Детство Столин-Иваново

Валерий Агейчик
Мне не забыцца песні той даўняе вясны:
-На Мурамскай дарожцы стаялі тры сасны.. .
Петрусь Бровка

Родился я 5 декабря 1949 года в городе Столин Брестской области. Это был день сталинской конституции и до принятия брежневской конституции он был не рабочим днем. Впоследствии, я много раз по разным поводам и в разные времена бывал в этом уютном городе с величественным графским парком на берегу Горыни и расположенным рядом с ним сельскохозяйственным колледжем, прекрасной, реконструированной на высоком уровне в связи с чернобыльской бедой больницей.

Город удачно расположен в 3 километрах от станции Горынь железнодорожной магистрали Львов-Ровно-Барановичи-Вильнюс-Ленинград в 30 километрах в от станции Припять (куда легко добраться пассажирскими и пригородными поездами), находящейся рядом со знаменитым Волянским железнодорожным мостом через эту замечательную реку и заказником «Средняя Припять».

Если приехать в Пинск рано утром минским поездом, то где-то в 5.30 утра можно сесть на столинский автобус, маршрут которого проходит окольными путями рядом с рекой Припять через Плотницу, Стахово, Видибор и можно во отчую убедиться в необыкновенной красоте этого края. Правда уже и там можно увидеть множество заброшенных домов и строений. Раньше люди сражались за землю, теперь она оказывается никому не нужной.

Но впервые себя помню в день смерти Сталина 4 марта 1953 года, когда мы уже жили в городе Иваново, куда отца перевели по работе в 1952 году. Помню задумчиво и тревожно склонившихся над моей кроваткой отца и мать. Они мне сообщили, что умер Сталин и мать добавила, что возможно будет война. Я еще не мог оценить значение произошедшего события, но к счастью худшие опасения моих родителей не оправдались.

 Во всех городах, где мы жили, нашей семье сразу предоставлялась отдельная трехкомнатная квартира, так что жилищной проблемой мои детство и юность омрачены не были.
В городе Иваново мы жили в двухквартирном доме с приусадебными участками, причем нашим соседом были начальник милиции, а когда первого перевели по службе, новый с усами похожий на Чапаева в известном кинофильме начальник милиции тоже поселился в этом доме в центре города. Сегодня этот дом по-прежнему благополучно стоит на старом месте и его в городе называют милицейским.

Моими друзьями стали мои ровесники сын начальника милиции Вова и жившие по соседству через дорогу Боря и Олег. У Вовы дома хранился настоящий короткий римский меч, с которым под бдительным оком его бабушки нам разрешалось играть, но вынуть его из ножен нам вдвоем удавалось с трудом.
Когда отца Вовы перевели по службе в другой город, то у нового начальника милиции оказались в наличии две боевые дочки, которые были нас старше на 1-2 года и стали заводилами нашей компании. Под их решительным руководством мы облазили все ближайшие чердаки, стройки и стали доминировать на прилегающих к нашему дому территориях среди подобных компаний.
Помню наше искреннее возмущение нерадивостью строителей, когда на приличной высоте мы лазили по металлическим балкам строящегося универмага и не понимали, почему тавровые конструкции расположены ребром вверх, а не вниз, как нам было бы удобно для перемещения. И лишь начав преподавать будущим конструкторам дисциплину «Основы конструирования» я с помощью великолепного одноименного двухтомника Орлова П. И. разобрался, что строители все сделали правильно, поставив тонкое ребро с расчетом работы на сжатие, так как в этом случае прочностные характеристики стального материала балки увеличиваются по сравнению с растяжением в 1,7-1,9 раза.

15 февраля 1956 года родилась моя сестра Людмила, которая впоследствии прожила интересную полную приключений жизнь. Для меня это событие ознаменовалось тем, что я перестал быть в семье в центре внимания и вынужден был с этим смириться.
Когда я уже ходил в первый класс, у меня резко заболел живот, врачи быстро поставили диагноз аппендицита и удачно сделали мне операцию под наркозом в Ивановской районной больнице.

В целом Иваново был и остается уютным городком, расположенном на оживленной автомобильной трассе и железной дороге Брест-Кобрин-Иваново-Пинск-Лунинец-Гомель. Единственным его недостатком было отсутствие серьезной водной артерии. Там я пошел в первый класс средней школы, расположенной на центральной площади и которая теперь называется первой городской гимназией.

В 1958 году в Давид-Городке освободилась должность редактора районной газеты и отец по простоте душевной рекомендовал обкому партии на эту должность своего весьма смышленного и шустрого заместителя, получив предварительно его согласие.
 Надо сказать, что должность редактора была не только более высокооплачиваема, но и имела весьма серьезные дополнительные бонусы. Это ежегодная гарантированная вне зависимости от состояния здоровья почти бесплатная путевка в лучшие санатории страны, принадлежащие четвертому управлению минздрава СССР, куда нередко ехали с женой и по льготной цене покупали там ей курсовку для лечения, а также вхождение в состав бюро РК КПБ, где около десяти человек решали все политические, хозяйственные и кадровые вопросы района.

Но были и существенные обременения. Во-первых, в редакциях работали творческие и весьма грамотные люди, и среди них как, например, в школьных и вузовских коллективах постоянно возникали конфликты. Основным поводом для них, как правило, был доступ к публикациям в газете, за что выплачивался иногда весьма существенный относительно небольшой основной зарплаты гонорар. Это сильно напрягало отца и нередко дома он жаловался на необходимость постоянно вникать и разруливать эти конфликтные ситуации.

 Во-вторых, редактор газеты на районе выполнял одновременно функции главлита (цензора), что налагало на его работу особую ответственность.

Когда заместитель отца прошел все необходимые для работы в должности редактора согласования в вышестоящих инстанциях, он неожиданно предъявил справку, что его жена тяжело больна и ей категорически противопоказан переезд на новое место жительства.
 Тогда стали настойчиво предлагать моему отцу переехать в Давид-Городок, а редактором в Иваново назначить его заместителя (он в последствии проработал в этой должности много лет).

 Моя мама была против, так как в Иваново нас все устраивало. Моя школа была расположена на расстоянии метров 200 от дома, работа отца-100 метров, работа матери метров 400. Кроме этого мама была очень довольна своей работой и дружным коллективом аптеки, которую мама сделала одной из лучших в Брестской области, за что она была награждена знаком «Отличник здравохранения СССР».
 И хотя ей гарантировали должность управляющей аптеки на новом месте, мама обращала внимание на удаленность Давид-Городка от железной дороги и отсутствие шоссе с твердым покрытием между Столиным и Давид-Городком.
Но отец дома заявил, что он вынужден подчиниться партийной дисциплине и мы стали готовиться к переезду.

Думаю, что согласие отца во многом способствовало в дальнейшем его назначению на работу в хороший город Шклов и далее его переводу в город Горки, который считался особо престижным местом и куда стремились попасть многие.

 Первым секретарём Давид-Городокского районного комитета КП(б) — КП Белоруссии в то время работал прошедший в 1939—1946 годах службу в РККА, орденоносец, получивший будучи командиром пулемётной роты (такие роты подчинялись непосредственно командованию дивизий и воевали на наиболее опасных участках) тяжелое боевое ранение на фронте, талантливый руководитель и замечательный человек Константин Викентьевич Матюшевский (22 августа 1917 — 17 октября 1999) — советский партийный и государственный деятель, председатель Брестского облисполкома (1964—1983), первый секретарь Могилевского обкома Компартии Белоруссии (1958—1964) с которым у отца установились  самые дружеские отношения. Они были знакомы и раньше, когда отец  возглавлял Пинское областное радио, работая в Лунинецком РК КП(б)Б.  Константин Викентьевич в то время был  заместителем заведующего отдела партийных, профсоюзных и комсомольских органов Пинского обкома КП(б)Б.

 "Полесский милый городок,               
  Провинциальный город Столин,               
  К тебе попасть бы на денек,               
  В моей судьбе ты стал - престольным.
 
  Прекрасный праздник юных лет               
  Ты дал мне в жизни - первый бал,               
  И в памяти оставил след               
  Твой клуб и танцевальный зал,

  Да ив плакучих хоровод,               
  Что луг за городом венчал;               
  Там солнца красочный восход               
  За лугом, за рекой вставал.

  За древней крепостной стеной               
  Кувшинок белых карнавал,               
  На тихой заводи речной,               
  Навечно взгляд зарисовал,
 
  И дивный парк твой и причал               
  У городских твоих ворот,               
  Где нас с утра из года в год               
  Паромщик-лодочник встречал.
 
  Полесский милый городок -               
  Провинциальный город Столин,               
  К тебе попасть бы  на денёк:               
  В моей судьбе ты стал - престольным!
   
  Нам очень хочется сказать,               
  Что мы тобой всегда гордились,               
  Учителям своим под стать               
  Разумно жить мы научились.
   
  Полесский милый городок -               
  Провинциальный город Столин,               
  К тебе попасть бы на денёк,               
  В моей судьбе ты стал - престольным!"
    (Татьяна Тихонова-Зубарь)