Во все времена люди пытались найти объяснение любви.
Что это за чувство такое? Почему одни умеют любить,а другие нет.
Почему возникает любовь? Одни считают,что это только физическая тяга друг к другу .Другие ,что это когда встречаешь родственную душу.
Многие мудрецы и философы пытались объяснить,что же это за чудо такое, перед которым многие вещи просто мельчают.
Великий Омар Хайям писал:
- Один не разберет, чем пахнут розы,
Другой из горьких трав добудет мед…
Кому-то мелочь дашь, навек запомнит,
Кому-то жизнь отдашь, а он и не поймет.
По вечерам оставаясь один Виталий Сергеевич много думал о смысле жизни. То что происходило в последнее время никак не укладывалось в его голове. И еще это лунное затмение при котором взошла Антарес-звезда катастрофы. Просто так тонули корабли, а людей ждали одни неприятности. Становилось понятным,что на этих кораблях тонула цивилизация.
Он отлично понимал,что мир стремительно меняется не в лучшую сторону и поэтому одинокими вечерами много читал и думал о прошлом.
Тогда было все ясно и понятно. Люди читали книги. Обсуждали фильмы, ходили на концерты .Встречались компаниями. Сейчас все поменялось. Книг почти никто не читал.
Концерты были только в виртуале . Школы работали наполовину виртуально, наполовину в реальной жизни.
Была пятидневка .Три дня занятия проводились в zoom и два дня в школе.
Виталий Сергеевич был классным руководителем 11-в класса.
Преподавал литературу. Будучи человеком старого мира ,он с трудом привыкал к виртуальному обучению.
Школьная программа претерпевала сильные изменения и ученики читали только то,что считали нужным. Никаких обязательных программ, каких то там классиков и заучивания чего либо наизусть.Никаких авторитетов и предметов для подражания.
Школьники отличались тем,что не могли запомнить ни строчки из стихов,которые им нравились. Не говоря уже о прозе. Ведь все было в гугле. Зачем нужно было запоминать?
Виталий Сергеевич изощрялся , как только мог. Он рассказывал ученикам Толстого «Войну и мир» своими словами. Показывал какие-то мультфильмы, снятые по некогда известному роману.
Школьники немного заинтересовались «Пиковой дамой» и то потому ,что там речь шла об игре в карты. Выясняли подробности игры. Мухлевал ли Герман? И если нет,то как можно вообще легко выигрывать деньги ,используя трюки.
Это называлось уроком литературы.
В один из дней директор школы вызвал к себе Виталия Сергеевича и сказал,что в современной школе так не преподают уже давно и что дети сами знают , кого и как надо учить.
Виталий Сергеевич было возразил, что «Гарри Поттер» и триллеры –это не очень хороший выбор. На что директор сказал,что дает возможность Виталию Сергеевичу в течении месяца пересмотреть свой подход к современному преподаванию и предоставить новый план работы.
В противном случае в его услугах больше не нуждаются.
В класс Виталий Сергеевич вернулся совершенно подавленным. Класс гудел, как улей. Наконец кто -то из учеников заметил стоящего учителя.
Все тихо расселись по местам . Любимица класса Нелли предложила Виталию Сергеевичу продолжить рассказ о чувихе, которая чуть не умерла от передоза, а нормальный чел взялся ее спасать.
Грустно вздохнув Виталий Сергеевич продолжил читать Александра Сергеевича Пушкина « Руслан и Людмила»
Читать полностью текст было бесполезно, поэтому учитель много рассказывал своими словами. Классу было интересно ,где же все таки клевый чел Руслан найдет обкуренную Людмилу.
На отрывке : - Людмилу ты найдешь в беседке.
Она там спит в волшебной сетке- прозвенел звонок и класс дружно рванул из аудитории. Был последний урок.
Нелли осталась. Она подошла к Виталию Сергеевичу и глядя ему прямо в глаза неожиданно заявила:
- Преп. Я кажется запала на тебя. Ты классный и мне нравишься. Пойдем , пройдемся?
Обалдевший Виталий Сергеевич молча кивнул. Они вышли из школы. Шел дождь.
Говорить было не о чем. Нелли спросила:
-Ты я знаю любишь гулять под дождем без зонта. Почему?
Виталий Сергеевич посмотрел на нее и сказал:
-Давным давно жил известный клоун Чарли Чаплин. Он был очень известным. Не слышала?
Нелли отрицательно покачала головой. В глазах скользнуло любопытство.
Так вот -продолжал Виталий Сергеевич. Он тоже любил ходить под дождем.
-Почему? -удивленно спросила Нелли
-Под дождем не видно было его слез, да и моих тоже не видно.
Казалось,что Нелли несколько задумалась.
Она взяла Виталия Сергеевича за руку и они продолжили молча идти под проливным дождем.
На следующий день Нелли не пришла в школу, потом три дня был zoom/
Затем опять реальная жизнь. Класс, уроки , ученики. Виталий Сергеевич все больше и больше привязывался к Нелли. Да и она похоже ждала этих встреч, уроков, а потом и гуляний под дождем.
Неожиданно для себя он начал читать ей стихи ,пересказывать произведения классиков. Обьяснять ,что и почему было написано.
Постепенно девушка из зомбированной ученицы,которая кроме «Гарри Поттера « ничего и не читала, начала проявлять интерес к литературе. Виталий Сергеевич начал снабжать ее книгами классиков, которые как она говорила читает с интересом .
Виталий Сергеевич с тревогой понимал,что влюбился по уши в свою ученицу. Скрывать отношения становилось все труднее и труднее. И в один из обычных дней директор школы ничего не обьясняя , предложил Виталию Сергеевичу написать заявление и уйти на досрочную пенсию.
Дома Виталий Сергеевич не мог найти себе места. Приходил папа Нелли и попросту избил Виталия Сергеевича.
Он замкнулся в себе и понял,что никому на самом деле его литература и классики не нужны. Он никогда не сможет принять современные способы обучения. Глядя на свою обширную библиотеку Виталий Сергеевич тоскливо думал, что с его уходом эти книги исчезнут навсегда. Преподавателей заменят роботами,которые вряд ли смогут обьяснить ученикам, что такое любовь, преданность,душа. Зато они смогут объяснить ,что никто никому ничего не должен и что человек сам виноват в том, что его обижают.
Такие мысли не давали Виталию Сергеевичу покоя. В голове крутились стихи Омар Хайяма:
-Кто понял жизнь… Тот больше не спешит…
Смакует каждый миг и наблюдает…
Как спит ребенок… Молится старик…
Как дождь идет, и как снежинка тает...
Звонок в дверь заставил Виталия Сергеевича оторваться от невеселых мыслей.
Открыв дверь он не поверил своим глазам. Перед ним стоял его 11-в класс почти в полном составе. Ребята весело галдели.
Нелли подняла руку и галдеж прекратился . Она сказала,что они решили приходить к нему,Виталию Сергеевичу, на уроки домой. Они решили учить литературу Хотят знать, что стало с этой наркоманкой Людмилой и получилось ли у Руслана определить ее в мед центр,чтобы та завязала с наркотой. Был ли Черномор крупным диллером или все таки работал на богатырей.
Виталий Сергеевич еле сдерживая смех ,предложил ребятам зайти в квартиру и располагаться поудобнее.
Он пообещал рассказать обо всем ,что их заинтересует.
Потом стал в центре салона и процитировал :
Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.
Я помню, ты мне говорила:
«Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда».
Никто ничего не понял, но слушали с интересом.
А Нелли спросила:
- Когда это все было? Уже после того, что Руслан ее забрал из клиники?
Виталий Сергеевич задумчиво глядя на нее ответил:
-В том сентябре, когда мели метели...
10 июля 2020 год
Масюта
p.s /В рассказе использован отрывок из стихотворения Сергея Есенина «Я помню, любимая, помню»