Узбекистан

Аркадий Кузнецов 2
                УЗБЕКИСТАН

                Размышления по поводу.
           У нас уже были занятия по странам разных регионов постсоветского пространства. Настал черёд Узбекистана – первой из изучаемых стран Средней(Центральной) Азии.
           Вообще странно, что современные учебники, книги по искусству, литературные справочники часто обходят стороной древнюю среднеазиатскую культуру, которая теряется где-то на обочине иранской. Даже Авиценна появляется в них только в связи с арабским миром и влиянием на культуру Европы. И у наших школьников представление об этом крае никак не идёт дальше «базарно-тюбетеечного» видеоряда. Надо бы и не путать все подряд азиатские государства – бывшие советские республики, что имело и имеет место сплошь и рядом.
            На различных мероприятиях в России Узбекистан в последние годы представлен довольно скромно. Поэтому надо потщательнее отобрать материал, необходимый для этого занятия. К счастью, есть и детская литература на русском языке, и отдельные материалы в прессе.
                Карта.
            Возможно, карта Узбекистана с его важнейшими городами найдётся в туристических буклетах. Если нет, то можно использовать какую-либо рисованную карту недавних советских времён.
                Местоположение Узбекистана, его государственность.
           Узбекистан – самая большая и центральная из стран Средней Азии, как традиционно определяют четыре государства, ранее бывшие республиками СССР, включая также Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. Со всеми этими странами Узбекистан имеет границы. Вместе с северным соседом – Казахстаном четыре этих государства составляют группу стран Центральной Азии. На крайнем юге Узбекистан граничит также с Афганистаном, на севере которого тоже живут узбеки.
          Главные реки узбекской земли – Амударья и Сырдарья (дарья – «река»). Северную часть страны занимает песчаная пустыня Кызылкум («красные пески»). Вся жизнь в этом засушливом крае сосредоточена по берегам рек и речек, от которых в ХХ веке были проведены оросительные каналы. Столица Узбекистана – Ташкент – находится близ границы с Казахстаном,  она «выдвинута» ближе к России и границам Европы.
         Узбекский народ сложился из потомков древнего ираноязычного населения Согдианы и Ферганы и кочевников-тюрок, приходивших с северо-востока. «Осью» этого края всегда был Великий шёлковый путь из Китая в Юго-Западную Азию. На нём возникли древние города – Бухара, Самарканд и сам Ташкент. Название «узбеки» ранее принадлежало одному из племён; оно означает «истинные князья». Узбекский язык близок к казахскому, киргизскому, туркменскому, языкам России – татарскому, башкирскому.
          Независимая Республика Узбекистан образовалась после распада Советского Союза – в 1991 году. Это – государство с верховной властью президента.


                Под знаком трёх ниточек.
         Древнейшие города Узбекистана – Самарканд, древняя Мараканда (городу – более 2500 лет) и Бухара, возникшая на месте монастыря буддистов, связанных с Индией – «вихара». Эти города вписаны в историю многих веков и государств на территории Центральной Азии. Периоды движения по Шёлковому пути кочевников, разрушавших города, сменялись расцветом строительства, временем жизни великих учёных, мыслителей, поэтов. Дети могут посмотреть фотографии бухарской крепости Арк, мавзолея Саманидов,  средневековой главной площади – Регистана и комплекса Шахи-Зинда в Самарканде. Здесь же – мавзолей Гур-Эмир, где находятся могилы грозного завоевателя Тимура (Тамерлана) и его внука, султана Улугбека, выдающегося учёного своего времени, построившего под Самаркандом впечатляющую обсерваторию для наблюдений звёздного неба. Древние верования, когда своенравная  река  Аму счиалась воплощением гордой богини Анахиты, сменились господством исламской религии. Типичные для мусульманских стран сооружения – минарет Калян в Бухаре и Большая мечеть (мечеть Биби-Ханым) в  Самарканде. Многие города Востока имеют старинный титул, как видные люди. Так и Бухару называют Благородная Бухара, Самарканд – Блистательный Самарканд, а Коканд в Ферганской долине Сырдарьи – Весёлый Коканд.
        Внимание ребят надо обратить на орнаменты стен и порталов исторических памятников. В их рисунке много ярких цветов, зелёных стеблей и листьев, словно пришедших сюда из полей и садов. Искусство орнамента достигло на Среднем Востоке большого совершенства при том, что мусульманские традиции не одобряют изображение человека и животных. Излюбленные краски мастеров – голубые, зелёные и фиолетовые. Из великих людей Средней Азии, известных далеко за её пределами, надо хотя бы упомянуть учёных Ибн-Сину(Авиценну) и Бируни, основоположника узбекской литературы Алишера Навои, памятник которому недавно открылся и в Москве.
         А вот природа Средней Азии – пустыня Кызылкум, которая  в начале весны покрывается травами и цветами, но уже в мае всё жухнет от жары и исчезает. Вот – зелёные долины рек, предгорные луга. Вот караван двугорбых верблюдов – бактрианов. Без этих выносливых «кораблей пустыни» было бы невозможно освоение древних торговых путей. Каналы и арыки, сёла-кишлаки, поля с коробочками хлопка (современным нашим детям больше всего знаком уже индийский хлопок).
          А это – базар с грудами таких знакомых нам узбекских дынь, абрикосов и винограда. Вот ковры с узорами, полосатые халаты, чайхана( там не чёрный чай, как у нас, и не жёлтый, как в Китае, а, конечно, зелёный). На народных праздниках играют музыканты с национальными инструментами – сурнаями, карнаями и рубабами.
         Сейчас апрель, и у нас ещё не до конца растаял снег, а в Узбекистане уже цветут сады. С весной  связываются новые полевые работы, обновление жизни. С древних времён в Центральной Азии отмечается Науруз – весенний Новый год, это происходит в день весеннего равноденствия – 21 марта. А немного позже отмечаются детские праздники. Об одной такой старинной традиции рассказывается в книге Леонида Соловьёва «Повесть о Ходже Насреддине». Сначала можно рассказать несколько весёлых историй про Насреддина. А затем – раскрыть книгу там, где говорится о празднике Турахона в Коканде.
        Открывает южный ветер                Просыпается в гробнице
        Вишен белые цветы,                Добрый старый Турахон.
        День встаёт, лучист и светел,                …Дни весенние крылаты, -
        Солнце греет с высоты.                Сна не зная от забот,
        И под ясный свист синицы,                Шьёт он мальчикам халаты,
        Под весенний гром и звон                Платья девочкам он шьёт.

       Не склоняя на подушки                Подсмотрели мы с тобою:
       Убелённую главу,                Со своим большим мешком
       Он берётся за игрушки,                Благоносною стопою
       За конфеты и халву…                Ходит он из дома в дом…
       Прочитаем по книге, что подарков от дедушки Турахона дети ждут пятьдесят дней, в которые должны совершать только добрые дела и отказывать себе во многом. Для подарков готовится тюбетейка – «нужно было пришить к тюбетейке три ниточки: белую – знак добра, зелёную – знак весны и синюю – знак небес…»
       Наконец, познакомимся с Ташкентом. Когда-то говорили: «Ташкент – город хлебный». Это соответствовало расположению города на перекрёстке всех возможных дорог - и старых, караванных, и железных. После подчинения Средней Азии Российской империей Ташкент стал большим многонациональным городом, наиболее испытавшим европейское влияние. Когда-то Россия вместе с другими республиками бывшего СССР отстраивала город после сильнейшего землетрясения в 1966 году. С этих пор появились здесь просторные  общественные здания и многоэтажные жилые дома.
                Флаг, герб, гимн Узбекистана.
        Ниточкам на детском празднике соответствуют три цвета полотнища современного государственного флага  Узбекистана –  голубой, белый и зелёный. Золотые прожилки между полосами обозначают природные богатства. Полумесяц на верхней полоске слева – традиционный мусульманский символ – обозначает здесь рождение нового государства, а двенадцать звёзд рядом с ним – двенадцать месяцев года и двенадцать административных территорий.
        Герб страны украшает сказочный Хумаюн – царь птиц. Это то же самое, что птица Гамаюн русских сказок. Птица эта, приносящая  удачу, расправляет крылья на фоне солнца, восходящего над синими горами и зелёной долиной.  Обрамляют герб колосья пшеницы и ветви хлопка, веру изображены полумесяц и звезда.
        Гимн Республики Узбекистан утверждён в 1992 г. В основе его музыки – мелодия прежнего гимна Узбекской ССР в составе СССР , которую написал Мутала Бурханов, похожая на народные песнопения – мукамы. Новые слова написал поэт Абдулла Арипов.
        Счастье и свободу  нашёл ты, наш край.
        Наш народ, радушный и добросердечный,
        Ты живи,  наукам учись, расцветай,
        Чтоб блистал ты в мире новой славой вечной!
               Золотые края – наш Узбекистан,
               Где героев отважных сыны живут!
               Наш великий народ! Вместо горьких ран
               Горизонты страны славой прослывут!
         Будешь ты купаться в народной любви,
         Будешь жить, делами детей окрылённый!
         Мира страж и светоч свободной земли –
         Наша Родина, край наш многонаселённый!
                Разные разности.
          «На Востоке, на Востоке что за жизнь без чайханы!» - когда-то пел популярный узбекский ансамбль «Ялла». Чайхана – не просто место, где пьют чай из пиалы. Это своеобразный клуб, где осушив пиалу, мужчины рассказывают разные истории и забавные байки. Между рассказчиками часто идёт соревнование, чья история будет лучше. К чаю подаются сладости – халва, козинаки, лукум. Чай пьют, взобравшись с ногами на деревянную суфу. Излюбленные герои притч и баек – неунывающий, хитрый и справедливый Ходжа Насреддин, ловкий Куса (Безбородый), известные учёные и поэты.
          Ныне в Узбекистане целых два памятника Насреддину – в Бухаре, считающейся в Средней Азии местом его рождения, и в Ташкенте.
          Среди музеев Ташкента видное место занимает Музей ковров и сюзане. Сюзане – это искусство национальной вышивки. Вышивка одежды считается приносящей счастье тому, кто носит халат или тюбетейку. В Бухаре популярен, как самый распространённый сюжет вышивки, цветник – символ города. В Ферганской долине – зелёные и голубые растения. В Ташкенте – многоугольные звёзды…
          Усто – так звучит уважительное обращение к учителю, мастеру-ремесленнику, художнику. Например, в Бухаре есть улица Усто Ширин, названная в честь резчика, отделывавшего дома старого города.
         В узбекском языке старшего брата называют «ака», а младшего – «ука», старшую сестру – «опа», а младшую – «сингил». «Ака» называют также руководителя какой-либо группы, а «аким» - глава органа власти.
         « У москвички две косички, у узбечки – двадцать пять» - когда-то были известны такие стихи. Чем больше заплетают девочкам косичек, тем больше желают ей счастья. Часто косички заплетают и мальчикам.
          На западе Узбекистана живут каракалпаки. Они исторически близки восточным славянам, потому что считаются потомками торков – «чёрных клобуков», бывших союзниками Руси и служивших в русских княжествах. На берега бессточного Аральского моря, в сухие степи их предков переселили когда-то ханы Золотой Орды. Но до сих пор среди каракалпаков – «чёрных шапок» - немало людей с более светлыми глазами и волосами, чем у окрестных народов.
         В Узбекистане велика проблема расходования речной воды. В советское время всё больше воды уходило в каналы – наращивалось производство хлопка. Хотели совсем обводнить пустыни, но стало стремительно мелеть Аральское море. Ныне оно занимает вдвое меньшую площадь, чем 50 лет назад. Проблема осложняется непостоянством русла Амударьи, блуждающей по пескам.
                Музыкальное сопровождение.
         После рассказа о древних среднеазиатских народных инструментах нужно послушать их звучание. При этом обратить внимание, что карнай –  вытянутый охотничий рог- близок к валторне и трубе, а сурнай – к гобою или кларнету. Хорошо, если прозвучит и характерная узбекская пляска под звуки ударных инструментов, и плясовая песня, например, «Бари гал». Украсят занятие обработки народных песен и популярные произведения групп «Бахор» и «Ялла».
                Разучиваем песню.
        Поистину народной стала в Узбекистане песня композитора М. Левиева  на стихи поэта Хамида Алимджана  «Когда цветёт урюк». Она о самом любимом в крае времени года – времени цветения садов, где выделяются красотой белые чашечки цветов урюка – абрикосов. Припев «Яр, яр» типичен для национальной песни – это означает «Пой, пой».
         Под окном моим за ночь вдруг                Я твержу: «Весна хороша,
         Белый-белый расцвёл урюк.                Будет счастье моё или нет?»
             Яр, яр, радуйся, пой!                Нежно гладя щёки мои,
         Каждый цветик, на ветке дрожа,                Ветер шепчет: «Счастье с тобой!»
         Славу жизни  страстно запел.                И чирикают все воробьи:
         Тёплый ветер, зарю сторожа,                «Пой, счастливец, радуйся, пой!»
         Первый запах украсть успел.                Яр, яр, радуйся, пой!
              Яр, яр, радуйся, пой!
         И, обиды свои глуша,
         На весенний глядя рассвет,