Из дневника 2017-2020. Разное

Афанасий Ботяновский
Читаю «Тихий Дон» Шолохова; интересен казачий быт и вообще характер казаков. Как и наша дробная шляхта, казаки не считали себя «мужиками» (крестьянами) и не любили, когда их так называли. Как и в свое время шляхту, казаков с детских лет готовили к военной службе, и у казаков такой порядок существовал вплоть до 1917 года, после же революции и установления советской власти от казаков осталось одно лишь название, казаки, увы, потеряли свое величие. Но наша дробная шляхта потеряла свое величие намного раньше, еще в начале 19-го века, когда, после разделов Речи Посполитой и перевода малоимущей шляхты в податное сословие, появились целые поколения, которые ни разу не держали сабли в руке, чье оружие ржавело на чердаках и в сараях, и было так, подчеркну, еще за сто лет до революции. А казаки в это время носили оружие и учились им владеть; в этом плане казачество выгодно отличалось от шляхты.

***
Дочитав «Тихий Дон», пришел к следующему выводу: революция 1917 года имела не столько экономические и политические причины, сколько психологические. Зависть, желание отомстить, нагадить, утереть нос своим врагам (дворянам, офицерам, интеллигенции) – вот движущие силы революции 1917 года, вот настоящие причины, вынудившие низы пойти под большевистские (и прочие революционные) знамена.

***
Большевики свергли диктатуру царя и установили диктатуру пролетариата, то есть сменили одну диктатуру на другую; от этого выиграли сами большевики, все остальные – увы, проиграли. Большевиками были уничтожены целые классы: дворяне, духовенство, купечество, казачество. Потом дошло дело и до крестьян. Что касается самих пролетариев, ради которых и свершился Октябрь, то и им при Советах, особенно в эпоху Сталина, жилось не сладко.

***
Те поляки, которые называют белорусские земли (Западную Беларусь) «восточными крэсами» (восточными границами), явно ностальгируют по Речи Посполитой (РП), но эта РП из времен Пилсудского, настоящая же РП, просуществовавшая с 1569 года до конца восемнадцатого века, была другой: это было польско-литовское государство, где предки белорусов, литвины, жили с поляками вместе не как младшие братья, а как равные. Сюда можно также добавить, что многое из того, чем гордятся поляки (Костюшко, Мицкевич, Рейтан и прочие), является как раз-таки больше нашим, литвино-белорусским наследием, нежели польским.

***
Моя знакомая, Наташа, недавно побыла в двух столицах России – Москве и Питере. Рассказала о разности менталитета москвичей и петербуржцев, о разности приоритетов: москвичи в свободное время ходят по барам, дискотекам, даже пенсионерки «сидят» в модных дорогих смартфонах, а питерцы на досуге больше стараются ходить по театрам, музеям, выставкам…

***
Некоторые люди, жертвуя всем, делают карьеру, а некоторые люди, жертвуя всем, лишь думают, что ее (карьеру) делают.

***

Мы не равны в жизни, но равны перед смертью.

***
Равенства на земле не было, нет и не будет. Равенство людей существует лишь перед смертью.

***
У каждой нации своя репутация. Многие нации – заложники своей репутации.

***
Циник – это разочаровавшийся идеалист.

***
Циник – нередко – бывший идеалист; цинизм его нередко прорастает из разбитого идеализма. Наверное, мой цинизм имеет ту же родословную.

***
Мечтатель, чьи мечты разбились, или сходит с ума, или становится циником.

***

Меньше надежд – меньше разочарований.

***
Кто пресно отдыхает, тот и вяло работает.

***
Когда общаешься с человеком наедине, он похож на человека, но когда попадаешь в многочисленные собрания, на шумные тусовки, то кажется, что попал в компанию бабуинов: так общество портит людей.

***
«Хороший человек – это не профессия». Абсолютно согласен с этим утверждением, потому что хороший человек – это призвание.

***
Часто бывает так, что мы не в состоянии изменить ту или иную ситуацию; мы видим, что зло побеждает, что несправедливость торжествует. В подобных случаях необходимо дать происходящему верную оценку, назвать вещи своими именами, просто понять, что и почему происходит, и что в этом не так. Поверьте, это приносит немалое утешение.


ИСКУССТВО. ЛИТЕРАТУРА

Теория рукопожатия в действии: Блок пожал руку Есенину, Есенин – Рюрику Ивневу, Ивнев – Евгению Гучку, Гучок – мне.

***
Сословие Коласа и Купалы на их душевном состоянии никак не сказывалось: крестьянин Колас писал позитивно, а шляхтич Купала – наоборот.

***

…Глядя на этого розовощекого улыбающегося композитора, я понял, что муки творчества ему не присущи.

***
Наличие в человеке энергии еще не подразумевает наличия в нем таланта.

***
Иметь кумира в какой-то области, смотреть на него как на пример –  вполне нормально. Но глядеть на кумира как на божество, стремясь в нем раствориться, это не только нарушение божьей заповеди («не сотвори себе кумира»), но и элементарное неуважение к самому себе.

***

Писатель, создавая произведения, опирается на жизнь, на собственный и чужой опыт, на свои и чужие мысли и наблюдения – из всего этого он, в общем-то, и стряпает. В свою очередь художник опирается на натуру, на готовые картинки перед глазами, которые он и переносит на бумагу или холст. А на что опирается композитор, создавая музыкальные произведения (речь идет об оригинальной музыке, а не обработке чужих мелодий)? Вот вопрос, на который ответить непросто.

***
Шостакович – титан, он гениально, как никто, отобразил революционное и постреволюционное (сталинское) время, но, к сожалению, он в той эпохе и завяз, и кроме нее в своей музыке больше ничего не отобразил.

***
«Побольше цинизма – людям это нравится». Эта фраза Остапа Бендера точнее всего характеризует ситуацию с современной литературой, с поэзией, в частности.

***
До революции в русской литературе существовала дворянская и крестьянская поэзия, сегодня нет ни той, ни другой, зато расцвела поэзия мещанская.

***
Никакой, даже самый талантливый российский поэт-буржуа не дотянется до высоких образцов дворянской поэзии (до Пушкина, Блока, Ахматовой и пр.).

***
Жлоб, получивший образование, становится образованным жлобом, и только.

***
Никогда не ошибается только посредственность: гений ошибается часто.

***
Лучше быть непризнанным гением, чем признанным бездарем.

***
Шолохов – гениален. Читайте Шолохова, господа. Не Бродским единым жив человек.

***
Наблюдая культ Бродского, который напоминает какую-то эпидемию, хочется спросить: «А что, кроме Бродского, других хороших поэтов в России нет?»

***
Литтусовки напоминают закрытые секты, куда не пускают посторонних и где не терпят инакомыслия и… инакостилия. Там действует принцип: «Думаешь и пишешь по-другому – ты враг».

***
Литтусовки полны литературных стерв и пошляков. Хочешь сохранить душу в чистоте – беги от них, как от проказы.

***
Честно говоря, на все эти союзы, премии, публикации собратьев по перу я смотрю со снисходительной улыбкой: что мне всё это, если там, за гробом, я буду беседовать с самим Данте, Шекспиром, Гомером? А если там за гробом нет ничего и встреча не состоится, то, что тогда значат все эти литературные потуги, интриги, победы? Равно как и все наше существование на Земле?.. Нужно на все смотреть спокойно и мудро, и ценить то немногое, что есть, тогда ты выиграешь при любом исходе.

***
Всякий современный молодой стихотворец ощущает себя мессией, который желает спасти мир литературы.

***
Чьи-то стихи – модные, пацанские, чьи-то – старомодные, чопорные. Что лучше? Дело вкуса.

***

Чьи-то стихи поцелованы Богом, а чьи-то – дьяволом.

***
У многих авторов работают мозги, а души – бездельничают.

***
Ошибки не допускает только посредственность.

***
Профессиональные литераторы порой напоминают детей, играющих в песочнице в свои игрушки и не подпускающих к себе чужих.

***
Профессиональные литераторы напоминают котов, собравшихся у большой миски с молоком и не подпускающих к ней посторонних.

***
Есть хозяева жизни, а есть хозяева литературы. Литература давно поделена, причем на сто лет вперед.

***
В 90-е в России произошел великий передел собственности: делили нефть, газ, предприятия… Так появились хозяева жизни. Некоторые граждане, кому не удалось принять участие в переделе материальных благ, занялись переделом культуры, переделом литжурналов, в частности. Так, кроме хозяев жизни, в России появились и хозяева литературы.

***
Трудно, занимаясь искусством, не впасть в грехи: в гордыню, тщеславие, высокомерие; еще сложнее не испиться, не искуриться, не испохабиться; в общем, трудно остаться человеком. Лишь претерпевший до конца – спасется.

***
Из всех видов искусств литература – самый бестелесный, в то время как самый телесный – несомненно – танец.

***
Если такие виды спорта как художественная гимнастика и фигурное катание максимально приближены к искусству, то такой вид искусства как танец – к спорту ближе всего.

2017-2020