Он просто очень сильно переживал за церковь

Иван Лещук
Он просто очень сильно переживал за церковь. Проповедник, священник, теолог. Талантливый автор общинных гимнов. Неустанная ревность за храм Божий снедала его, изнутри постепенно сьедала. Он не умел и не хотел спокойно созерцать агонию Христовой церкви. С самого детства, неодолимая печаль пожирала его сердце, когда он видел, как оскверняют и бесчестят святой храм. И тогда он искренне решил реформировать умирающую на его глазах церковь. Он очень страстно захотел вернуть христианство к его истокам, к учению Иисуса. Забытого церковью Иисуса. И он твердо поверил, что пробуждение наступит. Что ренессанс и рассвет его церкви,  “не за горами”.

Он просто очень сильно переживал за церковь. Но он оказался один, он давно стал ничьим человеком. А потому, как глас вопиющего в пустыне, звучали его пламенные призывы, обращенные к “элите” церкви: “Христос и апостолы золота и серебра не имели, не владели землями, поэтому священники и папа должны жить скромно! Нельзя слепо подчиняться церкви! Преступно стяжать и продавать церковные должности! Если слепой поведёт слепого, оба упадут в яму! Только Писание может быть мерилом истины! Если Христос не отлучил на небесах - отлучение папы значения не имеет! Каждый христианин должен искать правду, даже рискуя благополучием, спокойствием и жизнью! Если истинa вызовет возмущение - лучше пусть будет возмущение нежели отказ от истины...”.

Он просто очень сильно переживал за церковь. Независимо мыслящий пастырь/ученый. Один, против всего влиятельного духовенства. Один, против всей порочной системы/симфонии власти и церкви. В самый разгар/наступление ереси. Всесторонне образован, харизматичен. Но затравили его мастера “черного пиара”. Обьявили неблагонадежным, скандалистом, нарушающим покой церкви. Возложили на него интердикт с приказанием покинуть их столичный город. И отправили бунтаря прочь, обрекли на скитания. А ведь он очень искренне надеялся, что церковь поддержит его евангельские идеи. Он глубоко верил в Бога и с самого детства мечтал стать священником. Но традиционные авторитеты его отвергли. Они предали его, схватили, арестовали. Сам архиепископ церковный... посадил его на хлеб и воду. А он ведь просто очень сильно переживал за церковь. Он хотел ее возродить, преобразить, спасти. Он не умел и не хотел спокойно созерцать агонию Христовой церкви.

Он просто очень сильно переживал за церковь. И он искренне хотел быть ее частью. Но не ценой лицемерного отречения от совести и примирения с умирающей религиозной системой. Священник, ученый, теолог. Беспокойный проповедник, харизматичный, скитаюшийся теолог. Неугомонный пастырь, отлученный по подозрению в ереси. Богослов/ректор, позволивший себе мыслить не в духе времени. Зараженный склонностью читать и распространять подозрительные для церкви учения и книги. Он ориентировался не на помазанную главу, смотрел не на отмеченное чело, а на качества сердца, на силу духа. Он мечтал о нравственном обновлении церкви. Он не был ангелом, и иногда выражался предельно резко. Ни тюрьма, ни смерть его не пугала. И тогда ему пригрозили огнем. Страшным костром, мучением. “Отцы теологи” и “святой престол”. Но он уже давно не боялся смерти. Он давно ее пережил. Страх смерти был ему чужд. Наступили муки допросов и унижений в “святом судилище”. Но “ересиарх” отказался отречься от своих убеждений. И тогда... его сожгли. Но зачем, но зачем же сжигать живьем своего брата?   

Он просто очень сильно переживал за церковь. Неустанно ревностно и предельно искренне. Он любил свою церковь до смерти. Но они этого не поняли. По жестокому приговору вселенского собора церкви, они сожгли его на костре, а прах развеяли, дабы навеки изгладить из истории память о реформаторе-мученике. Он умер удивительно достойно, с молитвой на горящих устах. Это было 6 июля, 1415 года. “Если истина стоит тебе гонений - прими их. Если стоит мучений - терпи их. Если ради истины тебе придется пожертвовать собой и своей жизнью - будь тверд в самопожертвовании. Смерть - это не конец, а начало» (Ян Гус). Вечная память Яну Гусу и всем “гуситам”, зажигающим огонь реформации в современной церкви.
 
Иван Лещук, из цикла “Записки на полях души”