привычной улыбки не было и, похоже, не будет ещё долго. Между ними воцарилось молчание. Лишь тихие восклицания «Ужасно… Невозможно… Как же так?...» - были слышны из уст Златана. Затем он безутешный направился в кабак. Александр Михайлович, оставшись один, поспешил домой и, взяв удостоверение, направился обратно к Трунину, чтобы всё обсудить и постараться оказать хоть какую-то помощь. Ведь неспроста Шипов оказался в селе именно в это время.

3

  Во время того, как Шипов шёл обратно в лес, ему повстречалась карета скорой помощи. «Возможно, - подумал он, - девочку уже погрузили и увезли, чтобы сделать подробное вскрытие, которое раскроет завесу тайны. После встречи и короткой беседы с Труниным, Шипов уже знал, что некоторые люди были опрошены, а место происшествия осмотрено.
  - Александр Михайлович, я рад, что вы решили нам помочь, но мы и сами в состоянии справиться, - высказал Трунин при встрече с Шиповым.
  - Я всё равно попробую чем-то содействовать следствию.
  - Хорошо, апчхи, - чихнул лейтенант, - Извините. В последнее время простуда совсем доконала. И так я продолжу. Как мы выяснили, девочка пятнадцати лет Екатерина Данииловна Свиридова вчера, примерно с 17:00 по 19:00 отправилась в лес по грибы. Мать она предупредила о том, что вернётся через пару часов. Но так и не вернулась.
  - Она отправилась в 17.30. Я разговаривал с ней как раз тогда, когда она уходила, - заметил Шипов.
  - Хм, это ценная информация, - поглаживая бороду, заключил Борис Афанасьевич, - И так, она направилась в лес, где её убили точным выстрелом в голову. Дальнейшего хода событий мы не можем знать, апчхи.
  - Я видел скорую помощь. Вы уже отправили тело на экспертизу?
  - Да. Через несколько часов мне должны точно сказать, из какого оружия была убита бедная девочка.
  - Отлично. Могу ли я тоже осмотреть место убийства?
  - Конечно, Александр Михайлович, оно всё ваше.
  Подойдя ближе к берёзе, ствол которой был весь в крови, Шипов начал осматриваться. Спустя пару минут раздумий и ходьбы по лесу, капитан подозвал лейтенанта.
  - Борис Афанасьевич, идите сюда.
  - Да-да, апчхи.
  - Смотрите, тело лежало здесь, верно?
  - Именно, - Трунин утвердительно кивнул толстенькой головой.
  - Пуля пробила череп насквозь? Ведь в дереве виден след от пули, которую вы тоже вытащили.
  - Так и есть, мы как раз её и отправили на экспертизу.
  - По положению этой дыры можно понять, с какого именно направления стреляли. Если вы пойдёте за мной, то увидите кое-что, - спустя полминуты ходьбы Шипов продолжил, - Вот, отсюда стреляли, - он указал на место в кустах, где скорее всего когда-то затаился убийца.
  - Как вы поняли, что именно здесь был стрелок?
  - Если присмотреться, то можно увидеть, что некоторые листья на этих кустах слегка обуглены. Вот, смотрите. Наверное, пуля прошла сквозь них.
  - Это интересно.
  - Но не менее интересней другого, - Шипов за всё время пребывания в селе наконец-то почувствовал, что живёт, - вот, следы. Нам повезло, что недавно был дождь и грязь не дала убийце скрыться, не оставив отметок.
  - Как же мы их не заметили?
  - Это уже не важно, Борис Афанасьевич. Мы можем проследить по ним. Вот, тут он идёт к кустам. Смотрите, земля в этих местах более укатана, а значит, ступал он аккуратно и медленно, как будто крался. Обратно же, он, скорее всего, бежал, так как местами след даже не проявляется, видите? Получается, что тут преступник наступал быстро.
  - Логично, ведь он ждал девочку, а когда убил, решил как можно быстрее уйти.
  - Согласен с вами, - Шипов был в «восторге» от сообразительности его коллеги. - Следы от ботинок примерно 44-45 размера, это может нам помочь. Также есть ещё следы, такого же размера обуви, но в этот раз преступник бежал и к кустам и обратно от кустов. Возможно после убийства, он понял что что-то забыл и решил поспешно вернуться. Самое интересное то, что он обронил ружье, вот видите? - Шипов указал на оставшийся след от старого огнестрельного оружия, - За ним-то он и вернулся. А если присмотреться, то можно увидеть перевернутые инициалы - «В.Н.».
  - Это может быть Вениамин Новиков.
  - Именно, но судить пока рано.
  - Как я понимаю, нам остаётся ждать экспертизы и тогда можно уже думать дальше?
  - Да, но я предлагаю поспрашивать тех, кто мог что-то видеть, а не только мать девочки.
  - Вы тут старший по званию, вам и решать, апчхи.
  Пока два следователя шли обратно в село, им на встречу выкатился слегка поддатый дядя Олег. Он, через слово останавливаясь и запинаясь, был опрошен Шиповым.
  - Да чё вы тут бегаете все, а? Ну видел я одного мужика ик, - он икнул, - этот то мужик вчера шёл в лес с ружьем. Оно и правильно, сейчас самое-то охотиться ик. Через пару часов гляжу, а он из леса выходит, но без добычи и даже без ружья, значит херовый из него охотник.
  - А лицо его вы разглядеть смогли?
  - Неа. Я чё, каждую собаку должен в лицо знать ик?
  - Хотя бы какие-нибудь приметы? Одежда, обувь, причёска. Что угодно.
  - Да я тебе говорю, ничё не увидел. Шёл мужик с ружьем и вышёл мужик без ружья и вот всё. Чё тебе ещё от меня надо? Дай пожить спокойно, а то понаехали тут знаете ли. Коренных жителей принижают и оскорбляют. Лучше дайте денег, мне пяти рублей на водочку не хватает… - Шипов понял, что ничего добиться от него уже не выйдет.
  - Одинокий мужчина шёл вчера лес с ружьём, выстрелил, обронил оружие, убежал и должен был вернуться за ним. Нужно срочно идти к Новикову.
 - Будем брать его на живца, апчхи - высказал Трунин.

4

  Шипов вместе с Труниным и двумя его помощниками направились к дому предполагаемого убийцы. Шли молча. Каждый был погружён в свои мысли, особенно Александр Михайлович. Он вспоминал, как в четыре года вместе с отцом пошёл на рыбалку. Было лето, светило яркое и огромное солнце, пели птицы и мир был таким добрым и радостным.
  - Папа, а почему мы ловим рыбку на хлеб, а не на червей? – спросил маленький Саша, -  Мальчики говорили, что с червячком рыба будет радостнее идти на крючок?
  - Потому, сынок, - отвечал старший Шипов, - что рыбу мы ловим ради пропитания и выживания, это необходимость, понимаешь?
Саша кивнул и, делая вид, что понял, хотя ничего не понял.
  - Убийство рыбы это плохой поступок, - продолжил Михаил Юрьевич, - но убийство червя ради поимки рыбы - ещё хуже. Он не заслужил этого. Запомни, сынок, если можно сохранить чью-то жизнь - сделай это.
  Жизнь Новикова я не сохраню, папа…
  Трунин постучал в ворота дома главы села. Спустя некоторое время дверь отворил плотный мужчина со свиными глазками и удивлённым лицом.
   - Добрый день, если вы хотите опросить ещё раз Марию, то я уже проводил её домой.
  - Спасибо, но мы пришли к вам.
  - Понимаю, но я слабо знал Катю… Не думаю, что смогу вам чем-то помочь, - у Новикова выступил пот на лбу.
  - Ты знал её достаточно, чтобы убить, - отрезал Шипов.
  Спустя пару минут глава села уже находился в своём кресле и отвечал на вопросы следователей, а остальные сотрудники правопорядка обыскивали его дом.
  - Я знаю, что меня не любят на селе, придумывают всякие небылицы про воровство, обман, и т.д., но чтобы приписать убийство! Это уже слишком низко для нашего народца. Ещё раз повторяю, я был дома всю ночь и никуда не выходил!
  - Нашли, - закричали младший и старший сержанты, - нашли ружье во дворе дома и на нём такие же инициалы «В.Н», - на Новикове не было лица.
   - Интересное совпадение, - начал Шипов, - на месте преступления мы нашли след от ружья с вашими инициалами, а у вас в доме есть то самое ружье, немного испачканное и с такими же инициалами. Также интересен и тот факт, что ваша обувь слегка в гряди и 44 размера, совпадающего со следами убийцы. Что вы можете сказать в своё оправдание?
  - Ничего, это не моё ружье, - с каплями слёз на толстых щеках ответил, возможно, бывший глава села, - да, я пошёл ночью прогуляться по лесу и вдруг услышал выстрел, побежал посмотреть и увидел её…. Я поспешил домой, чтобы никто не подумал на меня, ведь этот народец только и хочет в чём-то обвинить невиновных людей. Придумывают несуществующие вещи. Но стрелять я не стрелял, это не моё ружьё, ещё раз повторяю! Меня подста… - Новиков не успел закончить, как Шипов показал жестом надеть на него наручники.
  - Будешь рассказывать это в суде, - сказал Александр Михайлович, прикованному к заднему сиденью полицейского бобика, уже точно бывшему главе села…

5

  Прошло полгода. Новикова посадили за преднамеренное убийство на десять лет. Мать убитой Кати уехала в город. Шипов стал чаще навещать родных, помогать им. Он покрасил дом, снова высадил палисадник, починил калитку и ступени. Жизнь начала налаживаться и отец казалось даже начал понемногу поправляться.
  Однажды вечером Шипов заглянул в кабак и увидел знакомое, но уже изрядно постаревшее от нескончаемого приёма алкоголя лицо Небулаева.
  - Ну здравствуй, Златан, - сказал Шипов, присаживаясь напротив толи татарина, толи калмыка, - давно тебя не видел.
  - Приветствую, Александр, - Небулаев отхлебнул со стакана. Улыбки на его лице не было также, как и в день убийства, - Михайлович. Дела не дают покоя.
  - Вижу твои «дела» идут полным ходом.
  - Несомненно, - Златан выпил кружку залпом.
  - А ведь уже полгода прошло с того случая, помнишь?
  - Не напоминайте, - Небулаев жестом показал бармену Дмитрию, чтобы ему и его собеседнику налили по пол литра, - я и сам тут по этому поводу.
  - Ужасные были дни, но преступник наказан. Это радует.
  - Соглашусь, но, - Златан осёкся, затем отхлебнул пол кружки, посмотрел грустными глазами на Шипова и продолжил, - но ведь преступник пойман не был.
  - Как это «не был»? – удивился Шипов.
  - Александр Михайлович, я могу на вас положиться в том, что наш разговор останется в тайне? - нагнувшись к следователю, прошептал Небулаев.
  - Конечно.
  - Тогда знайте, - в глазах Златана появились слёзы, - это я убил Катю…
  - Как? – поражённый капитан не мог найти слов.
  - Я не знаю, - через силу вымолвил татарин, - ночью пошёл на охоту и услышал шорохи, подумал лисица какая или олень. Ну и выстрелил, а потом как увидел её… ружье так и упало. А потом давай дёру оттуда и больше никому об этом не говорил...
  - Но это ружьё Новикова, - ни как не верящий этим словам, произнёс Шипов, - мы нашли оружие у него дома.
  - Чтобы не подумали на меня, я подбросил ружье ему за забор.
  - Там были инициалы «В.Н.», я сам видел.
  - Угу, - процедил Небулаев, - вот только моего покойного отца зовут Вахид и это было его ружье…
  Шипов вышел из кабака как в тумане. Он видел всё это, он мог догадаться, мог предотвратить и наказать настоящего преступника, но не сумел, а может и не хотел. Жажда мести закрыла ему глаза и человек, который может и не святой, но точно не причастный к этому делу, оказался за решёткой по его вине. И что делать? Отец отомщён, но судили-то Новикова не из-за него. А если обвинить Златана, то жертва отца и горе в семье станут напрасными?  Как быть? Что делать? Если я сужу других по своим законам, то меня самого стоит судить… – с этими мыслями Шипов подал в отставку.

12.07.2020