Даша и Кекс. Эссе

Лора Экимчан
ЛОРА ЭКИМЧАН               
               
        ДАША   И   КЕКС
               
 «Моим последним гуру была Мици,
 восхитительная белая кошка. Она
 научила меня животной мудрости».
                Фредерик ПЕРЛЗ,
                создатель направления
                гештальт-терапии.

21 октября 1988 года в нашем небольшом  городке было не только пасмурно, но и ветер был холодный, пронизывающий.  Небо серое, на улицах сырость,  а  между  дождинками уже встраивались  мелкие колючие снежинки. Я шла на работу – в редакцию  тогда еще единственной городской газеты с  названием «Ленинский путь». Еще три года должно было пройти до того, как газет в городе станет несколько. Шла я по мокрому грязноватому тротуару, думала навязчивые журналистские думы и не сразу поняла, что ко мне пристроился маленький худенький котенок-подросток редкой расцветки – триколор:   преимущественно белый, но в причудливых пятнах черного  и черепахового цветов. Правда, замурзанный котенок был, красоты даже близко не ощущалось.
В моем детстве у нас дома кошек не было, моя мать их недолюбливала, несколько раз разрешала мне завести котенка, но почему-то из этого ничего не получалось, не приживались они у нас. И еще. Один раз, когда мне было лет пятнадцать,  я была в гостях у подружки и стала свидетельницей очень тяжелой сцены. У них как раз был котенок, он чего-то там натворил, подружкина мать поймала его, положила на пол на спинку и ногами, обутыми в носки, буквально распяла его: две лапки мягко прижала к полу левой ногой и две – правой.
Я была в ужасе, а подружкина мать простовато посмеивалась, подмигивая нам, вот, мол, какая я шутница! Я была поражена тем, что лапки котенка не поломались, он просто лежал молча, даже не кричал.  Злая тетка отпустила котенка, он забился под диван и долго сидел там без звука. Лет уже прошло бессчетно, а  я никак не могла забыть этого ужасного видения. То есть, с кошками у меня были всегда какие-то сложности.

…А кошачий подросток все бежал и бежал рядом со мной по непогоде и непрестанно хрипло кричал – уже горлышко надсадил, прося о помощи. Дождь со снегом все падал и падал на него, а ветер трепал шерстинки уже намокшей  шкурки. Кто-то видать, выбросил бедное животное безжалостно в такую погоду. Я шла и мучилась от мысли, что я не могу ничего для него сделать.
Дорога на работу  была  недолгой, я уже подходила к редакции, которая была одной стороной выгорожена из заводской территории, тут же была проходная  и стоянка машин. Я уже почти пришла, успев сказать котенку какие-то необязательные неловкие фразы, может даже просила у него прощения.  Даже остановилась около стоящей без водителя  машины, под которую забежал котенок - машина, должно быть, стояла там с ночи,  и под ней был сухой островок. Я, наконец, насмелилась и попыталась выманить котенка, схватить его и унести в редакцию, но у меня ничего не получилось – он сидел там, трясся от холода, а ко мне выйти боялся. 
Наша машинистка Раиса Ивановна, уже давно пенсионерка, накрашенная, на высоких каблуках, благоволила к котятам,  раза  два – три она подбирала их на улице, несколько дней кормила-поила молоком и котлетами из столовой, куда они девались потом, я не знаю.
Я зашла в приемную и виновато как-то сказала Раисе Ивановне:
- Там под машиной котенок приблудный, я выманить его  не могу, пойдемте, может у вас получится. Уж больно он замученный, замерз и проголодался.
Раиса Ивановна закудахтала что-то очень оживленно, побежала раздетая, уже все  в осенних пальто ходили, извлекла котенка из-под машины и начала вокруг него хлопотать, но это меня уже не касалось – день был негазетный,  работа  шла ни шатко, ни валко, все больше чай, курево и всякая  болтовня. Я сходила домой на обед, после обеда настрочила дневную норму – сто пятьдесят строк «нетленки» об ударниках комтруда в очередной номер. Было уже без двадцати шесть, я понесла рукопись на машинку  Раисе Ивановне. Она взяла материал, бегло просмотрела и сказала:
- Жалко мне вас, девчонки, такие все умные, талантливые, а никто этого не видит, пишете тут всякую хрень…
Котенок сидел в уголке приемной редактора около блюдца с едой и энергично  нализывал уже сухие бока. Я пошла  в свой отдел собираться домой, как вдруг Раиса Ивановна, минуты через две, пришла ко мне и сказала:
- Лариса Семеновна, такая чудесная кошечка, трехцветная, милая! Возьмите ее себе, потом спасибо мне скажете.

Я растерялась. Ну, знала же я, что у нас в семье с кошками ничего доброго не выходило. Хотя, правда, семья у меня была уже совсем другая – своя. Но и у нас сколько-то лет назад был  неудачный опыт с котенком, я просто боялась принять на себя ответственность за это крошечное существо. Я колебалась,  не верила, что смогу взять к себе котенка и что у меня ему будет хорошо. Раиса Ивановна продолжала меня уговаривать.  Почему-то я согласилась. Машинистка принесла мне киску, упакованную в новый чистый ватин, который всегда держала в запасе у себя  в шкафу  уборщица тетя Лиза  - для мытья полов,  я нерешительно взяла в руки  сверток и понесла его домой,
Корректор наша, Лариса Марковна, женщина прямая и строгая, дочь судьи,  поджидающая меня, чтобы идти домой за компанию, сказала недобрым голосом:
- Лора, если ты ее потом выбросишь, я перестану тебя уважать.

В общем, поначалу  нахлебалась я горя с этой кошечкой. Мы, конечно, ее кормили, поили, ласкали, целовали, купали. Сначала у нее обнаружилась ушная чесотка, которую она подцепила за время бродячей жизни, но проявилась она гораздо позже. Я пошла с киской к «государственному» районному ветфельдшеру как совершенно неискушенный в этом деле человек. Присутствующий на приеме, скорее всего, фельдшерицын муж сказал небрежно:
- Забота какая! За ноги об стенку – и вся недолга.
 Убитая беспокойством о своем котенке, я сделала вид, что ничего не слышала. Мне сказали купить серной мази, и я устроила несколько сеансов обработки ушей -  жирно намазывала их внутри, закутывала киску в одеялко, с полчаса носила на руках, а потом смывала мазь с мылом под теплой водой из крана  - иначе ведь все слижет и отравится! В общем, раз за пять с пятидневным интервалом вылечились.
Самое страшное – это когда киска захотела замуж. Она метила всю мягкую мебель, все ковровые дорожки и так далее. Но я уже тогда поняла, что не расстанусь с ней ни за что. И совсем не из-за предупреждения Ларисы Марковны – я просто полюбила ее, что тогда еще не осознавала. Со временем я стала ей покупать таблетки контрасекса, который помогал не всегда и не очень.  Потом как-то мы пообтесались, научились всему, что нужно,  даже папенька наш перестал ворчать, что в квартире воняет кошкой, хотя в туалете мы все содержали как надо. В общем, она стала у нас культовым животным. Да, забыла сказать, что назвали  мы ее Дашей.
Она прожила у нас очень долго. В  четырнадцатилетнем возрасте перенесла хирургическую операцию по удалению матки – сильно раздуло живот. Мы понесли ее к врачу, уже в частную клинику, и нам сказали, что это, скорее всего из-за контрасекса и что в ее возрасте нельзя быть уверенными в хорошем исходе операции. Но Дашка  отлично перенесла операцию, дня три походила в ситцевом комбинезоне - врач сказал сшить и надеть его, чтобы шов не лизала.  После этого кошка отлично себя чувствовала, даже баловалась, бегала, как молодая.

Надо сказать, последние годы жизни Даши совпали с очень тяжелым для меня периодом. У меня на руках оказался больной средней тяжести муж – не совсем лежачий, но ходячий с отважным мужеством по квартире по своим неотложным надобностям. Упрямый и волевой был человек. И в то же время, минутах в двадцати ходьбы от моей квартиры, жила в своем частном доме, где я выросла, моя мать – не очень больная, но уже ветхая. Я курсировала между домами, ночевала то там, то здесь, старалась изо всех сил добросовестно ухаживать за своими старыми и больными. Характеры у больных и старых известно какие.
Тут и Даша состарилась. Через год после операции, когда мы уже проводили мою мать в мир иной, Дашу постиг первый инсульт. Может, он случился  потому, что укрепившись в своей квартире, поскольку мне стало не нужно больше курсировать между двумя жилищами, я расслабилась, стала часто ходить на рынок и бессознательно  пристрастилась к «хорошей» еде – качественно приготовленному мясу, к  разным конфетам, а Дашку стала часто кормить мясным фаршем.
Вообще, всю жизнь у меня был небольшой вес, ну, килограммов пятьдесят – пятьдесят пять. И тут вдруг я увидела, что я стала толстая, восемьдесят пять килограммов при маленьком росте.  Это было мне противновато, но все еще не доходило до разума, что надо спасаться от лишнего веса. Мне было  физически очень плохо – сил  на постоянный перенос собственного лишнего веса катастрофически не хватало. Еще  когда Дашу оперировали, платная хорошая  ветклиника  была в ста метрах от моего дома. Мы с дочерью ждали окончания операции. От страха перед возможным тяжелым исходом  мне стало плохо с сердцем, я собралась домой, но не смогла идти – такая была сердечная слабость.  Очередной пациент клиники, который ждал с собакой   приема, по доброте своей предложил  довезти  меня за сто метров до дома на своей машине и хотел даже помочь на пятый этаж подняться, но я отказалась, горячо поблагодарила его и докарабкалась сама. 
После операции киса выздоровела, зато, возможно, от обильных трапез с говяжьим фаршем, нажила себе инсульт – стала ходить как-то боком и опустив голову. И вот тут-то со мной  случилось  прояснение разума. Мне надо было нести киску к врачу, а я была уже совсем толстая и совершенно без сил. Киса была маленькая, а донесла я ее до клиники, которая переехала на новое место - метров всего за  четыреста от нашего дома,  с большим трудом. И тогда я увидела себя со стороны и поняла, что мне надо с собой что-то делать.
Я поставила перед собой задачу – вернуть свой нормальный вес.  За два года я сбросила 13 килограммов – стало уже 72,  это уже замечательно  и главное – ко мне вернулся здравый смысл и хорошее осознание реальности. Остальные 17 килограммов я сбрасывала уже спокойно и постепенно, с помощью строгой диеты и ежедневной ходьбы по улицам и домашней физкультуры. Самое поразительное было то, что при всех этих передрягах -  болезнях близких людей, своей излишней полнотой -  я продолжала работать частным юристом: консультировала клиентов, ходила с ними по разным конторам и постоянно участвовала в судебных разбирательствах на их стороне. Выигрывала даже весьма значимые интересные дела. 
Я до сих пор  не могу понять, как мне это удавалось – ведь я была практически нетрудоспособна и психологически измотана до предела. Я могу объяснить это только тем, что это люди делали со мной чудеса. Ждешь клиента – умираешь: не могу работать, отменю встречу! Приходит человек, который доверяет тебе и просит помощи. Вникаешь в его проблемы, разбираешься досконально, находишь решение. И ты уже труженик, ты уже все можешь, ты победил свои недуги! Это известный феномен психической мобилизации: когда это необходимо по-настоящему – включаются все твои скрытые силы и резервы.
… Даша опять выздоровела после уколов. Но через несколько месяцев инсульт повторился. Снова уколы, улучшение состояния, но кошечка уже осталась слабенькой и умерла в августе 2005 года в возрасте семнадцати лет. Хоронили мы ее всей семьей в пригородном лесочке, не так уж близко от санатория. Скоро санаторий расширил свои владения, и могилка кискина оказалась на недоступной для нас территории. Там сосновый лес. Иногда я хожу гулять в ту сторону, и мне все время кажется, что большая, как облако, киска Даша игриво бежит по  верхушкам сосен параллельно моему пути.

 Я до конца жизни сохраню благодарность кисе Даше за одну очень важную вещь. Киса научила меня любить ближнего своего. Это не значит, что я раньше была черствой и бессердечной. Но моя любовь к ближним была больше похожа на какие-то судороги постоянной тревоги за каждый их шаг, за каждый свой шаг – боязнь прокараулить какую-то грозящую  опасность и все прочее в таком роде. Это было сплошное долженствование, которое не отступало никогда, выматывало всю душу.
Но появилась Даша, я, в принципе, не обязана была любить ее, но я полюбила ее просто так, за то, что   она есть. Обращаю внимание на то, что все как один люди знают эту затертую формулу, но мало кто понимает ее на самом деле. Потому что многие люди представляют себе любовь как  необходимость неусыпного требовательного надзора за близкими, тиранят их своими параноидальными тревогами, заставляя их соответствовать своим, часто нелепым, ожиданиям.
…Кончину кискину мы пережили очень тяжело. Все были как в воду опущенные, в том числе наш больной папка.  По случайному совпадению оказалось, что у моих друзей – журналистов умерла любимая собака. Я встретила в универмаге Сергея с Галиной и сразу увидела, что они здорово не в себе – убитый вид, глубокая депрессия. Как и у нас. Мы очень хорошо понимали друг друга. И говорили друг другу всякие успокоительные вещи  расстроенными голосами.
В те же дни я встретила своего старого знакомого по журналистским делам. Он был в возрасте моих детей,  учился в православном университете и готовился к карьере священника. Видимо, поэтому он чувствовал себя особо мудрым и говорил мне с укором:
- Ну, Лариса Семеновна, можно ли так убиваться из-за смерти животного. У них ведь нет души, это не люди, как мы. Это от того, что вы редко ходите в церковь – вот и впали в уныние из-за несущественного события.
Я и до сих пор с этим священником не согласна. Как можно изрекать такую догматическую  чушь с видом полного превосходства! Я уже не говорю о других животных, например, о слонах, дельфинах, которые проявляют и  разум,  и чувства. Даже такой непонятный и страшный для большинства людей удав показывает свое благорасположение к человеку, он особо любит  детей и в селениях Южной Америки, так же, как слон в Индии, со всей бережностью водится с человеческими младенцами.

Но сегодня мы говорим о кошках. Их роль в человеческой жизни неоценима. Сохраняя свою автономность и независимость, кошка становится душой дома. Вспомните стихотворение Редьярда Киплинга:

Кошка чудесно поет у огня,
Лазит на дерево ловко,
Ловит и рвет, догоняя меня,
Пробку с продетой веревкой.

Все же с тобою мы делим досуг,
Бинки, послушный и верный,
Бинки, мой старый испытанный друг,
Правнук собаки пещерной.
………………………………

Кошка, царапаясь рвется из рук,
Фыркает, воет, мяучит,
Бинки – мой старый, испытанный друг,
Дружба ему не наскучит.
……………………………….
(Перевод Самуила Маршака).
 Хоть Киплинг и выбирает в друзья собаку, это вовсе не значит,что он не воспринимает кошку как особое существо, имеющее  право на независимость.   

 Домашняя кошка отлично разбирается в том, что за человек перед ней: к доброму она подходит со всей приветливостью, а от недоброго или от того, кто себе на уме, скорее  прячется в самых укромных уголках квартиры.   В основном, домашние кошки, которых любят, великодушны и гостеприимны, они никого не боятся и не ждут от человека ничего плохого. Совсем другие -  уличные, бродячие кошки, они много настрадались в своей короткой жизни и всегда готовы спасаться бегством от злой собаки или жестокого человека.
Я никогда не забуду такую картину. Я вышла из дома на десять минут  в соседний магазин за продуктами. Вижу – разгуливает полосатая, явно бездомная мурлыка. Погода была чудесная, птички порхали вокруг – они и привлекали ее внимание. Она то делала несколько шагов, то замирала, как зачарованная,  глядя на воробьев.  Вдруг метрах в десяти от кошки появился какой-то гопник. Дальнейшее произошло мгновенно.
Гопник наклонился, поднял с обочины тротуара довольно увесистый камень, он бросил его в кошку со всей дури, не попал, конечно, - пока он бездумно размахивался, кошка порскнула на огромной скорости в соседние кусты. Я посмотрела на него – монстр, не лицо, а злобно-глумливая маска. Я думаю, кошка раньше меня оценила того, кто к ней приближался.
Кошка –  разумное существо, это хорошо видно по ее поведению. Она может проявлять свой характер по-разному. Когда наливают ей молоко, она благодарно трется о  ноги хозяйки и громко мурлычет.  Если хозяйка становится бесцеремонной, пристает с ласками в неподходящий момент, не отпускает животное, хочет забавляться им, как игрушкой, кошка вырывается из рук, может даже укусить не на шутку. Но кошка, если, конечно, хозяева у нее не полные психи, никогда не тронет неразумного ребенка, даже если он ей сильно докучает: она ускользает и прячется от него, но кусать и царапать, нападать никогда не будет.
Кошки нервничают при большом скоплении гостей в квартире, а уж при семейных скандалах – и говорить нечего, от этого кошки становятся невротиками, как их хозяева. Зато кошки, у которых дома все в порядке, проявляют чудеса сообразительности и даже талантливости. Кошачий интеллект выражается в том, что кошка очень любит играть.  Она отлично понимает, что предлагая ей ленточку, скользящую по полу, мы предлагаем ей порезвиться и с охотой откликается на наше хорошее настроение. Или, например, когда ты идешь из комнаты в комнату быстрым шагом, киска  подкарауливает тебя за углом, стремительно проносится мимо, игриво бьет тебя по ноге мягкой лапкой и даже может приложить зубы на мгновение к твоей щиколотке – киска шутит, пугает понарошку. Шутить может только разумное и чувствующее  существо.

Кошки всегда интересовали  людей. Мало того, своим независимым характером они порой кого-то пугали или раздражали, за что некоторые мракобесы настаивали на том, что кошки – это дьявольские отродья и источники всякого зла. Известно, что  вроде бы просвещенный французский король Людовик Четырнадцатый в 1648 году самолично поджигал костер с кошками, разложенный на одной из центральных площадей Парижа. А в бельгийском городе Ипре вплоть до 1817 года по праздникам жители развлекались тем, что сбрасывали кошек с городских башен.
В некоторых случаях кошки действительно превращались в страшные безжалостные существа, когда из них воспитывали сторожей храмовых  драгоценностей в юго-восточной Азии. Но ведь это люди делали их такими.
Есть  исследователи, которые внимательно изучают жизнь животных с любовью, с уважением к братьям нашим меньшим. Таков антропозоолог Джон Бредшоу, посвятивший 30 лет своей жизни исследованиям  психологии кошек. Он подходит к кошкам не как к низшим существам, а наоборот, раскрывает тайны характера этого животного исходя из того, что животные -  равные с нами на Земле существа и имеют право на понимание, охрану и защиту.
Этот  удивительный человек научился понимать кошек, смотреть на мир их глазами. Так, он установил, что кошки воспринимают человека как своего, только большего по размерам и, в основном, безопасного. Добавлю от себя, что непонятно, кто кого в этих взаимоотношениях оценивает. Не удивительно, что Джон Бредшоу – англичанин. Ведь все знают о том, что в Британии кошки находятся на особом положении и охраняются законом.  Вот что мы узнаем на сайте cats.exotic.ru:

«Законодательно было установлено, что домашняя кошка в Англии непременно должна продаваться, причем за немалую цену, которая при этом регулярно росла. В 948 году в силу вступил еще один закон, по которому новорожденный котёнок продавался за один пенни, а как только ловил свою первую мышь, его цена сразу возрастала до двух. А по тем временам это была достаточно большая сумма! Кроме того, существовали специальные законы, защищающие кошек – того, кто украл, а тем более убил это животное, ждало серьезное наказание. В те времена кошки так же состояли на государственной службе – они охраняли королевские амбары и зернохранилища от грызунов. И были буквально «золотыми» животными. Самое суровое наказание ждало тех, кто смел посягнуть на такую кошку. Если человек крал ее, то должен был расплачиваться огромной копной пшеницы за преступление, а если убивал – то ценой своей жизни…
Уже ближе к ХХ столетию кошки стали одними из главных любимцев англичан, и до сих пор они находятся в огромном почете у этой удивительной нации. Кстати, кошки до нынешних времен официально ставятся в Англии на довольствие – так например именно эти животные охраняют книги и другие реликвии Британского музея. Там же хранится древняя реликвия – великолепная бронзовая фигурка сидящей кошки, с золотой серьгой в ушке и серебряным ошейником. Это ни что иное как священное изображение богини Бастет. Ученые предполагают, что изначально в глазницах кошки были вставлены драгоценные камни».


…После кончины кисы Даши я была уверена, что я никогда больше не смогу взять к себе другую кошку или котика, просто потому, что я не смогу их так же сильно полюбить, как я любила Дашу. Прошло пять лет. Муж мой умер, я бросила работу и передо мной открывалась совершенно новая жизнь, которая была полна потерь, горечи и сожалений. Но как-то надо было продолжать её.  Через некоторое время ко мне пришли жить внучка и ее муж. Тут пошло все по-новому – стареть и кукситься они мне не давали, им было всего за двадцать, и у них была куча планов и задумок.
Вот одна из этих задумок в очередной раз изменила мою жизнь и снова придала  ей значение и смысл. Моя внучка Алеся очень увлеклась мыслью взять котенка. Я сопротивлялась этому как могла, повторяя настойчиво, что мне после Даши никакой котенок не будет мил, я не смогу его полюбить и не захочу с ним общаться насильно, из чувства лояльности к молодой семье. Леська не послушала меня и в январе 2012 года принесла в дом малюсенького породистого черного британца, которого она, по дурацкой моде того времени, назвала кондитерским именем Кекс. Родился он 8 декабря 2011 года и месяц жил у котозаводчицы, которая уже предназначила его моей внучке.  Как я узнала намного позже, по знакомству она взяла за котенка тысячу рублей, сами понимаете -  в ценах того времени, в Интернете такие котята предлагались намного дороже – до 5 тысяч рублей.Эти деньги совершенно оправданы. За месяц после рождения котозаводчики воспитывают кота, приучают к опрятности. За восемь лет жизни в моей квартире Кекс ни разу не использовал под туалет ничего, кроме своего лотка.
Это крошечное существо как будто сразу разобралось, что к чему и принялось завоевывать мою любовь. Ну, скажите, смогли бы вы устоять перед тем, что кто-то маленький, чуть больше детской рукавички, начинает каждое утро приходить к вам, лезет сразу к вам на диван? Вы еще не совсем проснулись, лежите на спине в сумеречном состоянии ума, а кто-то  мягонький, тепленький карабкается к вам по спустившемуся на пол пледу, быстро-быстро бежит по вашему животу и груди, с налету утыкается вам в шею прямо под подбородком и начинает неистово и громко мурлыкать. Естественно, вы начинаете его гладить, прижимать к себе и ощущать, что шея ваша под подбородком вся в котенковых слюнях, и это не противно и гадко, а вполне терпимо.
Сначала по утрам Котя нерешительно останавливался перед закрытой, но не запертой дверью и начинал настойчиво мяукать: открой. Потом, когда он уже стал подростком, я несколько раз показала ему, как  открыть дверь – встать в рост и навалиться лапками и всем своим небольшим еще  весом – дверь легкая. Котенок быстро понял, при каких условиях дверь его слушается. Скоро он стал открывать дверь  на скорости с разбега. Вот и скажите, что кошка дура! Со временем он научился открывать тумбочки, отодвигать лапой дверь шкафа-купе – это когда он уже стал взрослый, лапа стала сильная. А сначала, когда у него не получалось, он громким мяуканьем призывал меня на помощь: он любит  полежать в полутьме на дне шкафа. Иногда Котя явно останавливается в раздумье. Стоя у порога комнаты, он сначала посмотрит на диван, потом на окно – куда все-таки податься? И потом принимает решение и идет в нужном ему направлении.
В общем, не буду я рассказывать все подробно и основательно, как про Дашу. Скоро внуки ушли на другую квартиру. А кот у меня остался. Почему? А вот потому, что вдруг у внучки и ее мужа обнаружилась действительно мощная аллергия на этого любимейшего ими кота. Потом родились моя правнучка и правнук, и без кота забот у молодой семьи стало через край.
В общем, в дополнение к Кексу я придумала коту второе имя, как это принято в Европе: у  одного человека – несколько имен, а почему бы коту это было  нельзя? Кекс стал еще и Константином, а уменьшительное имя от Константина всем известно – Котя. Так вот, этому Коте сейчас уже восемь лет, вес у него – около десяти килограммов, и я люблю его той же сильнейшей любовью, что любила и Дашу.

Представьте себе: каждое утро я просыпаюсь  –  слышу настойчивый мяв, скачки с дивана на пол и обратно. Были такие утра, что я отворачивалась от него, лежа на боку и утыкаясь лицом в подушку – проснуться не могу! Он не терялся и начинал тыкать меня носом в затылок, лизать мне волосы. Сейчас он этого не делает – умный стал, понимает, что мне нужно время, чтобы проснуться. Итак, я открываю глаза и сразу вижу, как Котя внимательно, лежа на полу возле моего дивана, неотступно следит за каждым моим движением, ждет, когда я по-настоящему проснусь и гляну ему в глаза.
Часто мы с котом по-настоящему разговариваем. Он без труда отличает вопросительную интонацию от утвердительной. Когда я просто что-то изрекаю, он молчит, но если я его начинаю о чем-то спрашивать, он почти всегда сразу отвечает мяуканьем, что-то объясняет мне, к сожалению, я не могу точно перевести с кошачьего. На вопрос, требующий ответа да или нет, он прищуривает глаза, явно соглашаясь, или таращится, давая понять, что он возражает.
 Утром я в первую очередь  иду в кухню, мою кошачью пиалу для молока, выливая в раковину вчерашние остатки, достаю из холодильника бутылку, наливаю в керамический стакан свежее молоко, ставлю на 8 секунд в микроволновку, он в это время отирается о мои ноги.   Я что-то делаю –  ставлю  чайник, варю суп, сочиняю салат; при этом, он неотступно наблюдает за тем, как я чищу, мою, режу овощи, постоянно мешаю то, что в кастрюле или на сковороде. Смотрит внимательно, как я загружаю стиральную машину. Представьте себе, если я начинаю после этого читать, машина заканчивает стирку и пищит, оповещая о конце работы, Котя обязательно мяукнет – мол, ты почему не идешь? Точно так же он поступает, когда звякнет микроволновка.
На улицу я его не вожу – боюсь собак, я не способна разрулить все возникшие во время прогулок ситуации.  Когда я ухожу на прогулку или по делам, Котя  падает к моим ногам лапами кверху, а когда я поддаюсь на провокацию и наклоняюсь к нему, чтобы погладить пузик, он  бьет меня лапой, может и поцарапать слегка: мол, ну, куда ты опять уходишь. Я уже не представляю своей жизни без этого самого близкого друга.

Недавно я нашла в Интернете такую новость:  15 июня в Британии умер кот Боб, которому было четырнадцать лет. Его хозяин, уличный музыкант Джеймс Боуэн тяжело переживает расставание с любимым существом. Он написал об этом в Фейсбуке:
« Боб спас мне жизнь. Все так просто. Он дал мне гораздо больше, чем общение. С ним рядом я нашел направление и цель, по которым я следовал. Успех, которого мы добились вместе, благодаря нашим книгам и фильмам, был чудесным. Он встретил тысячи людей, тронул миллионы сердец. Такого кота не было никогда и больше никогда не будет. Чувствую, что в моей жизни погас свет. Я никогда его не забуду».
 В 2007 году Джеймс нашел на улице, принес к себе домой рыжего котенка и назвал его Бобом. Джеймс рассказывает, что кот спас его от наркотической зависимости, помог заняться литературным творчеством. Благодаря Бобу, Джеймс написал  об этой уникальной дружбе книги, которые разошлись  более чем  в восьми миллионах экземпляров на сорока языках народов планеты. В 2016 году режиссер Роджер Споттисвуд снял фильм «Уличный кот по кличке Боб», который был признан лучшим британским фильмом года.
Это не рекламная сказка. Конечно, наша жизнь с  Кексом Константином не стала таким масштабным чудом для миллионов читателей и зрителей во всем мире, как это сложилось у Джеймса Боуэна. Но я и не гонюсь за мировой славой.    Мой пушистый друг, аристократ и интеллектуал, не раз помогал мне сохранить мужество и стойкость в борьбе со многими житейскими бурями, которые скучно называются стрессами. Котя терпеливо пережидал эти бури в стакане воды и помогал мне сохранить вкус к жизни и творчеству. В том числе, эта, моя маленькая, по масштабам публикаций, литература – тоже результат  чудесной дружбы с существом, которое я поставила бы намного выше некоторых эгоистичных,  глухих и слепых к своим ближним, людей. Моя семья  разделяет мою любовь и благодарность к Кексу Константину, который милостиво соглашается делить с нами жизнь и не перестает удивляться, с какой это стати люди признаны высшими разумными существами на этой планете.

8 июля 2020 года.