Из дневника 2017-2020. Религия

Афанасий Ботяновский
ОБРАЩЕНИЕ К ЧИТАТЕЛЯМ

Уважаемые читатели, особенно люди верующие, я хочу сразу заверить вас вот в чем: рассуждая о религии, я не претендую на знание истины, нет, мои мысли лишь поиск ее, не более того; при этом что-то из моих рассуждений было продиктовано моим личным опытом, что-то – чужим, что-то – просто является философствованием на тему религии. Мои рассуждения – не научное и не социологическое исследование, а лишь дневниковые заметки, в которых (я не спорю) много субъективности. Но я надеюсь, что в них есть крупица истины, и я буду рад, если они заставят читателя задуматься.

Имея за плечами (в пору моей юности) 2, 5 года воцерковленной жизни, на данный момент я являюсь убежденным деистом; к Христу отношусь с уважением, но как к человеку; к самой Церкви отношусь спокойно, без злобы, но и без особой любви.
Надеюсь, мои философские мысли не оскорбят чувств верующих, ибо все они высказаны в корректной форме. Как светский человек, я оставляю за собой право иметь о религии собственное мнение.

С уважением ко всем читателям, Автор.

Июль 2020 года

***

РАЗДЕЛ: БОГ И ПОМОЩЬ

Есть два типа людей: одни ПРОСЯТ Бога дать им от Жизни крохи, другие – сами БЕРУТ от Жизни всё, что им хочется.

***
Есть люди, которые ходят в храм, молятся и просят Бога дать им хоть немного хорошей жизни, и есть люди, которые в храм не ходят, не молятся, не просят, а живут этой самой хорошей жизнью.

***
Картинка из жизни: есть люди, которые живут скудно, ходят в храм и надеются, что Бог их любит, а есть люди, которые живут качественно, в церковь не ходят и при этом говорят, что Бог их любит и им помогает.

***
Наивное дело – думать, что ты сильно попросишь Бога о чем-то и Бог тебе это даст. В жизни бывает и наоборот: Бог игнорирует просящих, а помогает тем, кто ни о чем не просит и в него не верит. И этот принцип касается не только просьб, но и хождения в храм, соблюдения постов и прочего.

***
Было бы справедливым и логичным, чтобы все, соблюдающие заповеди, были умными, талантливыми и здоровыми, чтобы их жизнь, их успехи были прямым или косвенным подтверждением их правоты, доказательством истинности их пути – пути верующего человека. Но многое в жизни существует само по себе, происходит вне религиозной логики, хаотично, случайно. Порой кажется, человечество – это разношерстная толпа, и Бог, не разбираясь, вслепую тычет то в одного, то в другого, награждая то талантом, то проказой, то немощью…
 
Скажете, Бог не справедлив, не логичен? А кто вам сказал, что Бог обязан быть справедливым и логичным?

***
Спорное дело – считать, что есть незыблемые духовные законы и правила, следуя которым Бог здесь, на земле всегда будет помогать праведникам, а безбожников и грешников – обязательно – карать. Увы, чаще на земле действуют иные, небожественные законы и правила, когда побеждают грешники и безбожники; бывает и так, что Бог сам помогает довольно сомнительным личностям, а людей честных – обделяет.

Я думаю, здесь, на земле, нет единой стройной системы помощи-поощрения-наказания, а если она и существует, то вряд ли подчиняется одному лишь Богу.  Многое в жизни вообще происходит само собой, без вмешательств божества, вне всякой логики, и чаще работают не духовные законы, а весьма далекие от религии закономерности. Я могу ошибаться в богословских тонкостях, но в одном уверен точно: в земной жизни все сложнее и многообразнее того, о чем нам говорят в церкви.

***
Иногда нам кажется, что Бог бездействует, что он нем и пассивен, что не хочет нам помогать. Но не о том ли нас заставляет задуматься всемирная история? Читая об ужасах войн и эпидемий, о несправедливых казнях и торжестве тиранов, мы невольно вопрошаем: а делал ли и делает ли Бог вообще что-нибудь? И если Бог бездействует в критические моменты истории, если он находится в стороне от наших бед и испытаний, то какое вообще право он имеет нас судить?

***
Вроде бы человек ходит в храм, молится, кается, постится, а Бог все равно помогает атеисту. Где логика? Где справедливость?

А может атеисту помогает не Бог, а Дьявол?

Мысль эта интересна и удобна, но про всех ли атеистов можно сказать подобное? Все ли они столь безнравственны и порочны, чтобы можно было представить их в демоническом виде, подрисовав к их портретам копыта и рога, чтобы можно было сказать: они в сговоре с нечистым? Нет, так думать обо всех атеистах – дело несправедливое.

Я полагаю, не Бог помогает атеисту и, конечно же, не Дьявол это делает, нет: сам себе помогает атеист, своим умом, своим талантом, данными от природы, от мамы с папой или от, Бог его знает какой, более далекой родни…

***
Как бы верующие ни молились, как бы ни пытались задобрить Бога, Бог все равно помогает (преимущественно) атеистам.

***
Как бы верующие ни пытались подкупить Бога, Бог помогает лишь тем, у кого есть мозги.

***
Как бы верующий ни старался ходить в храм, как бы он ни молился, ни постился, ни соблюдал заповеди - все равно, увы, ни умнее, ни талантливее он не станет.

***
Почему Бог помогает атеистам?

Надеется на их будущее обращение к религии?

Или потому, что смотрит не на атеизм человека, а на его душу, на его поступки?

Или Бог совсем тут ни при чем, и это сами атеисты себе помогают, пользуясь врожденными способностями, талантом, умом?..

***
Почему Бог иногда помогает атеисту?

Я думаю, здесь могут быть разные причины:

1. Бог помогает атеисту, потому что тот, несмотря на свой атеизм, порядочный, честный человек.

2. Бог помогает атеисту за какие-нибудь духовные заслуги его родителей или более отдаленных предков, которые, возможно, были молитвенниками, праведниками, мучениками за веру и прочее.

3. Бог помогает атеисту авансом, зная, что он в будущем придет к вере.

***

Логику Бога сложно понять: Бог может помочь актеру-алкашу или распутной актрисе получить роль, а ребенку, больному раком, за которого истово молится мать, не оказать помощи. Да, подобные примеры разрушают веру, но таких примеров масса.

***
Маленьких детей, умерших от рака, Бог к себе на Суд вызывать не будет: ему просто будет стыдно смотреть им в глаза.

***
Был бы я Богом, я не был бы прижимист: я одарил бы всех по максимуму!

***
Бог не равно делит, но спрашивает со всех одинаково.

***

Если Бог не равно делит, то о каком справедливом Боге может идти речь?


***
Если Бог не равно делит, значит, он не справедлив; если Бог допускает зло, значит, он зол. Хочется ли верить в такого Бога? Чем верить в злого и несправедливого творца, то лучше вообще в него не верить.

***
Того, чего Бог не дал (талант, ум, здоровье), Церковь даст навряд ли.

***
Если Бог действительно справедлив, тогда за всё, чего он не додал человеку в этой жизни, он обязан додать в будущей.

***
Говорят, одно из имен Бога это Справедливость; если так, тогда всё то, что Бог не додал человеку в этой жизни, он обязательно додаст ему в будущей.


***

РАЗДЕЛ: БОГ НАС ЛЮБИТ?

Думаю, для того, чтобы понять, насколько действительно тебя любит Бог, нужно выйти из затвора, из самоизоляции, и пойти в общество: там ты и узнаешь всю правду; например, что есть люди и умнее, и талантливее тебя, но которые при этом совершенно далеки от религии и которым Бог помогает почему-то. От такого соприкосновения с реальностью, конечно, можно легко потерять веру, но такова плата за знание правды. И я выбираю эту безжалостную правду, хотя многие и готовы бежать от нее в затвор.

***
Читая историю человечества, страницы которой пропитаны страданьями, потом и кровью, хочется задать человеку вопрос: «А с чего ты взял, что Бог тебя любит?»

***
Вы действительно считаете, что Бог нас любит? Скажите об этом ребенку, больному раком, скажите об этом его родителям, скажите об этом нищему или калеке, если вам не будет стыдно это сказать.

***

РАЗДЕЛ: ВОЗЛЮБИ МИР!

«Мир лежит во зле», «не люби мира, ни того, что в мире». Эти библейские фразы напоминают мне позицию социофобов, и, на мой взгляд, они вредны.

Перечеркнуть этот мир, отвергнуть его, как это делают религиозные фанатики – это слишком просто. Намного сложнее полюбить и принять этот мир, но для этого нужны мудрость и определенное мужество.

***
Замечать в мире лишь дурное – это проще всего. Человек должен найти в себе мужество полюбить и принять этот мир, несмотря на все его недостатки.

***
Бежать от мира есть постыдное малодушие.

***
Жить в мире и при этом отвергать его – это какая-то шизофрения.

***
Видеть в мире дурное – и дурак увидит, а ты попробуй увидеть в нем хорошее.

***
Вот именно оттого, что в мире так много некрасивого и злого, необходимо научиться видеть в нем прекрасное и доброе.

***

РАЗДЕЛ: РЕЛИГИЯ И ИСКУССТВО

Музыка Баха, Бетховена, работы Микеланджело, Рафаэля (и так далее) – лучшая проповедь о Боге. В то же время, глядя на разных религиозных фанатиков, понимаешь: своими словами и поведением они (фанатики) лишь дискредитируют идею Бога.

***
Когда я слушаю музыку Баха, Бетховена и прочих музыкальных гениев, я понимаю: Бог есть; по крайней мере, в нашем сознании он имеет право на существование.

***
Верующие называют светское искусство душевной сферой и противопоставляют ему искусство духовное, между тем, дать духовному искусству точное определение и сказать, чем оно в корне отличается от душевного, верующие обычно не в состоянии.
Однако, тесно пообщавшись с ними, догадываешься, что высокое слово «духовность» они связывают прежде всего с православной церковью, со всем церковным и околоцерковным, а бОльшую часть того, что вне православия, считают бездуховным, страстнЫм и, в лучшем случае, называют душевным. Разумеется, подобная точка зрения является пристрастной и не адекватной. Творчество Баха, Вивальди, Брейгеля, Данте и прочих западных гениев подтверждает мысль, что высокое, духовное искусство может существовать и за православной оградой.

***
Некоторые верующие склонны считать, что высокое произведение искусства может создать лишь человек, живущий высокой жизнью, как монахи или хотя бы как благочестивые верующие. Мне бы тоже хотелось верить в вечную связь высокого творчества человека с его высокой жизнью, ибо подобное явление кажется вполне честным и справедливым, однако подобная точка зрения наивна и далека от реальности, по крайней мере, история искусства часто доказывает обратное.

***
Искусство – это сфера искушения, искуса, сфера, которая смущает даже верующих, ибо доказывает, что нет никакой связи между религиозностью человека и его талантом, что Бог дает талант и помогает не тому, кто ходит в храм, молится, постится и прочее, а кому он сам, Бог, пожелает. Так, прихожанину со стажем Бог может не дать вообще никакого творческого дара, а какого-нибудь забулдыгу вроде Есенина одарить гениальностью. Подобное положение вещей смущает умы верующих, поэтому некоторые из них и стараются обходить искусство стороной, называя его душевной сферой и противопоставляя ему так называемую духовную сферу.

***
Люди искусства, даже явно безнравственные, любят поминать Бога, они постоянно твердят: «Бог дал, Бог помог, талант от Бога» и так далее. Этими словами они, разумеется, смущают нравственных верующих, особенно тех, кому «Бог не дал и не помог».

*** 
Трудно сказать, кто или что ведет гения: Бог, Дьявол, Судьба…Но эта сила – и это однозначно – ведет его над бездной, и эта бездна гения – манит.

***
Почему некоторые сволочи талантливы? И почему некоторые верующие – бездарны? Зачем существует такая несправедливость?

Или лучше не задаваться подобными вопросами? Ведь в жизни и так уйма несправедливостей, есть и бОльшие; ну, подумаешь, встретилась тебе талантливая сволочь или, наоборот, добропорядочная посредственность.

Однако все равно хочется понять.

Полагаю, степень одаренности человека зависит не от его образа жизни, не от нравственности и даже не от стараний, а от генетики; талант, способности – это всё от родителей, от предков, от природы.

Так обстоит дело с талантом и способностями.

А как же гений?

Вот здесь я вас успокою: гениальность – скорее всего – от Всевышнего.

И пусть сволочь может иметь талантик и некоторые способности, гением он быть не может, то, что «гений и злодейство не совместимы», – это факт. Другое дело, что многим была бы выгодна (удобна) совсем иная формула.

***

РАЗДЕЛ: РЕЛИГИЯ И ТАЛАНТЫ

Нет связи между верой в Бога (с одной стороны) и здоровьем, талантом, умом – с другой. Связи – нет, а есть суровая беспристрастная данность, с которой приходится считаться. Есть данные от рождения; есть плюсы: талант, ум, здоровье; есть минусы: бездарность, безмозглость, болезни.

Именно эти данные чаще всего и определяют нашу жизнь, нашу судьбу, обеспечивают победы или проигрыши.

И порой данные оказываются важнее веры. По крайней мере, в некоторых ситуациях.
Атеист может выиграть у верующего в шахматы, потому что умней; быстрее его решить математическую задачу, потому что способней; положить верующего на лопатки, потому что сильнее.

Пока верующий будет корпеть над математической или шахматной задачкой, ощущая бессилие и богооставленность, шепча униженно молитву, атеист будет источать уверенность и силу, будет действовать смело и правильно, так, будто кто-то наверху ему помогает. Помогает ему, атеисту, а не тому, верующему.

Атеист может смело сказать верующему: «Где твой Бог? Почему он тебе не помогает? Я легко обхожусь без него…»

И верующий промолчит: он не будет знать, что сказать. Нет, хуже: он не будет знать, что и думать.

Вот так бывает посрамляем Бог в лице верующего, по крайней мере, в этой, земной жизни.

Верующему останется лишь надеяться на загробную справедливость, но она, честно говоря, уже будет не тем, что надо, ибо потом, после смерти, многое уже будет не интересно, не важно и, честно говоря, поздно.

***
Почему атеисты иногда бывают талантливыми и умными, а верующие – посредственными и глупыми?

Дело в том, что между талантом и умом человека (с одной стороны) и его религиозностью (с другой) чаще всего нет никакой связи. Оттого мы и наблюдаем порой странную, абсурдную с точки зрения веры картину: умных даровитых атеистов и глупых бесталанных верующих.

Абсурдную и странную потому, что было бы справедливым, правильным и логичным, чтобы все, соблюдающие заповеди люди ВСЕГДА были умными и талантливыми, чтобы их жизнь, их успехи были прямым или косвенным подтверждением истинности их пути, пути верующих людей, чтобы мы наблюдали на земле торжество Бога, а не его поражение.

А в жизни порой бывает все с точностью наоборот, и это несправедливо, нелогично.

Почему Бог допускает подобную несправедливость и нелогичность?

Этот вопрос точно не ко мне. Но я все же попытаюсь ответить.

Учитывая, что талант и ум даются от рождения, когда человек не может быть ни верующим, ни атеистом, ни хорошим, ни плохим, нельзя сказать, что Бог изначально допускает какую-то несправедливость и нелогичность.

Впрочем, я, как деист, склонен думать, что Бог с момента создания вселенной вообще ничего не делает, поэтому фразы вроде «талант от Бога» считаю неправильными: талант не от Бога, а от природы, от генов, от папы с мамой, так сказать.

Некоторые задаются и таким вопросом: почему Бог часто помогает атеистам, а верующим не помогает?

В отличие от ортодоксальных верующих я, деист, вообще не считаю, что Бог кому-то помогает. Не Бог помогает людям, а сами люди помогают себе, используя врожденные таланты и способности, ум, в частности. Люди помогают сами себе, а также – друг другу.

Хочется также добавить, что быть атеистом еще не значит быть сволочью. Порой среди атеистов порядочных людей можно встретить больше, чем среди верующих.

Поэтому тот факт, что Бог иногда предпочитает одарить атеиста, а не верующего, можно объяснить именно этим обстоятельством.

***

РАЗДЕЛ: РЕЛИГИЯ И СЕКС

«Кто смотрит на женщину с вожделением, тот прелюбодействует с ней в сердце своем». Фраза эта громкая, но совершенно антинаучная. Потому что половое влечение, возникающее у здорового мужчины при виде красивой женщины, происходит на уровне рефлекса, и это не преступление, а нормальное явление. Ненормальным было бы как раз то, если бы оно не возникало совсем.

***
Смотреть с вожделением на красивую женщину – нормально. Вообще нормально: чувствовать, хотеть, любить. Пусть даже любить только тело. Смотрит на красотку с вожделением всякий нормальный здоровый мужчина. Без вожделения на красавиц смотрит или сама женщина, или импотент, или гей.

***
Мне иногда кажется, что импотент – идеал для православного мужчины, в то время как фригидность – идеал для православной женщины.

***
Есть женщины легкого поведения, а есть женщины православного поведения (то есть фригидные особы).

***
Я знаю многих людей, которым основные постулаты христианства (любовь к ближнему, доброта, человечность) близки, но которые сторонятся Церкви из-за ее постоянного внимания к интимной сфере жизни человека. Так, из-за такого пустяка Церковь теряет своих потенциальных сторонников.

***
Пока Церковь не заменит средневековое слово «блуд» на современное «секс», многие люди будут сторониться Церкви, особенно молодежь, ибо сфера секса для нее очень важна.

***
Церковь не должна лезть в интимную жизнь человека, не должна лезть в постель. Область секса – область медицины и биологии, а не религии.

***
Я не за то, чтобы боготворить животные инстинкты в человеке, и не за то, чтобы их демонизировать: я за то, чтобы их облагораживать.

***
Если Богу не нравится природа человека, то пусть винит себя самого, ибо сам же Бог человека и создал.

***

РАЗДЕЛ: РЕЛИГИЯ И НАУКА

Жаль человека, для которого легенды и мифы его религии более реальны, чем научные факты и достижения.

***
Печально, когда человек относится к научным истинам как к мифам, а к мифам – как к научным истинам.

***
У некоторых верующих все с ног на голову: предания их религии для них более реальны, чем научные законы: например, Илья-пророк более реален, чем закон Ома или закон притяжения…

***

РАЗДЕЛ: РЕЛИГИЯ И СОБСТВЕННАЯ ВОЛЯ

Жить чужим умом, подчиняться чужой воле – это любят, в основном, женщины (особенно старой закалки), поэтому они и заполняют храмы. Мужчины же не любят быть ведомыми, они не хотят подчиняться, им нравится командовать и руководить, подчиняются другим они лишь вынужденно, когда прижмут обстоятельства. Для мужчин очень важно их место на иерархической лестнице, власть и карьера – вот, что их интересует. Видя, что в Церкви карьеры не сделать, мужчины обычно уходят из Церкви.

***
Нас, юношей, Церковь учила не тому: вместо здорового честолюбия – учила пофигизму, вместо самостоятельности – послушанию, вместо умения чувствовать и любить – борьбе с блудными помыслами, вместо уверенности в себе – постоянному покаянному чувству, вместо любви к себе – самоедству, вместо любви к миру – отвращению к нему, вместо поиска своего места в жизни – отвлеченным мечтам…

***
Кроме женщин, которые обычно не думают, а чувствуют, в Церкви лучше всех уживаются технари; они привыкли воспринимать информацию как готовую аксиому; приняв ее, они стараются применить ее в жизни как удобную формулу, и чаще всего им это удается. Гуманитариям – намного сложнее: они привыкли думать самостоятельно, независимо, им не свойственно бездумно соглашаться с готовыми истинами. Если технарь безоговорочно соглашается с догмами, принимает их и чувствует себя отлично, то гуманитарий или пытается совсем не думать, в результате чего тупеет, или убегает из Церкви, чтобы просто не сойти с ума.

***
То, что человек просит Бога о чем-то, говорит о его, человека, слабости. Разумеется, человек имеет право быть слабым, но нельзя культивировать слабость в человеке, как это любят делать в церкви, призывая людей к постоянным просьбам и молитвам.

***
Церковь не любит твердых и уверенных людей, ибо ими сложней манипулировать.

***
В Церкви мыслящих не любят, а инакомыслящих и вовсе ненавидят.

***
Подчиняться другому, жить чужим умом и волей, не быть самостоятельным в мыслях и поступках – это и есть послушание, но это и есть быть зомби.

***
Жить своим умом сложнее, но зато – честнее.

***
Тот, кто стремится к безоговорочному послушанию, или глуп и ленив (ленится мыслить самостоятельно), или не уверен в себе и боится ответственности (не хочет принимать решения самостоятельно).

***
В Церкви обычно тупеют те, кто привыкли мыслить самостоятельно, но, послушания ради, перестали это делать.

***

РАЗДЕЛ: ОБ АСКЕТИЗМЕ

Не знаю, есть ли прямая связь между религиозным аскетизмом и нравственностью. Да, наверное, в определенной степени аскетизм с ней соприкасается: аскет не пьет, не курит, избегает секса. Но есть и другой момент: добр ли аскет? Может ли человек, жесткий к себе (а аскеты к себе жестки), быть по отношению к другим добрым?.. Я думаю, никогда нельзя отрицать законы психологии, даже если речь идет о вере. Существует прямая связь между отношением человека к себе и его отношением к ближним. Писание говорит: «возлюби ближнего как самого себя». Фраза эта подразумевает любовь к себе. Поэтому человек, не любящий себя, скорее всего, и ближнего полюбить будет не в состоянии. И данный вывод не является софизмом, пустым умозаключением: сама жизнь дает нам многочисленные примеры подобного.

***
Есть ли связь между религиозном аскетизмом и помощью от Бога? Вопрос сложный; с одной стороны, есть религия, говорящая о благе аскетизма, о его богоугодности, а с другой стороны есть реальная жизнь, дающая нам самые разнообразные примеры, в том числе и примеры помощи Бога людям, далеким от религиозной аскетики.

Если говорить о религиозном аскетизме, то я отношусь к нему довольно прохладно: он напоминает мне борьбу с ветряными мельницами; аскеты ставят себе какие-то размытые цели и идут к ним какими-то странными дорогами, хотя и считают свой путь к Богу (путь христианства) единственно верным. Лично я считаю путь религии и аскетики лишь одним из путей к Богу, далеко не единственным.

Кроме религиозного аскетизма есть и бытовой, нерелигиозный. Его можно назвать вынужденным, целенаправленным, и он имеет множество примеров: например, студент зубрит с утра до ночи, ограничивая себя во всем, дабы сдать сессию на отлично. И так далее. К такому аскетизму я отношусь хорошо, ибо в нем есть конкретная цель и конкретные, не лишенные смысла действия.

***
Есть ли связь между религиозным аскетизмом и талантом? Боюсь, что нет. Есть огромное количество верующих-аскетов, которым Бог по прихоти своей не дал гениального дара, и есть гении (гении искусства, науки, философии и пр.), которые от религиозной аскетики совершенно далеки. Не все они безнравственны, но здесь важно другое: их прохладное отношение к религии и их (при всем этом) гениальность.

***
Верующие в большинстве своем думают, что приблизиться к Богу можно лишь путем аскетики и веры. Но люди искусства, которые обычно далеки от религии, способны приблизиться к Богу не путем аскетики и веры, а благодаря силе своего таланта. Таким образом, люди искусства – это большой соблазн и искушение для верующих, ибо они рушат их философию, доказывая: путей к Богу может быть много.

***
Аскетизм плох тем, что сушит эмоции человека, он хорош для ученых, но не для людей искусства – для них это смерть и первый шаг к профнепригодности.

***
Не только безудержные страсти, но и излишняя аскеза может вовлечь человека в беду, подтолкнуть к пропасти.

***
Что касается вопроса, можно ли быть духовным человеком и не быть при этом аскетом, то я отвечу: да. Яркий пример тому композитор И.С. Бах, отец большого семейства, любивший, как и всякий немец, вкусную колбасу и хорошее пиво.

***

РАЗДЕЛ: РАЗНОЕ


БЛУДНЫЙ ОТЕЦ

Есть замечательная, ставшая классической притча о Блудном сыне. Все в ней предельно ясно: есть хороший добрый отец и есть плохой неблагодарный сын; отец дает сыну его часть наследства, тот ее расточает, а потом, как побитая собака, возвращается к отцу с покаянием. Но притча притчей, а жизнь жизнью. В жизни встречаются и другие сюжеты. Например, отец-алкоголик ничего не оставляет сыну в наследство, или отец уходит из семьи. И так далее. Да, понятно, что эта библейская притча не о земном отце, а о добром Боге и неблагодарном человеке, но, если говорить прямо, разве Бог всем абсолютно дает наследство? А если дает, то поровну ли? Вот вопрос, который обычно игнорируют верующие.

***

ВЗАИМНЫЕ ПРЕТЕНЗИИ

Если верить Библии, священникам и рядовым верующим, у Бога к человеку есть много претензий. Но, наблюдая жизнь и людей, можно сказать, что и у человека к Богу накопились претензии. Давайте возьмем хотя бы устройство человеческой природы. Представьте, отдельный человек занимается искусством (не важно, чем конкретно: пишет ли музыку, стихи, рисует и так далее), то есть душа его тянется к высокому и прекрасному, между тем его тело, презрев возвышенные устремления души, постоянно и грубо о себе напоминает. Да, человек, каким талантливым он бы ни был, обязан есть, пить, спать и справлять нужду как самое обыкновенное животное. Разве подобное положение вещей не похоже на насмешку Творца над своим творением, разве оно не может у человека (как у творческого, так и у обыкновенного) родить к Богу множество претензий? Может. И это лишь один из примеров.

***
СПОРЫ С БОГОМ

Человеку спорить с Богом – бессмысленно. Есть ли смысл спорить с тем, кто всегда прав, справедлив и праведен? Ну, а ругаться с Богом, поднимать против него бунт – и вовсе небезопасно: Бог и человек – это как два бойца с разными весовыми категориями.

Можно придумать и такое сравнение: жизнь – это пуританская школа, где люди – бесправные ученики, а Бог – придирчивый Учитель, готовый пустить в ход палку при малейшем бунте.

В этой школе, разумеется, нет и намека на демократию; в ней есть Учитель, который всегда прав, и ученики, которые всегда ошибаются.  В этой школе Учитель и ученики – это как две разные стихии, с совершенно разными правами и возможностями. Как было сказано выше, Учитель способен применить силу, поэтому бунтовать против него – себе дороже.

Все ли в порядке в этой школе?

Вопрос риторический. Да, благодаря своим правам и возможностям Учитель в состоянии поддерживать в классе дисциплину, он умеет поселить в сердцах учеников страх и трепет, он даже временами добивается от школяров выполнения домашнего задания в виде заучивания наизусть цитат из умных и правильных книг, но, увы, он не в состоянии добиться от учеников главного: уважения и любви к своей особе. И пока этот Учитель не пересмотрит свои методы воспитания, ученики будут смотреть на него как на деспота и самодура, а не как на мудрого и всепрощающего Отца.

***
ХОРОШАЯ ФИЛОСОФИЯ

То, что искусство – это искушение, богатство – это зло, а везение – это плохо, –  всё это преимущественно православный взгляд. То, что награда будет потом, что справедливость восторжествует точно не сегодня, что нельзя любить «мир и того, что в мире» и что «мир лежит во зле» – это тоже типичное православие. Не знаю, как ее назвать, протестантизмом или светским гуманизмом, но мне нравится следующая философия: талант – это дар от Бога; везение, успех в искусстве, в торговле – это благословение божие; жизнь – она здесь и сейчас; человек должен стремиться к гармонии с самим собой и окружающим миром; нужно любить мир и не противопоставлять его Богу…

Ну разве дурна подобная философия?

***

БОГ И ПИНГ-ПОНГ

Однажды в детстве при всем дворе я играл в пинг-понг и проигрывал всухую. Я про себя горячо просил Бога о небольшом чуде, о том, чтобы он дал мне хотя бы одно очко, дабы не позволить унизить себя в глазах товарищей. Однако чуда не произошло, и я проиграл всухую. Вот тогда я и подумал впервые, что с моим Богом что-то не так…

***

ПЕРЕВОД СТРЕЛОК

Все мы любим в случае чего перевести стрелки на других. Даже сам Творец не избегает этого занятия. Когда человек с возмущением заявляет, что в этом мире Бог не ровно делит, то Бог (через многомудрых иереев) ему отвечает: не ропщи. Когда человек недоумевает, почему Бог помогает не ему, трудяге и молитвеннику, а его соседу, лентяю и безбожнику, Бог (тем же путем) парирует: не осуждай, не завидуй. И так во многом. Наверное, хорошее все-таки занятие переводить на других стрелки, раз сам Творец им не брезгует.

***

КТО ВИНОВАТ?

Кто виноват в рождении ребенка, невинного существа, недоразвитым, больным? Родители с их грехами? Но причем здесь ребенок? Бог? Но тогда, что это за Бог? Или же подобные случаи следует объяснять не с духовной, а лишь с медицинско-биологической точки зрения: мол, никто не виноват: ни Бог, ни родители, а только гены?

Эта позиция удобна Церкви, ибо человек, исходя из нее, обязан перестать винить Бога. Но как быть со страданиями ребенка и его родителей? Разве их можно проигнорировать, забыть? Конечно, удобно махнуть рукой на рождение чужого ребенка больным: зачем из-за чужих проблем ставить под сомнение доброту и справедливость боженьки. Но ведь кто-то с этим горем живет, и живет каждый день, поэтому игнорировать это чужое горе – нечестно.

Давайте, справедливости ради, смотреть с медицинско-биологической точки зрения на всё (или почти на всё), что происходит с человеком.  Давайте сексуальные желания человека, его соответствующие мысли, называть не блудными помыслами (по-церковному), а здоровым либидо, игрой гормонов и так далее. Давайте и многое другое, что происходит с человеком (гнев, уныние, лень и пр.), объяснять лишь с точки зрения биологии. Эта позиция будет удобна человеку, ибо, исходя из нее, Бог не имеет права обвинять человека в некоторых грехах, ибо, получается, это и не грехи вовсе. Смотришь, и сам человек перестанет считать себя во всем виноватым. Но даст ли Церковь добро на подобный подход к человеку? Ведь ее задача – держать под контролем свою паству, манипулировать ею, а для этого необходимо навязать человеку чувство вины…

ПОЧЕМУ?

Почему некоторые дети рождаются больными, слабыми, умственно отсталыми?

За грехи родителей? Но даже тиран Сталин говорил: "Сын за отца не в ответе".

За что же страдают дети, не успев еще согрешить? За что наказаны с самого рождения?

К сожалению, ни одна теория кроме теории реинкарнации не дает вразумительного ответа на данные вопросы.

ВЕРА В БОГА

Вера в Бога, к сожалению, не в состоянии оградить человека ни от трагедий, ни от болезней, ни от беды. Но вера в Бога и честная жизнь дают человеку нравственные силы принять неизбежное зло с достоинством.


О ПРОЩЕНИИ

Я уверен, что Христос, призывавший прощать своим врагам, говорил это не из какого-то личного предпочтения, нет, Христос был мудр, это был тонкий психолог: он знал, что человеку, таящему в душе обиду, психологически тяжело, поэтому и призывал прощать. Следуя его совету, человек скидывает с души камень, ему становится жить легче и проще. И это хорошо знал великий психолог своего времени – Иисус Христос.



АПОСТОЛ ПАВЕЛ

Полагаю, апостол Павел был умным человеком и для своего времени довольно образованным, но, разумеется, знания его простирались не далее его эпохи и его иудейской среды (впрочем, я допускаю возможность, что апостол Павел был немного знаком и с языческой философией тоже). Да, Павел знал Тору, знал несколько языков, но представления его о медицине, биологии, физике (и прочих науках) с современной точки зрения были, несомненно, наивны. Чему учили Павла в свое время, то он и знал, тому и верил. Ограниченность Павла в его работах сильно чувствуется, к сожалению. Но ему, жившему в первом веке нашей эры, она простительна, а вот людям, живущим в 21-м столетии, конечно же, нет.

***

ПОКАЯННОЕ ЧУВСТВО И УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ

Церковь часто говорит о том, что в человеке должно быть постоянное покаянное чувство, его отсутствие называет «окаменелым нечувствием», хотя это нечувствие на самом деле является просто твердостью и уверенностью в себе человека. Церковь, к сожалению, не говорит, можно ли одновременно иметь постоянное покаянное чувство и уверенность, но мой личный опыт говорит, что постоянное стремление каяться являет собой неуверенность в себе и слабость духа.

***

БЛУДНЫЙ ОТЕЦ

Пришел в голову сюжет, что-то вроде вариации на притчу о блудном сыне: отец распутного поведения расточает свое имение, не дает в наследство сыну ничего, сын скитается, неся в сердце обиду на отца, много трудится, потом богатеет, прощает отца и возвращается домой.

***
ДВОЙНЫЕ СТАНДАРТЫ

Бог требует от нас, чтобы мы прощали наших ближних, всех безоговорочно, даже тех, которые не просят у нас прощения, но сам Бог при этом прощает лишь тех, кто перед ним извинился. Получается, Бог требует от человека больше, чем от самого себя?

***
«ОТЧЕ НАШ»

Почему Христа спросили, как молиться Богу? Наверное, проблема, как правильно молиться, стояла перед верующими и в древности; наверное, тогда, как и сегодня, существовали молитвословы с большим количеством длинных и непонятных молитв, которые верующие должны были вычитывать. Потому Христос и дал людям «Отче наш»: всего одну небольшую молитву. Всем православным данное обстоятельство следовало бы взять на заметку.

***

АТРОФИЯ ЧУВСТВ

Не только мышцы способны атрофироваться, но и чувства. Можно разучиться чувствовать: радоваться, печалиться, любить, желать. Церковь призывает человека к борьбе со страстями, а человек по глупости своей начинает бороться с собственными чувствами и в итоге превращается в бесчувственное существо, в овощ…

***

ГИГИЕНА МЫСЛЕЙ

Есть гигиена тела, а есть гигиена ума, гигиена мыслей. Человек должен соблюдать ее, то есть не забивать свою голову всякой вредной информацией вроде конца света, прихода антихриста и прочее, так как человеку со слабой, неустойчивой психикой от подобных мыслей легко повредиться умом.

***
Бог создал человека довольно посредственно, если бы над Богом был другой Бог, он бы этому поставил тройку.

***
Интересно отметить следующее: многие мои знакомые верующие, заявлявшие в пору своего (и моего) неофитства, что искусство это дело пустое, суетное и мирское, теперь, обзаведшись семьями, отдают своих детей в это самое искусство: кого на танцы, кого на рисование, кого на музыку, и тщательнейшим образом следят за их успехами. Что ж, поумнели, надобно признать.

***
Я не думаю, что Бог в обиде на атеистов: Бог самодостаточен; на атеистов обижается не Бог, а сами верующие; они искренне недоумевают, как это можно не ходить в церковь и быть при этом счастливым. Я уверен, Богу важна не вера в него, а другое: чтобы человек был гармоничной, развитой и умной личностью, и, конечно, чтобы он был счастлив. И Бог для этого многое делает. Если необходимо, чтобы для обретения гармонии человек ушел из Церкви (на время или навсегда), то Бог допускает и это, ибо вера – это не самоцель, а лишь средство для достижения цели: быть гармоничной и счастливой личностью.

***
Евреи молятся Богу напрямую, как дети – своему отцу. А не евреи ведут себя как пасынки и падчерицы, они ищут перед Богом ходатаев-посредников и молятся в лучшем случае Христу, но чаще всего посторонним – святым, мученикам, иконам и прочим.

***
«Зачем молиться разным левым святым, когда есть Христос, Сын Божий?» – спрашивают протестанты у православных и католиков. «А зачем молиться Сыну Божьему, когда есть Бог-Отец?» – в свою очередь спрашивают у христиан евреи.

***
Все христианство можно свести к одной фразе: «Возлюби ближнего своего». Все, что развивает эту мысль – христианство, все, что ей противоречит – от лукавого.

***
Недавно я пересмотрел замечательный советский фильм «Проданный смех», и ко мне пришли такие мысли: главный герой, Тим Талер, продал дьяволу смех и стал на долгое время мрачным, несчастным человеком. А я вспоминаю, как я стал угрюмым и безрадостным после того как пришел в Церковь. Получается Тим Талер продал свой смех дьяволу, а я – Богу? Не знаю, но лишь после расцерковления я стал более-менее доволен жизнью, стал вместе со всеми улыбаться и смеяться, а не смотреть в пол и шептать иисусову молитву.

***
Я заметил, что люди, которые воцерковились, вообще мало меняются: высокомерные остаются высокомерными, насмешливые – насмешливыми, грубые – грубыми. И так далее. Объяснить это можно тем, что обычно в Церковь люди приходят уже сформированными личностями, а изменить сформированного человека сложно. Люди, придя в Церковь, обычно меняются лишь в 3-х вещах: перестают материться, курить, становятся равнодушными к теме секса. В остальном всё остается без изменений.

***
Мой друг-ортодокс как-то написал в сети очередную религиозную дичь: «Религия – работает. Вот недавно мне посоветовали прочесть послание Ефесянам, я взял Библию и сразу открыл на нужной странице: разве не чудо?» Честно говоря, это какой-то детский сад. Если Бог действует, если он помогает, то почему лишь в мелочах, а не в чем-то более существенном? Помогал бы он так экзаменах…

***
Считать, что главным в жизни является спасение души, а учеба и труд – второстепенным делом, может лишь безответственный человек, который или слишком юн, или глуп, или безумен (или все разом).

***
Для монаха стяжание добродетелей и уничтожение страстей – самоцель, а послушание (труд) – средство. Но подобная картина возможна лишь в границах монастыря. Обыкновенному человеку, живущему в обществе, не до высоких материй, ему никто и никогда не создаст условий для духовного самосовершенствования. Сложно говорить о борьбе со страстями и о стяжании добродетелей (кротости, доброте, смирению и прочее), когда жизнь требует совсем иных качеств и умений, когда на пути стоят три чудовища: Голод, Безработица, Болезни; и когда все силы и умения человека направлены на борьбу с ними. Стяжание добродетелей и уничтожение страстей для обыкновенного человека не является самоцелью, его цель проста и банальна: выжить.
 
***
Некоторые мои православные друзья на Новый год рано ложатся спать, так как утром идут на литургию; летом в отпуск они едут не на море, а в паломничество и так далее: что ж, фантазия у верующих ограничена.

***
Раньше, будучи ортодоксом, я вслед за верующими говорил: «Нам дана всего одна жизнь, и ту мы не можем прожить правильно». А теперь я говорю по-другому: «Нам дана всего одна жизнь, но даже ее нам не дают прожить по-человечески».

***
Жизнь ортодокса: религия на завтрак, на обед и на ужин.

***
Мы до ужаса легкомысленно относимся к чужим проблемам и бедам, и даже к катастрофам, но стоит вскочить прыщу на нашем собственном носу – всё, конец света!

***
Гигиена мыслей не менее важна, чем гигиена тела, но не всякий человек это понимает, раз забивает себе голову мистической чепухой.

***
Раньше я верил Церкви, а теперь – собственному опыту.

***
Человек отвечает перед Богом. А перед кем отвечает Бог?

***
Любой начальник должен иметь над собой начальника. Начальник без начальника над собой рано или поздно превращается в тирана. Поэтому меня и страшит Бог, ибо это начальник, над которым нет другого начальника.

***
Перед кем должен отвечать человек? Перед Богом. А Бог? Наверное, перед человеком.

***
Что обычно делает отчаявшийся человек?  Винит Бога. Что делает в этом случае Бог? Переводит на человека стрелки.

***
Вспоминая известную библейскую фразу «рабы, повинуйтесь господам вашим», задаешься вопросом: «А зачем Богу рабы?» И понимаешь: рабы нужны не Богу, а господам, и догадываешься, что не Бог, а сами господа, скорее всего, эту фразу и написали.

***
Воздаяние за гробом (награда или наказание) – это чушь, ибо награждать и наказывать нужно здесь и сейчас, пока сердце не остыло и конкретное дело не стерлось из памяти. Посмертное воздаяние, как и разговоры о нем, напоминает известную фразу «давайте после драки помашем кулаками» и свидетельствует больше о бессилии Бога, чем о его могуществе.

***
Унижая ближнего, человек унижает и Бога, ибо человек носит в себе образ божий. Человек реагирует на унижения по-разному, Бог же все время терпеливо молчит, мало того Бог (по учению христианства) призывает и людей так же молча сносить обиды. Исходя из этого, мне хочется сказать, что христианство – это не только религия смерти, как кто-то заметил, но и в определенной степени религия униженности и бессилия.

***
В каждом из нас сидит бесенок, который, когда наш ближний спотыкается, шепчет нам: «толкни его», а когда ближний падает, говорит: «добей его». Гуманистический характер христианства позволяет нам оставаться людьми. Настоящий верующий не станет толкать и добивать ближнего. Этим благотворным воздействием на человека и оправдано существование христианства.

***
Никакая честная жизнь не спасает от несчастья. Но честная жизнь может дать человеку силы мужественно встретить это несчастье, достойно его пережить.

***
Вечное посмертное существование, вечная жизнь за гробом – это такая скука; что с ней делать, с этой вечностью? По мне уж лучше вечный сон без сновидений, и я, скорее всего, выберу его, если, конечно, Бог даст мне после смерти возможность выбора.

***
Мы представляем Бога этаким Гудвином, «великим и ужасным», а вдруг Бог, как и этот волшебник из сказки, сам всего боится и от всех прячется?..

***
Я горячо надеюсь, что Бог не будет ничего навязывать нам после смерти, достаточно навязанного нам тернистого земного существования. Бог, скорее всего, предоставит нам самим решать, чем заниматься после смерти: уйти ли в буддийскую нирвану, погрузиться ли в православный или в другой какой рай, заново ли родиться на земле, пройти ли свой путь с самого начала…

***
Наблюдая за верующими, за их мыслями о Боге, за их представлениями о мире и сравнивая все это с реальной жизнью, ты понимаешь: как же церковь далека от реальности, и начинаешь больше доверять науке и (иногда) искусству, нежели религии.

***
Как зыбок, туманен и жутковат мир религии и как точен, уверен и спокоен мир науки! Если раньше я бы выбрал религию с ее страхами и суевериями, то теперь я больше склонен симпатизировать науке с ее уверенностью и точными знаниями.

***
Динозавров, наверное, создал Дьявол, чтобы у атеистов был лишний антибиблейский аргумент, ибо Библия о динозаврах умалчивает.

***
Верующие разных конфессий присвоили себе Бога, утвердили монополию на него, они якобы точно знают, каков Бог, кого он любит, кому помогает и каким путем необходимо к нему идти. Но люди иных взглядов и профессий (например, люди искусства, науки) своей жизнью, творчеством, своими мыслями и открытиями доказывают возможность существования другого Бога, а также возможность иного, альтернативного пути к Богу, собственного, личного пути.

***
Я стал деистом с единственной целью – оправдать Бога в своих глазах.

***
Я думаю все наши достижения на данный момент – лишь предварительные итоги; окончательные итоги жизни человека следует подводить перед гробом с его телом, а еще лучше – за гробом, в будущей жизни.

***
Немаловажная задача для каждого человека – стремление к гармонии: с самим собой и с окружающим миром. Православие с ее фразами вроде «не люби мира» не дает, к сожалению, ни того, ни другого.

***
Верующие часто путают мудрость с пофигизмом.

***
Религия часто выбивает человека из колеи.

***
Мир в душе – это явление духовное или психологическое?

***

ИЗ РАЗГОВОРА С АТЕИСТОМ:

  – Она православная?
 – Нет, она нормальная.

2017-2020