Мои воспоминания. Техника безопасности

Владимир Савинков
   Шел 1962 год. Владимир Аннинский, молодой инженер- строитель, только что получил диплом. То, о чем говорили теоретически, должно было стать явью, повседневной практикой.
Да, учеба позади! Трудно было в институте, много курсовых работ, черчения, расчетов, особенно на пос-
леднем курсе. Все это позади, а впереди – самостоятельная работа. Как это ответственно!
    Вызывало тревогу то обстоятельство, что Аннинский не знал где он будет работать и какую работу он будет выполнять. Дело в том, что он получил так называемый « свободный диплом» и не был распределен, как остальные выпускники, на стройки в другие города и веси.Диплом то такой- же, как и у всех, но со справкой,дающей право на свободное трудоустройство в Воронеже, по месту проживания молодой семьи.

     Аннинский направился в отдел кадров одного из мощных строительных  трестов . Он располагался в центре города, напротив кинотеатра Спартак и Кольцовского сквера.в старинном здании. Сейчас это – дворец бракосочетаний.
В здании были высокие потолки, каждый шаг гулко звучал. Большая массивная дверь скрывала начальника отдела кадров..
Владимир тихо постучал., и после разрешения , вошел внутрь. За массивным столом сидел человек во  френче
«под Сталина». От него веяло холодком .
          - Что у Вас?—
Владимир подал диплом м справку.
        - Я насчет работы.-

    Глядя на человека за столом, у Аннинского как- бы автоматически , вспомнились школьные впечатления об одном учителе ,который вдруг появился в сельской школе для преподавания зоологии. В брюках " галифе»,в кителе,, с длинной указкой, не бритый – он заходил в класс, вешал плакатное пособие лягушки в разрезе и начинал перекличку.При малейшем шуме в классе, лицо его багровело и он с силой бил указкой по столу.
    Удар был,как выстрел из пистолета. Ученики инстиктивно опускали голову вниз и наступала мертвая тишина.. Не дай Бог кому- либо неправильно было ответить про орган лягушки,-следовал удар указкой и гнев учителя. Ученики побаивались его, но и не жаловались., и ждали перемен к лучшему.
       Ждать оказалось не долго. Пришел другой учитель , а этот пропал навсегда как « враг народа» Что он сделал , за что посадили – никто не узнал, но расстались с ним без сожаления.

    Человек посмотрел мои документы и протянул их мне:
        - Свободных  вакансий нет.-  Сухо сказал он, давая понять, что разговор закончен.

По сути, этот человек оказался настолько черствым, не поговорив с молодым специалистом и не дав совета, что его ответ не был мягче, чем тот удар указкой.
Конечно, таким кадровикам не должно быть места в любом предприятии, но что поделаешь- жизнь есть жизнь! Всякие люди встречаются ,- сделал свой вывод Аннинский.А что впереди?
 
В следующий раз Аннинский направился в строительный трест,который размещался в доме по улице Театра-льной. Заместитель управляющего трестом по кадрам и быту, а в то время он же и начальник по кадрам, занимал комнату на самом последнем этаже. На этот раз было видно,что он знал о приходе Аннинского..
Кто- то его видимо предупредил. Комната была пропитана табачным дымом.
Невысокого роста, весь круглый, в очках и лысиной на голове , со щеками,  как у хомяка – настоящий Винни-
-Пух.
         -Да…., молодой человек, есть у нас одно вакантное место и на него требуется грамотный инженер.
Написав пухлыми руками бумажку, он отдал ее Владимиру.
       - В счастливый путь, Владимир Владимирович! –напутствовал он.
Как на крыльях, летел Аннинский к своей судьбе.

Строительное управление,в которое направили Аннинского,размещалось на территории стройплощадки нового здания Университета, которое в плане представлялось как буква Ш. Это СМУ являлось генеральным
Подрядчиком по строительству Университета и велись во всю строительные работы.Даже растворный узел
был специально построен там же.
Контора СМУ была деревянным бараком и к нему надо было пройти по настилу из досок,лежащим на земле.
Внутри барака был общий коридор по обе стороны которого были небольшие комнатки, в которых размещался персонал управления..
    Проходя по коридору, Аннинский читал надписи на дверях: постройком, отдел кадров, бухгалтерия, плановый отдел, производственно – технический отдел (ПТО). В самом конце были помещения начальника и главного инженера СМУ с крошечной приемной.
       У двери главного инженера Владимир обратил внимание на свои грязные ботинки, как открылась дверь и из комнаты вышел человек   в пальто неопределенного, какого- то мышиного цвета, и в шляпе.
           -Извините, мне кажется к Вам, - несмело сказал Аннинский и протянул бумажку – направление.
    Человек, пробежав глазами направлние, и быстро взглянув на Владимира и охватив его облик, в ярком бежевом пальто и темно- зеленой шляпе, попросил зайти в кабинт.
     Это был главный инженер СМУ Дьяков Федор Семенович. Лицо его отличалось крупными чертами и крупным носом, глаза же были маленькими и серыми. Было видно, что он пользуется очками.

       - Ну что же, Владимир Владимирович, мне кажется вы подойдете на должность инженера по технике безопасности, и вот почему: во первых – только что закончил институт и, поэтому свежо все в памяти, а ,во вторых – молодой, а значит не будешь давать спуску нарушителям, закончил Дьяков, переходя на ты.

Так началась самостоятельная работа, а вместе с ней и познание жизни и быта замечательных людей-
- строителей.
Повторив дома вечерами « Правила техники безопасности при производстве строитетельно- монтажных работ», Аннинский нашпиговал себя различными положениями и цифрами, как и что нужно сделать, чтобы работа у строителей проходила- бы без травм  и аварий.

А правил было много и все они требовали безукоризненного их выполнения.»Не разрешается», «Не допускается» - эти слова так и плясали в голове, требовали действий по искоренению нарушений
Аннинский решил, что нужно быть на обьектах ежедневно и последовательно знакомиться с людьми.
Еще только подходя к воротам в заборах стройплощадок, он искал наршений правил.
Его удивило, на первых порах,какое – то невидимое противодействие со стороны не только прорабов и мастеров, но и со стороны  рабочих на предписания молодого инженера. Чувствовался холодок по отношению к нему. Ох, как не любят на Руси различного рода проверяющих! Это просто в крови, а когда это касается и материальной стороны – потери в заработке, тогда и тем более.
   Прорабы и мастера неохотно подавали журналы для записей и сухо разговаривали, не зная до конца, что можно было ожидать от молодого и ретивого.. Получалось так, что безопасность стояла на втором месте после экономики. Главным для них было выполнение плана, и на этой основе – увеличить заработок.
Ежедневно велись разговоры о снабжении,об отметках этажей и проемов, о нарядах и выходах на работу –
- так казалось Аннинскому.
Не прошло и двух недель, как произошло «ЧП». На строительстве Университета с чердака на перекрытие нижнего этажа упал плотник Семенов и не мог двигаться.
        - Владимир Владимирович, у Кузнецова упал рабочий. – обожгли слова рассыльной Маши.
Как же так, как это могло случиться!
Прораб Кузнецов, которого попросту звали Кузей или Кузнечиком,заикающимся голосом, быстро – быстро что-то обьяснял, но  Аннинскому ничто не шло в голову, когда одним махом поднялся на верхний этаж.
Плотник Семенов в телогрейке и ушанке сидел прислонившись к каменной стене.
          - Как чувствуешь себя? – В ответ – натянутая  больная улыбка..
Не раздумывая, Аннинский обхватил пострадавшего за руки и ,взвалив на спину, спустился вниз с пятого этажа. На первой грузовой машине в обнимку с Семеновым, они доехали до скорой помощи, где и сдали пострадавшего врачам. И только после этого Владимир почувствовал  физическую и моральную усталость.
     Он все сделал сам, но не выполнил инструкции, требующей тщательного расследования. Сострадание , чувство своей личной ответственности перед Семеновым – вот что руководило Аннинским.

    После этого случая Аннинский понял для себя – нужно в корне менять стиль работы. Необходимо не только записывать нарушения в журналах, но и жестко контролировать выполнение предписаний., усилить работу по профилактике.
Происшедший несчастный случай был разобран во всех бригадах Управления и проведены недельные занятия с рабочими на знание безопасного производства работ.
Но самый главный вывод состоял в том, что в одиночку ситуацию бескультурья на стройплощадках не возможно решить. Необходима живая, непосредственная связь с людьми , а для этого необходимо близкое знакомство с ИТР и бригадами.