Как бы всё это правильно понять?

Георгий Кучеренко
КАК БЫ ВСЁ ЭТО ПРАВИЛЬНО ПОНЯТЬ?
(вопрос от дяди Коли)

    Он, как всегда, позвонил под вечер. Причём я уже угадывал, по времени, что он правильно определяет моё время возвращения домой, а может, скорей всего, наблюдает этот момент из окна и, дав мне возможность поужинать и перейти, по его разумению, к досугу, звонит по телефону и получается у него каждый раз это чётко – угадывает правильно.
      Тон его голоса в этот раз удивил меня сразу – столько сомнений и тревоги слышалось в нём.
        – Миша, здравствуй – это опять я. Ты извини, но мне нужно поделиться с тобой. Если я тебе надоел своими звонками, ты мне скажи и я перестану тебе звонить. Нет, говоришь. Ну, спасибо! И даже интересно, меня слушать? Ну ладно хоть успокоюсь немного. Спасибо, Миша!... Вот смотри, какая у меня забота. Услышал и прочитал, что 28 городам присваивают звание «Город трудовой доблести». Правильно, конечно! Но заявок было больше подано. Остальные города не прошли. Смотрели по объёмам выпущенной продукции во время войны. Вроде арифметически всё правильно. Но с другой стороны мне не нравится. Почему мы должны теперь распоряжаться такими званиями? Мы теперешние – дети тех, кто воевал и работал в тылу на благо Победы. Имеем ли мы право и можем ли мы правильно решить этот вопрос. Да, несомненно, большая заслуга у этих городов и огромный вклад трудящихся для фронта и Страны. Но с другой стороны – это заслуга всего Народа и народов, по месту жительства – всех деревень, сёл, посёлков, малых и больших городов, всех шахт, рудников и вообще всех-всех и даже лагерей, в которых работали невинно осуждённые, и неизвестно кому из работающих в то время было труднее и кто показал больше доблести в труде для Победы. А мы теперь считаем и решаем. Много разных производств, заводов и фабрик было эвакуировано и размещено по большим и малым городам, по посёлкам, много было создано вновь, большие трудности испытал весь Народ, каждый Человек того времени, даже дети работали. Вспомнить можно те фотографии, где мальчишки стоят за станками на ящиках, где женщины тянут плуг – пашут на себе. Это только немногие фотографии, но все знают, что так было везде и от изнурительного труда, от болезней, от недоедания помирали не только министры, а многие со всей Страны, с многих мест, куда за все времена никогда не приезжали министры и другое большое начальство. А мы теперь решаем. Взяли свой аршин с калькулятором, подняли документы и начали решать, хотя в Народе уже давно известны были эти города, я большие имею в виду, известно, что все деревни, сёла, посёлки, городишки, городки и города отличались трудовой доблестью. Делалось всё для нужд фронта и Страны, даже детские игрушки. Трудно очень было, но Страна и Народ выстояли, победили. А мы, получается, когда и Страны той не стало, территории и народы многие ушли из Народа той страны, теперь взялись определять, кто достоин этого звания. Неловко как-то получается…, и как бы всё это правильно понять?
      Но, Миша, горько ещё от того, что многие заводы – большие и малые, перевезённые во время войны на восток, выпускающие всё, развившиеся в войну и после войны и вновь образованные, многие ставшие градообразующими для малых городов, многие переименованные в ПО – производственные объединения в восьмидесятые годы – это когда Горбачёв создавал среди производственной элиты для себя поддержку, когда просто директоры становились генеральными директорами, их замы директорами и все с увеличением окладов, суть этих заводов оставалась в общем прежней и они действительно являлись Производственными Объединениями, которые могли освоить выпуск любого изделия, теперь пришли в упадок, сократили выпуск, многие исчезли, многие утратили высокотехнологичные уникальные производства, превратившись в отвёрточные производства, были ПО – Производственное Объединение (Завод такой-то), а теперь по сути превратились в ОП – Отвёрточное Производство (Завод такой-то), получается по смыслу менять нужно местами эти буквы в их названиях, не могут теперь эти ОП что-то сделать самостоятельно и тем более без зарубежных комплектующих – даже в тех городах, которым теперь присвоено звание «Город трудовой доблести», а мы на это не обращаем внимание, на этот текущий фактор и стали смотреть и присваивать звания за былую трудовую доблесть. Имеем ли мы, теперешние, на это право? Если мы теперь даже шурупы везём из-за рубежа, всё везём. Игрушки для детей не можем делать. И правильно ли мы «шурупим», наверное, знаешь значение этого слова в народе? Плохо мне, Миша, от этого…

     …Ты тоже вздыхаешь!? Я вот, всё думаю, когда у нас всё правильно начнётся делаться? Должно начаться, Миша, должно!...
…Я тут радость испытал, кроме грусти всей этой, поделюсь с тобой! Понадобилось мне шило, старое бабка куда-то задевала или выбросила. Всё выбрасывает, Миша, сама решает, что вроде мне это не понадобится больше и втихую выбрасывает, сладу с ней нет. Да ещё не признаётся, что выбросила, на меня спирает, будто я сам куда задевал. Ох и вредная под старость стала. Пошёл в магазин и, знаешь, нашёл, трёх видов продаются в одном месте: и просто шило, и с крючком, и с ушком, разных размеров в каждом виде – ассортимент хороший, упакованы красиво. Так я три вида и купил, хотя за одним пошёл. Думал китайские, а то откуда же ещё по нынешним временам? Домой пришёл и разобрался – НАШИ, оказывается! Обрадовался! У нас делают, на Урале, в маленьком городке – Ачит называется. Молодцы! Вот он Урал – опорный край Державы! Танки теперь с трудом делаем – не получается, экскаваторы не можем, прецизионные сплавы не знаю – завод исчез, а вот шило можем пока и это хорошо. Я даже гордость испытал. Может с шила всё и начнём. …Хотя, ты знаешь – только сейчас подумал: теперь ведь многие заводы заказывают по своей документации всё в Китае, даже этикетку, что производитель наш российский, может и не у нас это шило сделано, но должно же повернуться всё в лучшую сторону. Я надеюсь. Ты тоже не унывай. Извини, что время отнимаю. Спасибо! Выслушал меня старого. Пока, будь здоров, Миша….

(2)