Лунное затмение

Масюта
Во все времена люди пытались найти объяснение любви.
Что это за чувство такое? Почему одни умеют любить,а другие нет.
Почему возникает любовь? Одни считают,что это только физическая тяга друг к другу .Другие ,что это когда встречаешь родственную душу.
 Многие мудрецы и философы пытались объяснить,что же это за чудо такое, перед которым многие вещи просто мельчают.
Великий Омар Хайям писал:
- Один не разберет, чем пахнут розы,
Другой из горьких трав добудет мед…
Кому-то мелочь дашь, навек запомнит,
Кому-то жизнь отдашь, а он и не поймет.


По вечерам оставаясь один  Виталий Сергеевич много думал о смысле жизни. То что происходило в последнее время никак не укладывалось в его голове. И еще это лунное затмение при котором взошла Антарес-звезда катастрофы. Просто так тонули корабли, а людей ждали одни неприятности. Становилось понятным,что на этих  кораблях тонула цивилизация.
Он отлично понимал,что мир стремительно меняется не в лучшую сторону и поэтому одинокими вечерами много читал и думал о прошлом.
Тогда было все ясно и понятно. Люди читали книги. Обсуждали фильмы,  ходили на концерты .Встречались компаниями. Сейчас все поменялось.  Книг почти никто не читал.
Концерты были только  в виртуале . Школы работали наполовину виртуально,  наполовину в реальной жизни.
Была пятидневка .Три дня занятия проводились в zoom и два дня в школе.
Виталий Сергеевич был классным руководителем 11-в класса.
Преподавал литературу.  Будучи человеком старого мира ,он с трудом привыкал к виртуальному обучению.
Школьная программа претерпевала сильные изменения и ученики читали только то,что считали нужным. Никаких обязательных программ, каких то там классиков  и заучивания чего либо наизусть.Никаких авторитетов и предметов для подражания.
Школьники отличались тем,что не могли запомнить ни строчки из стихов,которые им нравились. Не говоря уже  о прозе. Ведь все было в гугле. Зачем нужно было запоминать?

Виталий Сергеевич изощрялся , как только мог. Он рассказывал ученикам Толстого «Войну и мир» своими словами. Показывал какие-то мультфильмы, снятые по некогда известному роману.
Школьники немного заинтересовались «Пиковой дамой» и то потому ,что там речь шла об игре в карты. Выясняли подробности игры. Мухлевал ли Герман?  И если нет,то как можно  вообще легко выигрывать деньги  ,используя трюки.
Это называлось уроком литературы.
В один из дней директор школы вызвал к себе Виталия Сергеевича и сказал,что в современной школе так не преподают уже давно и что дети сами знают , кого  и как надо учить.
Виталий Сергеевич было возразил, что «Гарри Поттер» и триллеры –это не очень хороший выбор. На что директор сказал,что дает возможность Виталию Сергеевичу в течении месяца пересмотреть свой подход к современному преподаванию  и предоставить новый план работы.
В противном случае в его услугах больше не нуждаются.
В класс Виталий Сергеевич вернулся совершенно подавленным. Класс гудел, как улей.  Наконец  кто -то из учеников заметил стоящего учителя.
Все тихо расселись по местам . Любимица класса Нелли предложила Виталию Сергеевичу продолжить рассказ о чувихе, которая чуть не умерла от передоза, а нормальный чел взялся ее спасать.
Грустно вздохнув Виталий Сергеевич продолжил читать Александра Сергеевича Пушкина « Руслан и Людмила»
Читать полностью текст было бесполезно,  поэтому учитель много рассказывал своими словами. Классу было интересно ,где же все таки клевый чел Руслан найдет обкуренную Людмилу.
На отрывке : - Людмилу ты найдешь в беседке.
Она там спит в волшебной сетке-  прозвенел звонок и класс дружно рванул из аудитории. Был последний урок.
Нелли осталась. Она подошла к Виталию Сергеевичу и глядя ему прямо в глаза неожиданно заявила:
- Преп.  Я кажется запала на тебя. Ты классный и мне нравишься. Пойдем , пройдемся?
Обалдевший Виталий Сергеевич молча кивнул. Они вышли из школы. Шел дождь.
Говорить было не о чем. Нелли спросила:
-Ты я знаю любишь гулять под дождем без зонта. Почему?
Виталий Сергеевич посмотрел на нее и сказал:
-Давным давно жил известный клоун  Чарли Чаплин. Он был очень известным. Не слышала?
Нелли отрицательно покачала головой. В глазах скользнуло любопытство.
Так вот -продолжал Виталий Сергеевич. Он тоже любил ходить под дождем.
-Почему? -удивленно спросила Нелли
-Под дождем не видно было его слез, да и моих тоже не видно.
Казалось,что Нелли несколько задумалась.
Она взяла Виталия Сергеевича за руку и они продолжили молча идти под проливным дождем.
На следующий день Нелли не пришла в школу, потом три дня был zoom/
Затем  опять реальная жизнь. Класс, уроки , ученики. Виталий Сергеевич все больше и больше привязывался к Нелли. Да и она похоже ждала этих встреч,  уроков, а потом и гуляний под дождем.
Неожиданно для себя он начал читать ей стихи ,пересказывать произведения классиков. Обьяснять ,что и почему было написано.
Постепенно девушка из зомбированной ученицы,которая кроме «Гарри Поттера « ничего и не читала, начала проявлять интерес к литературе. Виталий Сергеевич начал снабжать ее книгами классиков, которые  как она говорила читает с интересом .
Виталий Сергеевич с тревогой понимал,что влюбился по уши в свою ученицу. Скрывать отношения   становилось все труднее и труднее. И в один из обычных  дней директор школы ничего не обьясняя , предложил Виталию Сергеевичу написать заявление и уйти на досрочную пенсию.
Дома Виталий Сергеевич не мог найти себе места. Приходил папа Нелли и попросту избил Виталия Сергеевича.
Он замкнулся в себе и понял,что никому на самом деле его литература и классики не нужны. Он никогда не сможет принять  современные способы обучения. Глядя на свою обширную библиотеку  Виталий Сергеевич тоскливо думал, что с его уходом  эти книги исчезнут навсегда.  Преподавателей заменят роботами,которые вряд ли смогут обьяснить ученикам, что такое любовь, преданность,душа.  Зато они смогут объяснить ,что никто никому ничего не должен и что человек сам виноват в том, что его обижают.
Такие мысли не давали Виталию Сергеевичу покоя. В голове крутились стихи Омар Хайяма:
-Кто понял жизнь… Тот больше не спешит…
Смакует каждый миг и наблюдает…
Как спит ребенок… Молится старик…
Как дождь идет, и как снежинка тает...
Звонок в дверь заставил Виталия Сергеевича оторваться от невеселых мыслей.
Открыв дверь он не поверил своим глазам. Перед ним стоял его 11-в  класс  почти в полном составе. Ребята весело галдели.
Нелли подняла руку и галдеж прекратился . Она сказала,что они решили приходить к нему,Виталию Сергеевичу, на уроки домой. Они решили учить литературу Хотят знать, что стало с этой наркоманкой Людмилой и получилось ли у Руслана определить ее в мед центр,чтобы та  завязала с наркотой.  Был ли Черномор крупным диллером или все таки работал на богатырей.
Виталий Сергеевич еле сдерживая смех ,предложил ребятам зайти в квартиру и располагаться поудобнее.
Он пообещал рассказать обо всем ,что их  заинтересует.
Потом стал в центре салона и процитировал :
Я помню осенние ночи,
Березовый шорох теней,
Пусть дни тогда были короче,
Луна нам светила длинней.
Я помню, ты мне говорила:
«Пройдут голубые года,
И ты позабудешь, мой милый,
С другою меня навсегда».
Никто ничего не понял, но слушали с интересом.
 А Нелли спросила:
- Когда это все было? Уже после того, что Руслан ее забрал из клиники?
Виталий Сергеевич задумчиво глядя на нее ответил:
-В том сентябре, когда мели метели...

10 июля 2020 год
Масюта

p.s /В рассказе использован отрывок из стихотворения Сергея Есенина «Я помню, любимая, помню»