Вторжения

Сергей Владимирович Жуков
                Вторжения.

    Мне кажется, нет на Земле народа, сколь-нибудь известного в истории, за  исключением разве что японцев, который не испытал бы вторжение и последующее  расселение чужеземцев.
Вторжение на территорию народа,  обладающего зрелой цивилизационной основой,  несет с собой не только разрушение культуры (хотя на первый взгляд заметно   только это), но и взаимное обогащение культур (см. статью Г.Померанца «Никакая  культура не одинока»).
Иногда вторжение чем-то сродни оплодотворению, причём женским (материнским)  организмом служит земледельческий оседлый народ, а мужским (отцовским) предстаёт  кочевой, пастушеский.

  Давняя многовековая вражда не исключает родства между народами.  Например,  хунну и северные китайцы принадлежат к одной и той же сино-тибетской группе    или языковой семье.

  Хорошим примером здесь может послужить один из самых известных библейских  мифов, а именно ссора и последующее убийство скотовода Авеля земледельцем  Каином.
Оседлый Китай не оставался в долгу перед кочевниками, совершая походы на Север. 
Русские князья не только совершали походы в степь, но и пригревали в степном  Поросье торков и берендеев.

  До вторжения гиксосов в Египет коренное население не знало колесницу как  средство передвижения, и не ведало лошадей в виде домашних животных.

  Дорийцы по предположениям учёных разрушили микенскую и крито-минойскую   культуры. Однако в результате слияния их с ахейцами (предшественниками по  экспансии) и пеласгами (автохтонным населением) возникла новая, более богатая и  развитая культура.

  Именно дорийцы назвали себя эллинами, а свою страну Элладой.
Библия - одна из священных книг мира, была создана полукочевым народом,  пришедшим в Ханаан со стороны. Судя по Книге Бытия, Авраам(прародитель евреев)  был родом из халдейского города Ура (Южная Месопотамия).

  Однако и после этого происходили неоднократные пленения и возвращения иудеев   в землю обетованную.  Здесь и египетское рабство, и Вавилонский плен.  В этом же  ряду стоят и рассеяние, начавшееся со времён правления римского императора   Тита.

  Но, пожалуй, самое интересное и загадочное на мой взгляд явление -  исход  арийских племён из Юго-Восточной Европы в Иран и далее в Индию.
Хотя споры о прародине индоевропейцев до сих пор не закончены.  Например,  мужское население государства Митанни, существовавшего во втором тысячелетии до  нашей эры в Северной Месопотамии, использовали в качестве причёсок «оселедцы»,  то есть длинные пучки волос, оставленный на макушке бритой головы.
Такой же тип стрижки производили запорожские казаки вплоть до самого роспуска   Сечи в 18-м веке.
Арии были народом пастухов и охотников, но тем не менее они принесли с собой   начатки великих книг Авесты и Веды, впоследствии дополнив и обработав их на  месте, что произошло возможно, не без помощи местного населения.
Помнится, меня долго удивляло, почему еврейский народ переработал Библию, арабы    восприняли Коран, меж тем как у Славян в течение столетий не было сотворено   почти ничего из письменных памятников религиозного творчества.

  Здесь я имею в виду памятники дохристианской эпохи.  Правда, в 1996 году   издана «Велесова книга», которую некоторые считают фальшивкой.
Может быть, дело в том, что в середине 2-го тысячелетия в Южную Азию   переселилась скорее всего наиболее активная и духовно деятельная часть арийской   племенной общности, которая и смогла создать выдающиеся памятники литературы и  философии.

   Прежде всего это уже упомянутые мной Веды, которые по объёму и значению  вполне можно поставить в один ряд с Библией.
Между тем может произойти и так, что кочевой народ живёт бок о бок с оседлым, но   иногда не имеет достаточно воли и сил для глубинного потрясающего вторжения,  совершая лишь грабительские набеги. Это сожительство вызывает лишь раздражение, связанное с постепенным истощением народа, способного быть потенциальным    восприемником.

  Примеры подобного проживания вместе могут служить дихотомические пары:Русь и  печенеги, Русь и половцы…
Если последовать разделению народов на отцовский и материнский типы жизненного   поведения, то соседство даже слабого отцовского народа побуждает материнский   этнос мобилизовать силы и, попросту говоря, привести себя в порядок.

                Сергей Жуков.   1996.