1. Можно ли познать окружающий мир?

Лариса Болотова
                Можно ли познать ТО, в чём человек находится и частью чего является? Можно, ответят многие. У человека для этого есть внешние органы чувств. Во-первых, наши чувства ограничены, мы видим и ощущаем окружающий мир через маленькую щель. Во-вторых, показывают ли наши внешние чувства реальную картину мира? Реальную картину мира, можно «увидеть», через высшие чувства. Такие, как интуиция, ясновиденье, яснослышанье, духовное сознание и другие. Но ими человечество (большинство) не владеет. Что же делать? Прислушаться к мнению тех, кто на это способен.      

                Что находится вначале всего?

                Из книги «Тайная Доктрина» Е.П. Блаватской:

 (стр. 70 т.1) «Вездесущий, Вечный, Беспредельный и Непреложный ПРИНЦИП, о котором никакие рассуждения невозможны, ибо он превышает мощь человеческого понимания и может быть лишь умалён человеческими выражениями и уподоблениями. Он вне уровня и достижения мысли … «Немыслим и Несказуем»».

                Нет слов, какими  можно было его описать. Его можно только почувствовать интуитивно сердцем. Я бы его назвала Источником Жизни.

«Чтобы яснее представить читателю эти идеи, пусть он начнёт с ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, что существует лишь Единая, Абсолютная Действительность, которая предшествует всему проявленному и условно Сущему. Эта Безконечная и Вечная Причина, туманно сформулированная в «Безсознательном» и в «Непознаваемом» современной европейской философией, является «Безкорнем Корнем всего, что было, есть или когда-либо будет». Она, конечно, лишена всяких атрибутов и по существу не имеет никакого отношения к проявленному конечному Существу. Это, скорее, Бытийность, чем Бытие – Сат по-санскритски  - и превышает мышление и рассуждение».

                Для чего это ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ сделано? Любое человеческое рассуждение словами должно на чём-то основываться, то есть иметь свою точку опоры. Только тогда человек способен  строить гипотезы и теории.

«Это бытие СИМВОЛИЗИРОВАНО в Тайной Доктрине под  двумя аспектами. С одной стороны  – Абсолютное, Абстрактное Пространство, представляющее  чистую субъективность, то единственное, что никакой человеческий ум не может ни изъять из своего миропонимания, ни представить его, как само по себе; с другой стороны - Абсолютное, Абстрактное  Движение, представляющее Безусловное Сознание. Даже наши западные мыслители пришли к заключению, что сознание немыслимо для нас отдельно от изменения, и потому движение является лучшим символом этого процесса изменения и его главнейшим признаком. Этот последний аспект Единой Реальности также СИМВОЛИЗИРУЕТСЯ термином Великое Дыхание…».

                В каждом из нас, так же как и во всём окружающем нас, есть Жизнь, и есть определённый уровень Сознания.

«Таким образом, первая основная аксиома Тайной Доктрины есть это метафизическое Единое Абсолютное Бытие, СИМВОЛИЗИРОВАННОЕ конечным разумом, как теологическая Троица.

Парабраман, Единая Реальность, Абсолют, есть область Абсолютного Сознания, то есть та Сущность, которая вне всякого отношения к УСЛОВНОМУ существованию, УСЛОВНЫМ СИМВОЛОМ которой является сознательное существование. Но как только мы мысленно отходим от этого (для нас) Абсолютного Отрицания, получается двойственность в противоположении Духа (или Сознания) и Материи, Субъекта и Объекта.

Дух (или Сознание) и Материя, тем не менее, должны быть рассматриваемые не как независимые реальности, но как два СИМВОЛА или аспекта Абсолюта, Парабрамана, составляющего основу ОБУСЛОВЛЕННОГО Бытия, субъективного или объективного.

Рассматривая эту метафизическую триаду как корень, из которого исходит всё проявление, Великое Дыхание принимает характер Пре-Космической Мысле-основы».

                Пре-Космическая Мысле-основа даёт возможность к существованию  индивидуальных сознаний, и снабжает их руководящим разумом  в обширной задаче космической Эволюции.

«С другой стороны, Пре-космическая Корень-Субстания (Мулапракрити) является тем аспектом Абсолюта, который лежит в основании всех объективных планов Природы.

Как Пре-Космическая Мысле-основа есть КОРЕНЬ КАЖДОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО Сознания, так Пре-Космическая Субстанция является СУБСТРАКТОМ Материи в различных стадиях дифференциации.

 Отсюда очевидно, что противоположение этих двух аспектов Абсолюта необходимо для существования Проявленной Вселенной.

 Независимо от Космической Субстанции Космическая Мысле-основа не могла бы проявиться как индивидуальное Сознание, ибо сознание развивается, как «Я есть Я», только через проводника (упадхи) материи, физическое основание, будучи необходимым для средоточия Луча Космического Разума при достижении известной сложности. В свою очередь, отделённая от Космической Мысле–основы, Космическая Субстанция осталась бы пустою отвлечённостью, и никакое возникновение Сознания не могло бы произойти».

                Как понять? Представим дерево – единое и сложное. Конечный результат эволюции его – это множество семян. Было единое целое, а стало отдельным множеством. Теперь каждому семени предстоит своя эволюция до единого целого дерева. И так безконечно. Что же объединяет все эти деревья и семена? Жизнь – движение и изменения. Это и есть Абсолют. Но, чтобы Жизнь могла проявиться по отдельности, нужна форма. То есть одно «Я» нужно отделить чем-то от других «Я».

                Как понять единство Духа и Материи, Субъективного и Объективного?

                А если пойти от противного, от множества к Единому? Не получится, так как множество существует благодаря Единому. Нет Единого, нет множества. Почему  Космическая Субстанция не может  быть отделена от Космической Мысле-основы?  Потому что она может существовать благодаря Космической Мысле-основе. Но Космическая Мысле-основа в свою очередь не может существовать без Космической Субстанции, так как ей не в чем будет проявиться.  Нет одной, нет и другой.  Они едины. Дух и Материя едины. Разделяем мы их только в своём мышлении. Так нам легче осознать происходящее. Мы мыслим конечным, то есть, воспринимаем разные проявления Единого и облекаем их в форму.

«Потому Проявленная Вселенная исполнена двойственности, которая является как бы самой сутью её Проявленного Существования. Но именно, как противоположные полюса Субъекта и Объекта, Духа и Материи являются только аспектами Единства, в котором они синтезированы, так и в Проявленной Вселенной имеется «то», что связывает Дух с Материей, Субъекта с Объектом.

 Это нечто, неизвестное пока умозрению Запада, называется оккультистами  Фохат. Это есть «мост», посредствам которого Идеи, существующие в Божественной Мысли, запечатлеваются на Космической Субстанции как Законы Природы. Фохат, таким образом, является динамической энергией Космической Мысле-основы. Рассматривая же его с другой стороны,  он -  разумный посредник, руководящая сила всех проявлений, Божественная Мысль, переданная и проявленная Дхиан-Коганами (Архангелами, Серафимами и т.д.), Строителями видимого Мира. Так от Духа, или Космической Мысле-основы, происходит наше Сознание, от Космической Субстанции - те несколько проводников, в которых сознание это индивидуализируется, и достигает самосознания  - или размышляющего -  сознания. Между тем Фохат, в его различных проявлениях, является таинственным звеном между Разумом и Материей, Животворящим принципом, электризующим каждый атом к жизни».

                Понять существование в единстве Духа и Материи, Субъективного (Сознания) и Объективного человеческое индивидуальное сознание, находясь в физическом мире, не способно. Так как существует оно (индивидуальное сознание) отдельно от всего. Поэтому познаём пока всё в отдельности.

             Существующая  структура Вселенной по Тайной Доктрине:

1) АБСОЛЮТНОСТЬ: Парабраман ведантистов или Единая Реальность,  «Сат», являющаяся, по словам Гегеля, Абсолютным Бытием и Не-Бытием одновременно.
2) Первый Логос: Безличное, и в философии – Логос Непроявленный, предтеча Проявленного. Это есть «Первопричина», «Бессознательное» европейских пантеистов.
3) Второй Логос: Дух-Материя, Жизнь; «Всемирный Дух», Поруша и Пракрити.
4) Третий Логос; Космическая Мысле-основа, Махат или Разум, Космическая Всемирная Душа; Космический Ноумен Материи, основа разумных проявлений Природы и в Природе, также называемый Махат-Буддхи.
5) ЕДИНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ; её двойственный аспект в обусловленной Вселенной.