Фриц

Абдукаюм Мамаджанов
                ФРИЦ

  - О, кого  я вижу! Пархат Мурзаевич, какими судьбами? – такими восторженными словами в зале ожидания международного аэропорта встретили Фархода Очилова, живущего в России богатого предпринимателя.
Он с притворной улыбкой поздоровался с встречающимися и, думая о чём-то одному ему известном, поспешил к выходу.

В автомобиле, удобно устроившись на заднем сиденьи, он вспомнил незабываемые истории своего далёкого детства, когда один из одноклассников, который никак не мог произнести звук «ф», его с омерзительной улыбкой часто поддразнивал, называя с издевкой « Пархат Притс» или просто «Притс», и все понимали, что он говорит «Фриц». Конечно же, тот встречающий и в мыслях не допускал, что в силу фонетических особенностей некоторых узбекских диалектов, называя Фархода Мирзоевича Пархатом Мурзаевичем, пробуждает в его воображении мучительные воспоминания, связанные с его школьными годами…

Только повзрослев, серьёзно занявшись во время учёбы в университете историей Великой отечественной войны, Фарход понял и осознал, почему никто из одноклассников не дружил с ним, почему почти все относились к нему с ненавистью, унижали его, называя оскорбительным словом «Фриц» и частенько при удобном случае избивали и даже однажды нанесли ему ножевое ранение, а взрослые всему этому как бы не придавали значения. Всё дело было в его отце, некогда знаменитом председателе колхоза.

Летом 1945 года Мирзо Очилов,   в дни празднования победы над фашистской Германией без единого ранения, вся грудь в орденах и медалях в форме старшего сержанта Красной Армии вернулся на Родину. Его встретили как героя. Ведь долгое время от него не было никаких вестей. А тут вот он – живой здоровый и в полном расцвете сил.

Учитывая то обстоятельство, что до отправки на фронт он некоторое время проработал в колхозе бригадиром, в районе ему сразу предложили возглавить родной колхоз.

Зимой того же года всем селом, сыграв грандиозную свадьбу, председателя колхоза Очилова женили на первой красавице села, дочери директора школы, тоже фронтовика, но инвалида, вернувшегося из войны без одной ноги.

Вскоре от этого брака родилась дочь, а спустя два года в 1949 году и сын, которого назвали Фарходом. Мальчик рос не по дням, а по часам. Был здоровым, не болел и уже на втором году жизни научился говорить. Был очень общительным, во всех играх со сверстниками был главным заводилой.

Время шло, и колхоз набирал силу. Председателя везде ставили в пример, приглашали на все торжественные мероприятия района, вручали награду за наградой.
   
Фарходу исполнилось семь лет. Осенью он должен был пойти в школу.
Летом того же года произошли те ужасные события, превратившие жизнь семьи председателя колхоза в кошмар.

Как-то от друга председателя, работающего в районном военном комиссариате, старшего лейтенанта Рахматуллина Фарита Хафизовича  поступила записка, что из Сталинабада* приедет очень важный гость, которого следует встретить со всеми почестями. Друг просил Очилова организовать подобающее угощение в честь гостя, что он исполнил по всем правилам гостеприимства.

Гость со своими людьми почему-то несколько дней задержался в колхозе. Ежедневно с утра до вечера в его честь накрывались богатые праздничные дастарханы , где спиртное лилось рекой. Во время одного из банкетов изрядно выпивший председатель, как он потом сам признавался, излишне откровенничал с одним из гостей. В пьяном угаре он доказывал тому гостю, что и он когда-то был офицером, командовал ротой и т.д.

Через неделю после отъезда гостей председателя арестовали.

Зимой, когда Фарход уже учился в первом классе, состоялся суд над бывшим красноармейцем Очиловым Мирзо, попавшем в плен к немцам, завербованным врагом и прослужившим с лета 1943 года в «Туркестанском легионе», а с ноября 1943 года в сформированном  1-ом Восточно-мусульманском полку, дислоцированном в городе Минске. Оказалось, что за особые заслуги перед оккупантами он был неоднократно награждён, направлен в специальную разведшколу, после окончания которой получил звание унтершарфюрера. Все его документы, включая военный билет, наградные, ордена и медали были фальшивыми. По трофейным же немецким документам он проходил как Ачилов Баймурза, вследствие чего столько лет ему удавалось избегать разоблачения.

После суда о судьбе изменника Родины, бывшего председателя колхоза никто из односельчан ничего так и не узнал. Он канул в небытие, оставив нести бремя позора близким и родным.

Весь район, весь колхоз и все жители села были в шоке. Сердце директора школы, инвалида войны не выдержало такого позора. Жена председателя внезапно поседела и замкнулась в себе…

В школе дети сразу Фархода окрестили Фрицем. Никто не хотел сесть с ним за одной партой, никто не здоровался, отвернулись и самые близкие друзья, родственники при встрече молча отворачивались…

  Фарход не выдержал. Убежал из села. В городе его поймали, но он скрыл свои имя и фамилию. Так его сначала поместили  в детский приёмник –распределитель, а затем в детский дом, где он тщательно скрывал всё, что касается родных и родного села.

Сейчас Фарход Мирзоевич направлялся в родные места, чтобы хоть краем глаза посмотреть, что стало с селом, незаметно узнать, остались ли родные.

 Он был уверен, что никто его не узнает, да и, скорее всего, даже никто и не подозревает о его существовании…


_______________________________________

* Сталинабад - Ныне город Душанбе столица Республики Таджикистан