Он был сапожником

Владим Филипп
***
Он был сапожником.
Потомственным.
Таким же,  как  и его отец.
И дед .
И прадед.
И вся  их жизнь , как сапожников, прошла в этом полутёмном полуподвале старого средневекового дома в Старой Праге  с маленьким полуовальным оконцом под самым потолком.

Жизнь города проходила для них из года в год  только сменой обуви прохожих перед оконцем и отдавших обувь в ремонт..
Разной по достоинству.
Людей разного достатка.
Возраста.
В разное время года.
В мягкий  снег..
В дождь.
Или среди смятых осенних листьев.

Большой частью его жизни был верстак  от стены до стены под оконцем вдоль стены с  накопленным сапожным богатством из ножниц, сапожного ножа, молотка, шилья – крючков, рашпилей с разной насечкой, напильниками, затяжных клещей, , кусачек , гвоздевытаскивателя, гладилкой, кантиком, урезником, токмачом, накатником для ранта , колёсиками  сменными для нанесения узора, пяточными ,намёточными, другим сапожным имуществом, который завершала небольшая полка с обувной коробкой, которая бережно прикрывала его любимца , старенький фотоаппарат Roliflex оставшийся ему от  отца   на 12 кадров и широкую плёнку с вертикальной шахтой настройки визира.

Когда с заказами на ремонт было не очень, от доставал своё сокровище из коробки, любовно его протирал, отодвигал всё сапожное очищая верстак, и подставив старый , ещё от деда , стул влезал на верстак , чтобы перевернув фотоаппарат  вверх ногами посмотреть на улицу..
Roliflex   имел верхнюю шахту с зеркалом и через неё  он мог  подняв руки видеть то, что происходило на окном.
Громоздить же ещё одну подставку себе под ноги на верстак было лень.

После кожи, набоек, гвоздей, суровой пропарафиненной нити рукам было приятно  как почувствовать нежную  потёртость кожи на «щечках» фотоаппарата , так и холодок его хромированных деталей по установке выдержки  и диафрагмы.
Иногда , при  наличии плёнки он  снимал то , что попадало в объектив..
В основном чьи- то ноги и чью-то обувь ..в разное время года.

Вот сапоги.... Первый снег... Давно стоят... Наверное солдат... Кого-то ждёт.
А вот по луже , забрызгав стекло пробежала «лодочка»....

- И кто в такую погоду «лодочки « надела?... Наверное молодая совсем . Не знает , что кожа тонкая и если не смажет потом , трескаться начнёт...Первые  небось.. Похвастаться хочет ...Догадается ли дома внутрь газеты напихать... и менять её пока не просохнут?... Эх,  молодёжь, - неторопливо проскальзывала мысль.

- Опять мороситик....Похоже  на весь день .... Вот эти –то ботинки дешёвые, рабочие, это  ЦЕБО..... а эти-то «инспектор»...И чего стоят под мороситиком  ?....Друзья  что ли  встретились?...Долго рядом... Небось говорят...Расходятся... Похоже обнялись... ... Огрызок сигары...О!... « BOSSNER hand made».. Дорогая...Не меньше 25 долларов...Это , наверное , того в  «инспекторах «...а вот и второй ... Кажется болгарское СОЛЬНЦЕ.. Этот , наверное, от ...в стоптанных ЦЕБО....На носок надо набойку делать.. Подошва у носка совсем сносилась..
« Инспекторы» ушли... А это стоит пока... ,наверное, в спину смотрит... Ушёл...

- А этот за обувью следит.... Начищенные... Наверное для блеска ещё и фольгой из сигаретной пачки натирал... А вот и она..... В  ботиках..... где-то размер 34-35... Невысокая стало быть...подъём высокий... и щиколотка тонкая...худенькая стал быть...  а у этого 42-43... наверное под 180... Ботики на носки встали... Ааааа...Целуются..И невдомёк , что в луже стоят,- сапожник улыбнулся.

Год шёл за годом...
Времена года сменялись и как-то просматривая свои фотографии , он вдруг понял , что на них только чьи-то ноги...
Снятые при настроении, или в беззаказное время, или от скуки , любопытства или усталости от однообразия жизни,  проявленные , отпечатанные здесь же в его сапожной мастерской... при стареньком фотоувеличителе и  трёх случайных разного размера кюветках, для проявителя, воды и закрепителя, и красном фонаре , тоже когда имеющим свою жизнь.
Его подарил один его старый заказчик по ремонту сапог  , и фонарь когда-то был сигнальным фонарём на его катере  тоже доживающем свои дни на Влтаве...

В такие минуты  сапожник расчищал свой верстак, ставил на него увеличитель, на его деревянную панель клал тяжёлые привесы,  разворачивал увеличитель в сторону с проекцией на пол, заранее подложив на пол для ровности лист фанеры под фотопечать.

Особенно ему нравился тот кадр с ботиками...
Солнце, пробивалось сквозь грязное оконце....
Была оттепель...
И виден был прибившейся к стеклу грязноватый, по мартовски ноздреватый снег...
И какая-то неизвестная девушка тянулась на цыпочках к любимому , а лицо и её, и его были ему неизвестны, ...
Только обувь....
Но было что-то в снимке иное...
Глубокое и человеческое.

Сапожник слышал конечно  о мировых смотрах и выставках фотографов, да как-то скептически относился к своим фото , прекрасно понимая , что там профи и мастера , а кто он сам.

Он как-то однажды усмехаясь над самим собой взял и  послал на этот конкурс мировой выставки ИНТЕРПРЕССФОТО свой снимок... не ожидая ничего.

*
Через полгода получил конверт на английском языке...
И попросил одного своего заказчика перевести о чём оно.

Там значилось , что его  работа "Ботики" заняла Первое место и он стал обладателем Большой Золотой Медали Международной выставки ИНТЕРПРЕССФОТО по разделу «Фоторепортаж» и его просили приехать или известить как он намерен и медаль ,  и полагающуюся к медали  Премию получить.

Удивился.

Взяв штиблеты посетитель ушёл, а он  долго сидел задумавшись, держа письмо и  глядя  на дамские полусапожки стоявшие на его верстаке....

***