Вторжения.
Мне кажется, нет на Земле народа, сколь-нибудь известного в истории, за исключением разве что японцев, который не испытал бы вторжение и последующее расселение чужеземцев.
Вторжение на территорию народа, обладающего зрелой цивилизационной основой, несет с собой не только разрушение культуры (хотя на первый взгляд заметно только это), но и взаимное обогащение культур (см. статью Г.Померанца «Никакая культура не одинока»).
Иногда вторжение чем-то сродни оплодотворению, причём женским (материнским) организмом служит земледельческий оседлый народ, а мужским (отцовским) предстаёт кочевой, пастушеский.
Давняя многовековая вражда не исключает родства между народами. Например, хунну и северные китайцы принадлежат к одной и той же сино-тибетской группе или языковой семье.
Хорошим примером здесь может послужить один из самых известных библейских мифов, а именно ссора и последующее убийство скотовода Авеля земледельцем Каином.
Оседлый Китай не оставался в долгу перед кочевниками, совершая походы на Север.
Русские князья не только совершали походы в степь, но и пригревали в степном Поросье торков и берендеев.
До вторжения гиксосов в Египет коренное население не знало колесницу как средство передвижения, и не ведало лошадей в виде домашних животных.
Дорийцы по предположениям учёных разрушили микенскую и крито-минойскую культуры. Однако в результате слияния их с ахейцами (предшественниками по экспансии) и пеласгами (автохтонным населением) возникла новая, более богатая и развитая культура.
Именно дорийцы назвали себя эллинами, а свою страну Элладой.
Библия - одна из священных книг мира, была создана полукочевым народом, пришедшим в Ханаан со стороны. Судя по Книге Бытия, Авраам(прародитель евреев) был родом из халдейского города Ура (Южная Месопотамия).
Однако и после этого происходили неоднократные пленения и возвращения иудеев в землю обетованную. Здесь и египетское рабство, и Вавилонский плен. В этом же ряду стоят и рассеяние, начавшееся со времён правления римского императора Тита.
Но, пожалуй, самое интересное и загадочное на мой взгляд явление - исход арийских племён из Юго-Восточной Европы в Иран и далее в Индию.
Хотя споры о прародине индоевропейцев до сих пор не закончены. Например, мужское население государства Митанни, существовавшего во втором тысячелетии до нашей эры в Северной Месопотамии, использовали в качестве причёсок «оселедцы», то есть длинные пучки волос, оставленный на макушке бритой головы.
Такой же тип стрижки производили запорожские казаки вплоть до самого роспуска Сечи в 18-м веке.
Арии были народом пастухов и охотников, но тем не менее они принесли с собой начатки великих книг Авесты и Веды, впоследствии дополнив и обработав их на месте, что произошло возможно, не без помощи местного населения.
Помнится, меня долго удивляло, почему еврейский народ переработал Библию, арабы восприняли Коран, меж тем как у Славян в течение столетий не было сотворено почти ничего из письменных памятников религиозного творчества.
Здесь я имею в виду памятники дохристианской эпохи. Правда, в 1996 году издана «Велесова книга», которую некоторые считают фальшивкой.
Может быть, дело в том, что в середине 2-го тысячелетия в Южную Азию переселилась скорее всего наиболее активная и духовно деятельная часть арийской племенной общности, которая и смогла создать выдающиеся памятники литературы и философии.
Прежде всего это уже упомянутые мной Веды, которые по объёму и значению вполне можно поставить в один ряд с Библией.
Между тем может произойти и так, что кочевой народ живёт бок о бок с оседлым, но иногда не имеет достаточно воли и сил для глубинного потрясающего вторжения, совершая лишь грабительские набеги. Это сожительство вызывает лишь раздражение, связанное с постепенным истощением народа, способного быть потенциальным восприемником.
Примеры подобного проживания вместе могут служить дихотомические пары:Русь и печенеги, Русь и половцы…
Если последовать разделению народов на отцовский и материнский типы жизненного поведения, то соседство даже слабого отцовского народа побуждает материнский этнос мобилизовать силы и, попросту говоря, привести себя в порядок.
Сергей Жуков. 1996.