Психологический портрет героя фильма. Ольга Рыжова

Надежда Орхова
Ольга Рыжова (фильм "Служебный роман")

В начале фильма мы видим, что Ольга находится с бывшим однокурсником Новосельцевым в отличных дружеских отношениях. Она горячо занимается его заботами, где раздобыть денег, и при появлении их бывшего однокашника Юрия Самохвалова сразу олицетворяет собой Архетип «Помощник»: она просит Юрия, чтобы он стал ходатаем за Новосельцева перед директором для повышения по службе. Самохвалов легко соглашается порадеть за друга.
Однако, Ольга при появлении Самохвалова попадает в ситуацию хуже не придумаешь. Этот красавчик — ее бывший парень. Из фильма не ясно, как они расстались. Была только одна фраза из уст Самохвалова в адрес Ольги, когда он в ответ на ее реплики по поводу умений его жены, сказал: "А ты все такая же! Не изменилась". Может быть, в этом кроется причина распада пары Юрий-Ольга. Видимо и сейчас она пыталась создать видимость своего превосходства над соперницей за счет превозношения себя и унижения конкурентки. Видно только, что она давно забыла о  существовании Самохвалова и занималась своими многотрудными семейными заботами (а их немало было), как вдруг объявился ее институтский друг в полном блеске мужской самореализации: пришел на должность замдиректора, приехал из-за границы, женат, обходителен, галантен. Слишком много всего в одном мужчине, чтобы женское сердце не растаяло. И она влюбляется в него с новой силой во второй раз. Ну, с кем не бывает, ведь пословица говорит, что любовь зла...
Но вот то, что она игнорирует сигналы, которые ей посылает Самохвалов, не ожидавший такого поворота событий, это вызывает удивление.
И, если проследить ее отношения с Самохваловым в юности, то закончились они по Архетипу сезонности на цикле "Весна". Как потом каждый выходил из этих отношений, неизвестно. Ясно, что Самохвалов уже не придает им особой значимости. Значит для него эта давняя история отношений закрыта и он прошел все циклы Архетипа "Сезонность". Затем он женился, и у него развиваются новые вполне счастливые отношения, по которым он находится в цикле "Лето" по Архетипу "Сезонность". Это говорит о том, что новые отношения Ольги и Юрия были бы обречены по несовпадению Архетипов "Сезонность" этих двоих, если Самохвалов даже и вспомнил старое увлечение и захотел бы продолжения. К тому же, она  пытается из незавершенных гештальтов первого и второго отношений перейти к третьим, что обрекает новые отношения заведомо на провал при условии даже согласия на них Самохвалова.

Она ведет себя, как человек, у которого в Архетипе Государство на троне сидит "Маленькая девочка" с завышенной самооценкой, капризы которой она беспрекословно выполняет. Никакого рассуждения, что она замужем, что у нее   есть ребенок; что Самохвалов женат и не желает с ней поддерживать какие-то амуры. К тому же, у нее семья, то есть отношения, которые уже построены, хотя, возможно, не на любви, если она так легко забывает о них. Может быть, из-за этого так скоро она старается флиртовать с Самохваловым. Только вот беда в том, что строить новые отношения не с кем - пары нет.
Новосельцеву она говорит:
  - А ты знаешь, он совсем не изменился! Толь, а ты скажи мне по-честному, а  я как?
  - Ты в полном порядке, - говорит Новосельцев.
Хотя Новосельцев мог высказать в этот раз только свое мнение, но не сказал, что Самохвалов о ней отозвался: « Что с людьми делает время? Ты помнишь, какой она была?».
Вдохновленная этим ответом Анатолия Ольга начинает флиртовать с Самохваловым и не замечает его мягких попыток ее затормозить. На вечеринке у Юрия дома сама напрашивается на танец, опускает его жену замечанием, что салат приготовлен хуже, чем делает подобный салат сама Рыжова; почти лежит на Самохвалове во время танца, не обращая внимания на жену. Он всячески уклоняется от ее назойливых попыток назначить ему свидание - этот сигнал тоже непонятен Ольге.
Затем, когда никаких способов с ним встречаться у нее не остается, она начинает писать ему письма и передает их через секретаршу, которая читает их и потом оповещает весь коллектив статистического Управления. Сам выбор человека для передачи писем очень сомнителен. Разве взрослая женщина не понимает, что свои тайны нельзя доверять третьим лицам? История с письмами выплывает на публичное обсуждение и компрометирует Самохвалова.
Он впадает в отчаяние от этой ситуации: ведь это бьет по его безупречной репутации, по его желанию укрепиться на новом месте работы и может повредить его семейным отношениям. К тому же он теряет друга в лице Новосельцева. Самохвалову никто в этой ситуации в коллективе не сочувствуют. Даже если бы он не обратился в профком, об этих письмах все знали. Намеренно это сделала Ольга или по неразумию - установить мне не представляется возможным по той информации, что имеется в фильме. А делать какие-то предположения или допущения - некорректный подход.
Когда Ольга понимает, что ее попытка возобновить отношения не увенчалась успехом, она переживает очень сильный укол боли. Так она вошла в энергии Архетипа "Тело боли" и читает пронзительные стихи:
   Вся наша роль — моя лишь роль!
   Я проиграла в ней жестоко!
   Вся наша боль — моя лишь боль. О сколько боли, сколько боли!
В этих стихах точно отражено, что она играла и за себя, и за Самохвалова, и что это была только ее ИГРА. А чем может заниматься еще "Маленькая девочка", хотя она и на троне Государства-Личности Рыжовой? 
У Э.Берна читаем: "Развлечения и игры являются подменой реальной жизни и реальной близости." "Напротив, каждая игра в основе своей нечестна, и финал зачастую бывает драматичным, а не просто захватывающим". И еще: "Использование слов "игра" не должно вводить в заблуждение. Как указывалось ранее, игры необязательно доставляют удовольствие или радость игрокам".
По нашим временам эти попытки привлечь внимание женатого мужчины трактовались бы, как приставание (харрасмент) и подлежали бы осуждению, как минимум.