Память

Полина Марченко
Мне всегда было интересно, как устроена ПАМЯТЬ.
Как так происходит, что что-то хранится в ней совсем чуть-чуть и бесследно исчезает, а что-то задерживается на долгие годы или даже на всю жизнь? Как память отбирает, что конкретно ей нужно хранить, а от чего можно избавиться? К примеру, нет ничего особенного в том, что в памяти надолго задерживаются какие-то яркие события жизни – радости или горести. Но вот действительно удивляет, почему бывает, что в памяти прочно закрепляются какие-то совершенно неважные банальные вещи. И бывает, что грандиозные события со временем вспоминаются редко и с трудом, а воспоминания об этих мелочах всегда свежи и наготове.

Вот, например, стоит мне только начать нарезать огурцы для салата, как в голове уже готово воспоминание из далёкого детства, как будто это случилось вчера. Лето. Двор обычной хрущёвки. Мне лет 6 – 8. Я гуляю с соседской девочкой на детской площадке. Бегаем, лазаем по горкам, качаемся на качелях. И вдруг, как гром среди ясного неба, крик моей мамы из кухонного окна на весь двор: “ПОЛИНКА-А-А!!!” В те времена, без телефонов, этим нехитрым способом мама оповещала меня, что мне надо бежать домой. Если был вечер, то домой насовсем, а если день – то за перекусом. И этим перекусом, как правило, был кусок хлеба и огурец, разрезанный вдоль на две части и подсоленный. И после беготни по двору это было очень вкусно и кстати. И вот прошло уже около 30 лет, а это воспоминание всё никак меня не покинет. Приходит ко мне практически ежедневно – салат из огурцов я готовлю часто =))

Похожая ситуация у меня ещё с некоторыми продуктами и предметами.
Режу помидоры – как по сигналу, включается воспоминание про то, как в детстве старшая сестра кормила меня нарезанными свежими помидорами с сахаром вместо соли (кстати, было довольно вкусно). Покупаю/ем сладкие кукурузные палочки или мороженое в вафельных стаканчиках – каждый раз вспоминаю, как мой дедушка, практически всегда приносил что-то из этого, когда приходил к нам в гости.

Надеваю колготки – сразу вспоминается во всех деталях одна ситуация из детства. Мне 12 лет. Я в художественной школе в “нарядной” одежде, потому что в этот день нас фотографируют. Мой “нарядный” комплект состоит из белой водолазки, чёрной юбки и серых колготок – такие обычные совдеповские трикотажные колготки, которые не были мне малы, и резинка была вроде нормальная, но, тем не менее, они постоянно с меня сползали. И мне приходилось их поправлять чуть ли не каждые 5 минут. Жутко неудобно. Но в те крайне бедные для моей семьи времена, с одеждой у нас было реально туго, выбирать было не из чего. И вот, я помню, я пропустила очередную пятиминутку для подтягивания колготок - не успела улучить удобный момент, а фотограф уже расставил нас для фото и дал команду улыбаться, а я стою, и все мои мысли о том, что на фотке у меня будут сползшие колготки. И улыбки не вышло.

Возможно, с тех самых пор, я в принципе недолюбливаю такую вещь, как колготки, и стараюсь, чтобы они мне пригождались как можно реже =))

Если мой ребёнок берёт с собой на прогулку лопатку (а делает он это часто, так как рыть ямы - одно из его самых любимых занятий на улице) – у меня всплывает, как однажды, лет 30 назад, моя старшая сестра пошла со мной гулять. И я взяла с собой лопатку (помню даже, что она была зелёная с оранжевой ручкой), но, выйдя, мы решили, что она нам не понадобится, и, чтобы не возвращаться домой, спрятали её под скамейкой на крыльце, пока мы ходим. Типа, кому она нужна. Но, вернувшись, лопатки мы под скамейкой не обнаружили, т.е. кому-то она всё-таки оказалась нужна. Кстати, я не особо горевала по этой потере тогда. Но, тем не менее, этот момент надолго врезался в мою память.

Ещё мне всегда казалось занятным, что у кого-то воспоминания начинаются с самого раннего детства, а у кого-то – только со школы.
Вот, мой муж совершенно не помнит ничего из своей дошкольной жизни, а в моей памяти хранятся какие-то обрывки воспоминаний чуть ли не с 1,5 – 2-х лет. К примеру, есть у меня в голове картинка из тех времён. Ясельная группа. Я и ещё несколько детей ревём в большом детском манеже рядом с дверью со вставкой из цветного стекла. И это невероятно, но я до сих пор при виде чего-то из цветного стекла – двери, окна или даже посуды, вспоминаю об этом.

Вот такими мелочами во многом полна моя память. И многие из этих воспоминаний очень отчётливы. Конечно, какой-нибудь психолог скорее всего смог бы объяснить мне, почему они хранятся у меня так долго. Но факт остаётся фактом – такие незначительные вещи могут подолгу жить у меня в голове, а информация, которой действительно было бы полезно там задержаться, вылетает оттуда, как бы я ни старалась её там задержать. Например, дни рождения, круглые и некруглые даты, какие-то цифры, имена, названия, которые бы мне пригодилось помнить, никак не хотят закрепляться в моей памяти.

Так что, если вдруг я забывала или забуду кого-то поздравить с днём рождения, юбилеем и т.д., просьба на меня не обижаться – я не специально, это просто устройство моей ПАМЯТИ, и я работаю над тем, чтобы это подкорректировать =))

И ещё - если у моего ребёнка собираются задерживаться в памяти какие-то воспоминания, связанные со мной, я очень-очень стараюсь, чтобы они были приятными. Ведь никогда не знаешь, с какого времени, как надолго и что конкретно ему запомнится.

Надеюсь, у меня это хоть немного получается =))