Яшка Карунный

Иван Сущенко-Званный
Из цикла очерков по истории села Званное.

Тема, обозначенная в названии очерка, пришла неожиданно. Не буду описывать подробности, но мне в руки в 2015 году попали исписанные от руки тетрадные листы. По понятным причинам не указываю, где я их взял, кто эти тетрадные листы исписал. Основная часть текстов была простыми рецептами по заготовке овощей на зиму, но среди них затесалось два, которые мне показались письмами. До поры до времени руки не доходили. Но однажды, перебирая бумаги, я прочитал их и ахнул. Оказалось, что впервые в жизни встретился с заговорами. Никогда не мог подумать, что в Званном могут ими пользоваться. Слухам, что какие-то бабки этим занимаются, не верил. С этого и началось исследование темы «ворожеи, гадалки, ведьмы». Скажу вам, что тема оказалась весьма непростой.
С ворожками-шептухами был знаком с раннего детства. Мама носила меня к ним лечить от «испуга», как это продолжают делать многие матери и бабушки и в наше время. Рассказов о ведьмах и ведьмаках наслушался то же вдоволь, но рос в атеистическом обществе, школа и советское воспитание делали свое дело, и в ведьм я не верил. И вот – пожалуйста! Тема мистических сил сама пришла в руки. Поскольку она вписывалась в историю села, решил заняться и ею. Стал собирать сведения о ворожках и ведьмах. И таковых нашлось немало. За сто лет память народная сохранила около тридцати имен в Званном – умерших и живых.
Люди передают из уст в уста сведения о самых эффективных людях имеющих мистическую силу, ездят к ним за разной помощью: одни для того, чтобы вылечить свою болезнь, другие, чтобы помочь близкому избавиться от недуга, третьи хотят приворожить понравившегося человека или сделать «отворот», просят избавить от неудач или вредных привычек.
Надо сказать, что довольно часто посещение знахарей и «ведьм» помогает. Механизм влияния подобного характера на здоровье и жизнь людей не известна. Объяснений достоверных нет. Одни говорят, что действует внушение, другие, что включается самовнушение. 27 января 2020 года врач, ученый Мясников А. Л., ведущий программы «О самом главном» на телеканале «Россия-1» значительную часть своей передачи посвятил теме «плацедо» - лекарству-пустышке, которое, тем не менее, может вылечивать больных. Александр Леонидович пришел к выводу, что у человека есть способность самоизлечиваться без химических препаратов, каковыми являются таблетки, жидкости и мази. Наука еще не знает, как этот механизм запускать. Исследований по этой проблеме не ведется, потому что, если будет выявлен секрет самоизлечения человека, то фармацевтические фирмы разорятся. Естественно они в этом не заинтересованы.   Но Мясников предсказал, что рано или поздно наука начнет изучать этот феномен.
Вполне с ним согласен. Мои размышления над эффектом плацедо и излечения болезней знахарями привели к тому же выводу: у человека есть способность без лекарств запускать свой внутренний механизм излечения. Только не все это умеют делать, но некоторые люди обладают такой способностью. Кстати, и Мясников упомянул случаи излечения «бабками», как он сказал: «Мы же знаем, что некоторых излечивают экстрасенсы. Есть и выражение «все прошло, как бабка пошептала».
Приведу толкование слов «ворожка» из словарей. Ворожея - гадальщица по ремеслу (ворожба). Это слово применяется в большинстве случаев к старухам и очень редко к молодым девушкам; оно не имеет соответствующего ему мужского названия, если не считать таковым провинциализм, встречающийся в Курской и Орловской губерниях: "ворог", в смысле знахаря. В филологическом своем происхождении "ворожба" имеет более обширное значение врачевания от злых чар и болезней, посредством наговоров, шептаний и т. п.
Наверно не все знаюте, что православная церковь запрещает лечиться у знахарок, бабушек, лечащих молитвами, целителей (любых, в том числе и православных), экстрасенсов и т.д.
Лечить молитвами могут только православные святые. Их очень мало в нашей стране, в основном их можно встретить в монастырях.
Задумал человек начать нетрадиционное лечение людей - он должен прийти на прием к правящему архиерею и получить его письменное благословение на данную деятельность. Никакие благословения неких старцев, монахов, батюшек или матушек тут недействительны. А у знахарок нет таких благословений, и быть не может.
Интересно, что практику врачеванияпомощьюмолитвы знахарки передают другим с большой неохотой.
Больбот Вера Никифоровна («Лесничиха») в разговоре со мной призналась, что ей «передала» Настя Пулина, жившая там же на Юзовке в доме наискосок. Жадноватая была женщина. Вера Никифоровна ее просила научить лечить. Но та отказывала. Но пришло время, и старушка заболела, слегла. По доброте душевной нынешняя знахарка стала по утрам готовить для нее кашки на молоке и прикармливать. И вот однажды Настя говорит Вере: «Возьми с собой в следующий раз тетрадку и карандаш. Я тебе молитвы от испуга продиктую. Когда-нибудь пригодится». Тогда писали еще перьевыми ручками. Но Настя приказала карандаш взять. С тех пор Вера Никифоровна и стала заниматься «вычитыванием». Утром творит молитву и только после этого может заняться «лечением». Приходили просить полечить то корову, то от бородавок, то от испуга детей. Старушка вспомнила, что к ней приходила и моя бабушка Сущенко Ульна Емельяновна заговаривать себя от бородавок. Я вспомнил, что одно время на руках и ногах они у нее были, а потом прошли.
Муж Веры Никифоровны Иван поначалу ворчал на свою вторую половину, что она занялась «знахарством», а потом, когда увидел, что людям это помогает, сам начал присылать к супруге людей на лечение.
Свои способности лечить передала «Лесничке» и жена дяди мужа, жившая на Голопузовке. Она была безногой калекой. На Украине в экономии, куда ездила на заработки, она стояла на эстакаде и подавала снопы в молотилку, упала в бункер, и ей оторвало ногу. После она ходила на деревянной колодке, пока могла.
Где-то калеке удалось научиться заговаривать испуг. Мать Веры Никифоровны посылала помогать к родственнице по хозяйству, когда та прихварывала: то долывку помазать глиной, то печь истопить. И однажды та сказала, чтобы помощница принесла с собой тетрадку и продиктовала молитвы. Вера в то время еще в 6 класс ходила. Училась хорошо, память была отличной. Молитвы наизусть выучила, пригодились они, когда  уже взрослой стала.
Среди собранных среди в народе рассказов о знахарях наиболее колоритным оказался о Яшке Карунном (Завдовьев Яков Андреевич) с улицы Горбачевой (ныне Комсомольской). Следует сразу раскрыть секрет подворной клички Якова. Он любил носить свой картуз, высоко задрав его на макушку головы, как корону. На «званновском» наречии корона звучит как «коруна» - польское влияние украинских пердков.
Об этом колдуне мне было известно еще в детстве. Его имя часто повторяла моя бабушка, приходившая ему дальней родственницей.
 Один случай с излеченим у Карунного рассказала Ващенко Татьяна Никитична с то же улицы Горбачеввой.
В тридцатые годы молодая Таня вышла замуж. Как-то стала она перебирать «пирье» (перо) в своих подушках. Распорола наволочку на той, на которой спала сама и увидела прямо сверху засушенную жабу. Перепугалась, положила жабу на полу (полатях) и пошла сообщить о неприятной находке свекрови. Та сразу же заявила, что надо пойти с этой жабой к Яше Карунному, жившему тут же, неподалеку. Пока свекровь одевалась, Татьяна вернулась к полатям, чтобы взять неприятную находку, а жабы уже нет - и след простыл. Стала после этого Татьяна сохнуть и с 80 кг вполовину похудела.
Свекровь все же к Яше Карунному сводила невестку. Тот почитал над ней молитву, дал попить наговоренную воду, и хворь, кем-то напущенная, вскоре прошла.
Второе повествование о Якове автору досталось от Анны Антоновны Моисеенко, детство и юность которой прошло на Горбачевой. Кстати, Нюся, как ее зовут в народе, тоже практикует лечение молитвой и травами и всято верит в свое предназначение быть знахаркой.
Было ей тогда лет 12. Шла весна, март месяц. Мать выпустила погреться корову во двор после зимнего затворничества. Стоит в хате Аня у зеркала, расчесывается. И вдруг видит, что один из соседей, очень завидущий мужик, приоткрыл фыртку (калитку), просунул свою голову во двор и глазеет на корову. Аня очень удивилась странному любопытсву соседа и сообщила об этом случае матери. Мать кинулась из хаты во двор, а соседа, как корова языком слизала. Ушел. Зачем заглядывал – не понятно.
К обеду вышла мама с ведром корову подоить. Подходит к буренке, а она вдруг ни с того ни с сего, как взбрыкнет, глаза выпучила и начала носится по двору, как бешенная, аж пена из пасти летит. Мать перепугалась. В хату зашла и сказала, что корову сглазили, надо к Яше Карунному идти. Оделась и ушла. Вскоре пришла с бутылкою воды в руках, заговоренной Карунным. Корова стоит во дворе. Мать к ней тихо подошла и сразу в глаза водой из бутылки брызнула. А та стоит, как вкопанная. Мать еще раз побрызгала животное, перекрестила, и корова спокойно пошла в хлев и больше признаков буйства не проявляла.
Таких рассказов лечения людей и скотины Яковом заговоренной водой можно привести много, но формат публикации не позволяет это сделать.
Судьба Карунногоказалась непростой.
Ващенко Анатолий Лаврентьевич, врач сельской амбулатории, внук Якова Андреевича рассказал подробности знахарской жизни своего дедушки по матери.
 Он его хорошо помнит, знал, что тот «начитывал» воду, и читал молитвы для помощи больным и тем, кого кто-то сглазил или нанес порчу.
Яков Андреевич родился в конце XIX века. Был набожным человеком. Регулярно посещал церковь. Говорят, что он находился в первых рядах на церковной службе, стоял, как вкопанный, совершая поклоны и крестные знамения до завершения слубы. Приучил и свою дочь к религии. Тягу к ней унаследовал и внук, Анатолий Лаврентьевич.
В последние годы (в конце50-нач.60 гг) Карунный жил с племянниками. Те, как истинные советские люди, прошедшие атеистическую обработку в школе и через комсомол, подсмеивались над набожностью своего дяди. Чтобы не общаться с ними Яков Андреевич сплел из лозы себе отдельные сени для входа в хату. И старался не общаться с атеистическими родственниками.
 Батюшка из Глушково, узнавшим о знахарской практике Карунного, в беседе с Яковом Андреевичем посоветовал прекратить практику «начитываний», предупредив, что тот может заболеть. Набожный знахарь последовал совету священнослужителя и перестал приниматьб просителей полечить.
Шли годы, и однажды к Карунному обратилась женщина, приехавшая издалека. Она была наслышана о его знахарских способностях и умоляла старика помочь сыну. Карунный отказал ей, как и всем другим. Тогда она стала квартировать у одной из званноских женщин, каждый день приходила к Якову Андреевичу, продолжала слезно просить его. Наконец-то, он сдался уговорам, мольбам, его расстрогали душераздирающие рассказы о том, как плохо близкому человеку, как ему тяжело жить.  Яша Карунный «вычитал» молитву, какие в таком случае всегда читал – одну из канонических православных над бутылочкой с водой и отдал ее просительнице. Женщина довольная и обнадеженная уехала.
 Прошло немного времени, и знахарь потерял разум. Он перестал узнавать знакомых людей, всех своих близких, в том числе и дочь. Беспрерывно стал бродить по окрестностям, по ближайшим селениям, изредка являся к себе домой, садился в своей каморке за стол и мог сидеть целый день, уставившись в одну точку, ни накого не реагировал.
Так продолжалось несколько лет. Люди решили, что разум у Якова Андреевича помутился навсегда.
Но произошло чудо. Как-то дочь Карунного в очередной раз зашла его проведать. Отец, как всегда, сидел за столом, но, увидев самого близкого себе человека, вдруг улыбнулся, назвал дочь по имени и тут же рассказал ей, что с ним случилось, как вновь прояснился его разум.
Яков Андреевич поведал, что в тот день он шел возле родника у Смаха под Будянской горой. И вдруг увидел, что навстречу ему идет Пресвятая Богородица с Николаем Чудотворцем. Он упал в благоговении перед ними на колени и просил отпустить грехи. Они благословили его и отпустили грех «знахарства». В тот же момент  к нему вернулся разум, он понял, где находится. А Богородица и Николай Чудотворец исчезли.
Больше никогда уже он не брался за «начитывания» воды или молитвы, как бы его ни просили.
Умер Яков Андреевич, когда ему было далеко за 80 лет. Память о нем до сих пор живет среди односельчан, вспоминают его люди только добрым словом.
Конечно, любой профессор медицины, а тем более психолог может по-научному объяснить все, что произошло с Яшей Карунным. Но у большинства жителей Званного, знающих все эту историю, свое мнение. Они уверены, что Бог покарал Карунного за знахарство, а Богородица вместе с Николаем Угодником вымолили у Всевышнего прощение для этого доброго человека. Потому что за всю свою жизнь он никому зла не сделал, только помогал больным и пострадавшим.
Как рождаются мифы, легенды и суеверия можно проследить на одном очень наглядном примере. Рассказала мне близкая родственница один обряд, который видела воочию ее мама. Произошло событие пару десятилетий назад, когда мать родственницы была уже взрослой. Дело происходило на пасху. Люди собрались в церкви на всенощную. Состоялась служба, а потом батюшка вывел народ на улицу. Мать родственницы утверждает, что священнослужитель закрыл дверь церкви на замок и сказал всем, чтобы они опустили глаза и не смотрели, что происходит. Но рассказчица не утерпела, подняла глаза и увидела, что к двери по очереди подбегают женщины и целуют замок. После она стала расспрашивать людей, чтобы это значило. Ей ответили сведующие, что это обряд наказания ведьм. Их священник заставляет целовать замок церкви.
Такой дикости автор не поверил. Переговорил с местным священником, спросил: «Не уж то есть обряд наказания ведьм путем целования замка на пасху?» Тот рассмеялся и пояснил, что все выходят из церкви не для описанного обряда для ведьм, а на крестный ход. Церковь при этом закрывают на замок, как знак того, что Христос еще мертв, а после крестного хода церковь открывают в знак воскресения Христа и службу продолжают. Закрывает на замок дверь и открывает ее прихожанин, может и женщина. То же самое говорит и Епископ Саратовский и Вольский Лонгин: «Закрытие западных дверей храма - уставная особенность пасхальной службы. Крестный ход, обойдя церковное здание, останавливается у закрытых дверей храма, которые символизируют Гроб Спасителя. И только после многократного возглашения и пения пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых…» с особыми стихами, двери храма открываются и участники Крестного хода входят внутрь храма, где начинается собственно пасхальное богослужение».
Видимо закрытие церкви на замок и поклон прихожанки кто-то истолковал по-своему и пошла легенда о диком обряде из языческих времен о том, как ведьмы под руководством батюшки, как будто он какой-то жрец, бегают в радости, чтобы поцеловать замок на двери церкви.
Что касается Яшки Карунного, то мы имеем дело не с мифом или легендой. Собранные мною о нем сведения, уверен, достоверны. И видения у Якова Андреевича,  несомненно, были. Можно их рассматривать и с точки зрения клиники. Но я бы не торопился делать такой вывод. Родился Завдавьем Я. А. до револююции, был воцерковленным, набожным человеком. Мировосприятие верующего человека значительно отличается от  мировосприятия атеиста. Одни верят в НЛО и инопланетян, могут истово доказывать, что сами видели странные объекты. И мы им верим. Или не верим. Хотите верте, хотите – нет, но Карунный видел Богородицу с Николаем Чудотворцем, потому что они были частью его мира, его жизни, утраченной многими в богоборческие времена.