Имитация

Вадим Светашов
                Имитация.
 
          Я уже учился в институте, когда впервые попал на лосиный гон. А  случилось это так. В первой половине сентября приехал на выходные к родителям в Кировград. Они мне сказали, что пошли опята и уже третий день, как видят людей, проходящих мимо дома с полными корзинами. Отец немного приболел, и в ближайшие несколько дней в лес сходить не сможет. А как известно слой опят бывает очень короткий, обычно не больше недели, и они боятся остаться без этих грибов. Ежегодно мы довольно много мариновали и засушивали опят на зиму. Я, конечно, этот толстый намёк понял, и рано утром, как только начало светать, надел на спину рюкзак, взял двухведёрную корзину и отправился по своим любимым грибным местам.
          Оказалось, что я не одна такая ранняя пташка. Идти надо было через две дамбы у пруда, мимо озера Зелёного, и затем по трассе ЛЭП около часа. За это время я обогнал несколько одиноких грибников и две группы женщин с ребятишками. Рядом с первой стланью, по кромке болота было наше с отцом заветное место, где на старых берёзовых пеньках мы ежегодно набирали по 5-6  вёдер молодых опят. Почему на эти пеньки никто до сих пор не наткнулся, для нас так и осталось загадкой.
          На этот раз опята были не на всех пнях, а едва на трети. Зато эти пни, казалось, натянули на себя огромные светло-коричневые шапки. Увлёкшись срезкой грибов, я ни на что вокруг не обращал внимания. И вдруг неподалёку раздался незнакомый звук. Я замер и прислушался. Звук раздался вновь и дважды повторился. Он одновременно был похож на рёв и на стон. Звучал глухо, но мощно. Что-то похожее на «уваааа», «увааа», «уаааах». Звук мог принадлежать довольно крупному зверю. Хотя кто его знает. Услышав впервые голос косули, я принял его за собачье рявканье.
          Через две-три минуты звук повторился, уже ближе. Что на меня нашло, уже не помню, но я сложил ладони рупором у рта и попытался симмитировать голос. Кажется, у меня получилось. Довольный собой я даже заулыбался, но уже в следующую минуту понял, что сделал большую глупость. Сквозь частокол берёзовых стволов проявилась огромная бурая масса. Я струхнул, и даже не слегка. Передо мной росла старая сосна. Я очень медленно выпрямился с четверенек и спрятался за толстый ствол. Масса-тень смещалась в мою сторону, немного под углом. Вот она появилась в небольшой прогалинке. Лось! Бык! Даже с расстояния в полсотни метров, рога выделялись очень чётко. Лопаты нет совсем.
 Длинные три или четыре отростка. Молодой, но не менее опасный. Сразу вспомнилось, как бывалые охотники говорили, что с лосем во время гона лучше не встречаться. Запросто может кинуться, и тогда спасенья нет. Лучше мол, встретиться с медведем. Да что и говорить: медведь и сам старается уйти с пути разъярённого сохатого. Всё это мгновенно промелькнуло в голове, и кажется, даже волосы под фуражкой зашевелились.
          Лось остановился и поднял голову. Большие уши независимо друг от друга вращались в разные стороны. Постояв так какое-то время, он наклонил голову и воткнул рога в ближайший куст. Намотал ветки на отростки и выдернув его с корнем отбросил в сторону. Передним копытом принялся рыть землю, как иногда это делают лошади. Потом вытянул шею и нето заревел, не то застонал. Прислушался. Ответа не было. Трижды подряд повторил вызов и неторопливо побрёл, низко наклонив голову, как бы принюхиваясь.
          Я смещался вокруг ствола, выставив только часть головы. Сохатый неслышно прошёл в каких-нибудь тридцати шагах от меня и, как привидение, скрылся между деревьями. Я облегчённо вздохнул, а страха уже как не бывало. Спокойно набил опятами рюкзак и корзину. Но следом за лосем не пошёл, хотя и надо было в ту же сторону, а сделав небольшой крюк, выбрался на трассу ЛЭП. Начал накрапывать дождь, но он не изменил хорошего настроения. Всю обратную дорогу перед глазами стоял образ могучего зверя.