История в лицах. Джордано Бруно

Аркадий Кузнецов 2
                Джордано(в миру - Филиппо) Бруно Ноланец
                (Февраль(?) 1548 г. - 16 февраля 1600 г.)
Места жизни и деятельности: Нола, Неаполь, Рим, Флоренция, Генуя, Турин, Венеция, Падуя, Милан, Женева, Париж, Тулуза, Лондон, Оксфорд, Майнц, Висбаден, Марбург, Виттенберг, Гельмштедт, Франкфурт-на-Майне, Прага, Цюрих.
Семья: родители - Джованни Бруно, Фраулисса Саволина; дядя -
Наставники: Теофило да Вайрано,
Друзья: Луиджи Тансилло, Джироламо Беслер, Филипп Сидней, Вильям Гилберт, Мишель де Шатонеф де ла Мовисьер, Мишель де Кастельно, Джон Флорио, Мэтью Гвин, Альберико Джентили.
Гонители и враги: Монтальчини, Джованни Мочениго, Климент VIII, Роберто Беллармино.
Временные покровители: Генрих III, Елизавета I, Роберт Дадли, Юлий Брауншвейгский.
Современники: Вильям Шекспир, Кристофер Марло, Тихо Браге, Мишель Монтень, Мария Стюарт, Генрих IV, Мигель де Сервантес, Филипп II Испанский, Вильгельм Оранский, Фредерик II, Карл IX, Иван IV Грозный, Стефан Баторий, Френсис Дрейк, Акбар, Аббас I, Токугава Иеясу.

Литература:
Дж.Линдсей. Адам нового мира.
А.Штекли. Джордано Бруно. М. 1964.
А.Горфункель. Джордано Бруно. Разные издания.
В.Рожицын. Джордано Бруно и инквизиция. М. 1955.
А.Волков. Скитания. Разные издания.
Л.Карсавин. Джордано Бруно. СПб. 2016.

  В историю Джордано Бруно вошёл как продолжатель учения Коперника. Но Коперник вёл жизнь кабинетного учёного и издал свою главную книгу - "О вращении небесных сфер" - в год смерти. Бруно же неустанно боролся за то, что считал истиной, и во имя своих взглядов взошёл на костёр. Его жизнь полна приключений, бурных поворотов судьбы, странствий по Европе. Бруно был также блестящим публицистом, философом-пантеистом и поэтом.

Многие считают и уж точно знают про Бруно именно  то, что он был казнён за приверженность учению Коперника. Между тем книга Коперника была запрещена католической церковью уже после казни Бруно. Нет, дело было тогда в ином - Джордано слишком далеко ушёл, развивая теорию великого торунца и выдвинув тезис о том, что во Вселенной существуют другие звёздные системы, кроме Солнечной, и там есть также разумная жизнь. Кроме того, Бруно был слишком независим, неудобен для врагов, бескомпромиссен и язвителен. Монахов он называл ненужными паразитами и ослами, а ортодоксальное церковное учение - выдумкой. Также формально Бруно осудили за занятия магией, которой увлекались тогда короли, но которая преследовалась инквизицией...

В жизни Джордано Бруно немало не вполне ясного. Неточна дата рождения - вообще мало документов о юных годах. Легенды объясняют по-разному, почему он, блестящий школяр Неаполя, пошёл в 17 лет не в университет, а в доминиканский монастырь. Как он покинул Италию? Принял ли временно в Швейцарии кальвинистскую веру? Был ли знаком в Англии с молодым Шекспиром? Наконец, кто была его возлюбленная, которую он в поздних письмах называл "синьора Моргана Б."? И была ли она вообще, или это - воображаемый образ, как Дульсинея? (Сервантес, автор "Дон-Кихота", между прочим, ровесник Бруно!)

Родина Филиппо Бруно - город Нола под Неаполем, у подножья Везувия - лишь на первый взгляд глухая провинция. На самом деле Нола была культурным центром ещё в римские времена, когда здесь находилась императорская резиденция(именно в Ноле в 14 году н.э. умер Октавиан Август). В V веке епископ Павлин Ноланский (изобретатель колокольного звона) сделал городок центром образования.

На мальчика, на его свободный дух оказал решающее влияние отец, отставной офицер, участник войн, где действовал против внешней интервенции. Джованни без страха поднимался с сыном на Везувий и показывал ему ночью созвездия. Так несколько веков рассказывали в Италии. Дядя Филиппо заметил большие творческие способности мальчика и взял его жить у себя в Неаполь.
В Неаполе 14-летний Филиппо учится в частной школе у монаха Теофило да Вайрано, берёт уроки у учёных людей, ходит, как вольнослушатель, в университет. Его познания и память потрясают родных и учителей. Также прославился юноша, как сочинитель стихов, имеющий успех среди девушек.
 Однако в июне 1565 г.  вместо поступления в университет 17-летний Филиппо неожиданно для всех стал послушником монастыря Сан-Доминико.
Есть версия о безнадёжной любви юноши к дочери испанского аристократа. Другую легенду - о трагической гибели юной еврейской девушки, наречённой его невесты - использовал А.Волков в повести "Скитания".
Через год Бруно становится монахом и получает имя Джордано (Иордан). Но время проводит больше всего в монастырской библиотеке за чтением учёных книг. Прочитав Николая Кузанского и особенно книгу Коперника, молодой монах отошёл от официальных церковных догм. Как у Кузанца, Бог для него теперь «находится во всем и повсюду». А система Птолемея несостоятельна.
В 24 года Бруно возводится в сан священника. Его оставляют в Неаполе, где он поступает в высшую монастырскую школу, как человек, обнаруживший склонность к учёным занятиям. Прекрасно зная церковные догматы,  Джордано не боится высказывать несогласие с ними. Именно в это время он, получив бОльшую свободу, познакомился с книгой Коперника "Об обращении небесных тел" и поддержал его гелиоцентрическую концепцию.
Священник убрал из кельи изображения святых, оставив только образ Христа! Это уже пахло Реформацией.
Среди своих стихов Джордано пишет «Сонет в честь Осла»:
Священная ослиность, святое отупенье,
О, глупость пресвятая блаженное незнанье,
Одна ты нашим душам даруешь назиданье.
Ведь не приносят пользы ни ум, ни обученье.

Ещё одна тайна Бруно - донна Моргана, которой он посвящает свои первые сочинения. Но известные женщины занимали немного места в его мечтах. Джордано обозначил свой принцип в личной жизни:
"Мудрость, которая есть вместе с тем истина и красота, - вот идеал, перед которым преклоняется истинный герой. Любите женщину, если желаете, но помните, что вы также поклонники бесконечного. Истина есть пища каждой истинно героической души; стремление к истине - единственное занятие, достойное героя".

В 1575 году против него было возбуждено расследование.
Было перечислено 130 пунктов, по которым брат Джордано отступил от учения католической церкви. В его келье произвели обыск и обнаружили сочинения св. Иеронима и Иоанна Златоуста с комментариями Эразма Роттердамского. Именно это оказалось главным обвинением - ведь книга Коперника запрещена ещё не была, а Эразм значился в "Индексе запрещённых книг".
В начале 1576 года Бруно бежит из монастыря.  Сбросив сутану, он начинает скитания по Италии. Вначале отправляется в Рим, где надеется на защиту со стороны орденского руководства. Но и там его преследуют и пытаются обвинить в причастности к убийству одного из своих оппонентов. Тогда Джордано отправляется через море в городок Ноли под Генуей, где под чужим именем ведет занятия в школе для мальчиков. Затем - Турин,  Венеция, Падуя.
Первое издание его книги « О знамениях времени » вышло в либеральной Венеции. И ещё одна таинственная история - книга не сохранилась.  Вероятно,  молодой учёный излагал в ней свои взгляды на устройство Вселенной.
В Падуе Бруно стало известно,  что его выслеживают и пытаются задержать. С большим трудностями под видом паломника учёный переходит через Альпы, надолго покидая Италию.
Он нигде не находил спокойного приюта - ни в Женеве, где не мог поддержать фанатизм уже кальвинистов, ни при королевском дворе в Париже, ни в университетах Германии, где сразу объявлялись завистники и враги... В Швейцарии он перешёл в кальвинизм, но был и там осуждён за свои взгляды после опровержения ошибочных положений в лекции профессора философии Антуана Делафе, второго человека в Женеве, ближайшего соратника и друга самого главы кальвинистской общины, и выставлен у позорного столба, и отошёл от «реформаторов». Едва о них заходила речь, его охватывала ярость.
После двухлетнего опыта преподавания в университете в Тулузе, на юге Франции, он, встретив и там возмущение профессоров-педантов,  переезжает в Париж и начинает читать лекции в Сорбонне. Издаёт там книгу "О тенях идей" (1582).
Чтобы зарабатывать на жизнь, приходилось заниматься и магией, которую, впрочем, Бруно высмеял в своей комедии "Подсвечник", и мнемоникой - даже обучать искусству памяти короля Генриха III Французского. (Этакая школа Олега Андреева XVI века получалась).
Лучше всего Джордано жилось в Англии, где он находился с начала 1583 года 
 по октябрь 1585-го. Нашлись друзья, обеспечившие учёного условиями для работы, хорошей платой и даже секретарём. Бруно приобрел расположение даже королевы Елизаветы, "этой Дианы между нимфами севера", как он ее называл.
В Лондоне были написаны «Пир на пепле» и «Изгнание торжествующего зверя». Издана самая известная его книга  «О бесконечности, вселенной и мирах». Земляк Бруно юрист Джентили и сам канцлер Оксфордского университета,дядя поэта Филиппа Сиднея Роберт Дадли дали ему возможность читать лекции в Оксфорде.
По-прежнему Бруно был яростен в защите своих идей. В Оксфорде во время диспута о вращении Земли Джордано "раз пятнадцать заткнул рот бедняге доктору".
Через Филиппа Сиднея о Бруно мог знать Шекспир, а, может быть, он и сам видел ноланца, бывая на учёных собраниях - ведь о драматурге, особенно в молодые годы, мы знаем очень мало. Джордано Бруно - возможный прототип и фра Лоренцо в "Ромео и Джульетте", и Просперо в "Буре"... Во всяком случае, они оба излагают пантеистические взгляды. В чём пантеизм Бруно?
Единое есть Бог и вместе с тем - Вселенная. Единое есть материя и вместе с тем - источник движения. Единое есть сущность и вместе с тем совокупность вещей.
 Шуму больше всего наделал диалог учёного "Тайна Пегаса, с приложением Килленского осла", где вновь сводились счеты со "святой ослиностью" богословов.
Автор после этого удостоился от Елизаветы Английской наименования богохульника, безбожника, нечестивца и покинул Альбион, оставив, по словам друга, "величайшие раздоры в английских школах". Учёный, ограбленный по дороге в Париж, недолго оставался во Франции, где вновь усилилось противостояние католиков и гугенотов, и несколько лет прожил в Германии и Чехии. В Марбурге отменили уже было принятое решение о зачислении его в штат профессоров университета. Бруно "до того вспылил, - записал ректор Петр Нигидий, - что грубо оскорбил меня в моем собственном доме, словно я в этом деле поступил вопреки международному праву и обычаям всех немецких университетов, и не пожелал более числиться членом университета".
Вопрос: Одобряете ли вы такое гордое поведение Бруно - ведь он наживал врагов? Если да, то чем он руководствовался, бросая вызов "сильным мира сего" и яростно осуждая оппонентов?
Всё же в Виттенберге - "немецких Афинах" Джордано удалось продержаться два года. Но религиозное противостояние в Саксонии вынудило уехать в Прагу, где он опубликовал "Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени". И вновь пришлось подрабатывать, занимаясь магией и астрологией. Преподавание в Гельмштедте - вновь удар судьбы: умирает покровительствовавший ему старый герцог Юлий Брауншвейгский, и его в который раз отлучают от церкви... Что бы он делал, если бы не Иероним Бесслер - ученик, секретарь, слуга, верный друг и помощник.
Бруно любил называть себя "гражданином Вселенной, сыном бога-солнца и матери-земли". Землю Бруно называл живым существом. В своих трудах он пошёл гораздо дальше Коперника.
 Вселенная, заявлял Бруно, бесконечна и содержит бесчисленное множество звезд, одной из которых является наше Солнце. Само же Солнце - ничтожная пылинка в неограниченных просторах Вселенной. Бруно и ей, подобно Земле, приписывал вращательное движение.
"Я учу бесконечности Вселенной как результату действия бесконечной божественной силы, ибо было бы недостойно Божества ограничиться созданием конечного мира, в то время как оно обладает возможностью творить все новые и новые бесчисленные миры. Я утверждаю, что существует бесконечное множество миров, подобных нашей земле, которую я представляю себе, как и Пифагор, в виде небесного тела, похожего на Луну. Планеты и другие звезды. Все они населены, бесконечное множество в безграничном пространстве образует вселенную. В последней существует всеобщее Провидение, благодаря которому все живое растет, движется и преуспевает в своем совершенствовании. Это провидение или сознание я понимаю в двойном смысле: во-первых, наподобие того, как проявляется душа в теле, то есть одновременно в целом и в каждой отдельной части; такую форму я называю природой, тенью или отражением Божества. Затем сознанию присуща еще другая форма проявления во вселенной и над вселенной, именно не как часть, не как душа, а иным, непостижимым для нас образом".
Бруно осуждал тех," кто обманывает себя пустым почитанием призраков, умерщвляет плоть и обессиливает дух различными искусственными средствами - уединением, молчанием, темнотой, дурманящими мазями, бичеванием, холодом или жарой - и идет навстречу жалкому умственному расстройству".
В 1591 году Бруно принимает решение вернуться в Италию,  ответив на приглашение стать частным учителем мнемоники у венецианского патриция Джованни Мочениго. Он надеется,  что в Венеции всё же свободнее и безопаснее... Причина - тоска по родине при неудовлетворённости жизнью вне её.  «Страна, благословенная небом, глава и десница земного шара, правительница и победительница других поколений – ты всегда представлялась мне матерью и наставницей добродетелей, наук и всякого гуманного развития».
И вот - Венеция. Не оправдались надежды на преподавание в университете в Падуе. Мочениго не был в восторге от учителя, изложение его взглядов посчитал за магию и, испугавшись, донёс на учёного.
"Я, Джованни Мочениго, сын светлейшего Марко Антонио, доношу по долгу совести и по приказанию духовника о том, что много раз слышал от Джордано Бруно Ноланца, когда беседовал с ним в своем доме, что, когда католики говорят, будто хлеб пресуществляется в тело, то это — великая нелепость; что он… не видит различия лиц в божестве, и это означало бы несовершенство Бога; что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, как и апостолы, и что у него самого хватило бы духа сделать то же самое и даже гораздо больше, чем они; что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворенные природой, переходят из одного живого существа в другое; что, подобно тому, как рождаются в разврате животные, таким же образом рождаются и люди. Он рассказывал о своем намерении стать основателем новой секты под названием „новая философия“. Он говорил, что дева не могла родить и что наша католическая вера преисполнена кощунствами против величия божия; что надо прекратить богословские препирательства и отнять доходы у монахов, ибо они позорят мир; что все они — ослы; что все наши мнения являются учением ослов; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед богом; что для добродетельной жизни совершенно достаточно не делать другим того, чего не желаешь себе самому…"
23 мая 1592 года Бруно был арестован и препровожден в тюрьму.
Несколько месяцев власти Венеции не спешили выдать Бруно в Рим. Прокуратор Контарини писал, что учёный - "«один из самых выдающихся и редчайших гениев, каких только можно себе представить». Во время процесса Бруно заявил:"Я смиренно умоляю Господа Бога и вас простить мне все заблуждения, в какие только я впадал; с готовностью я приму и исполню все, что вы постановите и признаете полезным для спасения моей души. Если Господь и вы проявите ко мне милосердие и даруете мне жизнь, я обещаю исправиться и загладить все дурное, содеянное мною раньше".
Но вот Бруно перевели в Рим, в Папскую тюрьму в замке Святого Ангела. Там он провёл семь лет в ожидании своего приговора. Усугубил положение ещё и донос соседа по камере в Венеции.
Почему процесс длился так долго? Такое впечатление, что папский двор и сам Климент VIII долго не решались вынести учёному смертный приговор. Авторитет церкви от этого, конечно, совсем не мог подняться. И лишь в 1599 году возглавивший следствие  кардинал иезуит Роберто Беллармино не дал пощады узнику.
У него была возможность получить прощение. Но в письме папе философ повторял, что верен своим идеям.
Бруно дали сорок дней на раскаяние, затем - ещё шесть. Об этом он и не думал.
При оглашении приговора он говорит слова, ставшие знаменитыми: «Вы с большим страхом выносите мне этот приговор, чем я выслушиваю его!»
"Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесется в рай". Это были последние слова Бруно, смерть он встретил, как рассказывают, молча, глядя в небо.
Фактически костром в Риме кончился XVI век, в котором появилось учение Коперника...

В 1889 году был открыт памятник Джордано Бруно в Риме на месте его казни. Возможно это стало лишь после того, как город перестал быть папской столицей.
На постаменте - надпись: «Джордано Бруно — от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжён костёр».
Даже и в это время папа Пий XII заявил, что Бруно - не больно выдающийся учёный, чтобы ему ставить памятники... Окончательно католическая церковь выразила сожаление по поводу казни Бруно лишь в конце ХХ века. В 2000 году папа Иоанн Павел II добился реабилитации Галилея, но с Джордано Бруно до сих пор всё сложнее по бюрократическим причинам - ведь формально мыслителя осудили за резкое отношение к церкви, занятия оккультизмом, что труднее пересмотреть, чем отношение к учению Коперника. Также и множественность разумных миров пока не стала фактом...

Образ Джордано Бруно - непреклонного борца за свои идеи, человека, необычного для своего времени, всегда привлекал поэтов, деятелей искусства.
Есть итало-французский фильм Джулиано Монтальдо 1973 г. "Джордано Бруно" с музыкой Эннио Мориконе.
Можно вспомить рок-оперу "Джордано" Лоры Квинт с либретто Владимира Кострова(1988 г.), где заглавную партию исполнил Валерий Леонтьев. В ней есть и "Баллада об ослах" на стихи самого героя. Можно прослушать этот фрагмент.

Дополнительный вопрос: Как вы считаете, почему Джордано Бруно оказался более популярным образом в культуре, чем Коперник и Галилей - ведь, по существу, вклад их в науку, в познание законов  Вселенной сравним?

Иван Бунин.
Джордано Бруно

"Ковчег под предводительством осла —
Вот мир людей. Живите во Вселенной.
Земля — вертеп обмана, лжи и зла.
Живите красотою неизменной.

Ты, мать-земля, душе моей близка —
И далека. Люблю я смех и радость,
Но в радости моей — всегда тоска,
В тоске всегда — таинственная сладость!"

И вот он посох странника берёт:
Простите, келий сумрачные своды!
Его душа, всем чуждая, живёт
Теперь одним: дыханием свободы.

"Вы все рабы. Царь вашей веры — Зверь:
Я свергну трон слепой и мрачной веры.
Вы в капище: я распахну вам дверь
На блеск и свет, в лазурь и бездну Сферы

Ни бездне бездн, ни жизни грани нет.
Мы остановим солнце Птоломея —
И вихрь миров, несметный сонм планет,
Пред нами развернется, пламенея!"

И он дерзнул на всё — вплоть до небес.
Но разрушенье — жажда созиданья,
И, разрушая, жаждал он чудес —
Божественной гармонии Созданья.

Глаза сияют, дерзкая мечта
В мир откровений радостных уносит.
Лишь в истине — и цель и красота.
Но тем сильнее сердце жизни просит.

"Ты, девочка! ты, с ангельским лицом,
Поющая над старой звонкой лютней!
Я мог твоим быть другом и отцом...
Но я один. Нет в мире бесприютней!

Высоко нёс я стяг своей любви.
Но есть другие радости, другие:
Оледенив желания свои,
Я только твой, познание — софия!"

И вот опять он странник. И опять
Глядит он вдаль. Глаза блестят, но строго
Его лицо. Враги, вам не понять,
Что бог есть Свет. И он умрёт за бога.

"Мир — бездна бездн. И каждый атом в нём
Проникнут богом — жизнью, красотою.
Живя и умирая, мы живём
Единою, всемирною Душою.

Ты, с лютнею! Мечты твоих очей
Не эту ль Жизнь и Радость отражали?
Ты, солнце! вы, созвездия ночей!
Вы только этой Радостью дышали".

И маленький тревожный человек
С блестящим взглядом, ярким и холодным,
Идёт в огонь. "Умерший в рабский век
Бессмертием венчается — в свободном!

Я умираю — ибо так хочу.
Развей, палач, развей мой прах, презренный!
Привет Вселенной, Солнцу! Палачу! —
Он мысль мою развеет по Вселенной!"