Штрафбат защитникам Сталинграда

Владимир Довженко
Сталинградская битва - одна из величайших битв в Великой Отечественной войне, и продолжалась она с июля 1942 года по 2 февраля 1943 года в междуречье Волги и Дона, непрерывные бои которой охватили протяженность по фронту около 500 километров.


Вторую мировую в 1941 году  Яков Довженко  из Полтавской области встретил 27-летним воином и уже опытным авиационным механиком и воздушным стрелком-радистом повоевавшим с Финляндией в составе ВВС СССР. Однажды, зимой 1943 года, на одном фронтовом аэродроме случилось чрезвычайное происшествие, в результате которого за  грубые нарушения эксплуатации самолетов отправили в штрафной  батальон троих молодых неопытных военных лётчиков, в том числе и старшину инструктора нашего Якова. Так попали они под Сталинград в дни предстоящей завершающей великой битвы на Волге.

Эта стратегически важная возвышенность обеспечивала хороший обзор сильно разрушенного и измученного боями Сталинграда, расположенного на противоположном берегу Волги-реки, но не сломленного вражеской армадой. Выполнение задачи осложняли огромные сугробы, в ту зиму снега выпало не меньше метра. В сложных боевых условиях этот штурм  наши командиры продумали достаточно основательно. Вооружили штрафников перед самой атакой всем необходимым и разъяснили тактику освобождения высоты (102,7). Задача предстояла в ночном, скрытном продвижении ползком под снежными сугробами до окопов немецких войск к вершине, по возможно заминированному склону, и в освобождении от врага в штурме немецких укреплений  Мамаева кургана и в рукопашном бою. Штрафники упорно ползли, превозмогая нехватку кислорода, пока не уперлись в брустверы вражеских окопов, из которых уже слышна была непрерывная стрельба над головами атакующих солдат штрафников.

Яков понял, что в этой мёртвой зоне стволы вражеских пулемётов и орудий не смогут опускаться ниже угла обстрела, и немцы уже не окажут решительного сопротивления. Вместе с другими штрафниками выбрался Яков из сугроба и стали они забрасывать вражеские окопы, зенитные и пулемётные укрепления гранатами. Потом была стремительная атака и зверская рукопашная борьба до полного истребления последних немецких солдат в окопах на заданной высоте. Так вот, ценой многих солдатских жизней, Мамаев курган был освобождён нашими бойцами  в последнем и решающем штурме!

 
Если бы не было штрафников, то их обязательно придумали бы. Всегда находились причины для создания в дивизиях своих штрафных рот или батальонов. Кому-то ведь надо было первыми идти в атаку по минному полю и ложиться под немецкие танки со связкой гранат, штурмовать вражеские укрепления или вести разведку боем. Когда не хватало артиллерии и танков, посылали штрафников, вот так было в реальной жизни на войне. На всех фронтах Отечественной войны, созданы были штрафные роты, почти в каждой дивизии Всего за годы войны было в Красной Армии штрафных рот 1049 и 56 штрафных батальонов. Вероятная гибель этих бойцов всегда обеспечивала успех прорыва основным ударным силам Советской Армии. Роты и батальоны штрафников времён Великой Отечественной войны были одним из порождений сталинского режима, тогда месяц войны в составе штрафников приравнивался к десяти годам тюрьмы.   


Во время штурма Яков понял, что от взрыва немецкой гранаты тяжело ранен, но может ещё стрелять и контролировать обстановку вокруг себя. Перетянув туго ремнём раненую ногу чуть ниже бедра, продолжал он бить немецких солдат, появлявшихся в лабиринтах окопов. Когда кончались патроны, он стрелял из немецкого оружия, брошенного погибшими вражескими солдатами. Утром подошли бойцы заградительных отрядов НКВД, производившие зачистку местности, и санитары, собиравшие раненых бойцов.

Запомнили  выжившие штрафники снег после штурма на кургане Славы: он был покрыт ярко-розовыми пятнами пролитой крови вперемешку с грязными пятнами от разрывов боевых снарядов и мин. Яков запомнил этот леденящий военный пейзаж во время затишья и место, где он закончил тот свой сухопутный бой: склоны сопок кургана были перепаханы  взрывами мин, бомб и снарядов и много погибших солдат лежало на истоптанном снегу!  Наши бойцы победили тогда, захватив окончательно высоту 102,7. До этого памятного дня битва за Мамаев курган длилась с переменным успехом и неоднократными штурмами 136 суток из 200 суток всей Сталинградской битвы. В день победы на Мамаевом кургане было захоронено 2640 солдат, хоронили здесь и погибшее гражданское население. За послевоенные  годы всего здесь захоронено около 34,5 тысяч человек. Это место стало настоящим курганом Славы и памяти погибшим воинам и мирным защитникам города-героя!

 
И вот, наконец, наша 62-я армия, преградившая врагу путь под Сталинградом, смогла перейти в наступление, и вскоре с соседними армиями произвела окружение крупнейшей группировки немецких войск численностью около 300 тысяч солдат, офицеров и генералов. Так продолжилось победное шествие Советской Армии на запад. Немецкие войска на Волге под Сталинградом получили зимой 1942-43 года сокрушительное и далеко не последнее поражение.

 
А на вершине Мамаева кургана в честь защитников  города построен величественный памятник-ансамбль. На большой бетонной плите, с мечом в руке, высоко поднятым над головой, сооружена  85-метровая скульптура «Родина-Мать» в облике женщины, призывающая  всегда защищать от врагов нашу Родину.  В 1968 году здесь был открыт мемориал Славы в честь героев битвы под Сталинградом. Тут же в огромном зале Славы у вечного огня несут свою вахту солдаты почётного караула, вечной славы Мамаева Кургана часовые. На стенах огромного овального зала, вокруг вечного огня, изображены шпалеры с именами погибших участников обороны города-героя. Всего за город Сталинград погибло 1,5 миллиона советских солдат, офицеров и жителей города за 200 дней обороны, с июля 1942 года по 2 февраля 1943 года. Тот день в битве на Волге стал началом освобождения нашей страны от немецких оккупантов!
 
 
 «Искупил кровью» - такая запись в красноармейской книжке для солдата-штрафника много чего значила. После очередных ранений и лечения в госпитале Яков снова летал воздушным стрелком-радистом, и снова от рядового воинского звания до старшины, много медалей и орденов успел заслужить заново. До окончания Второй мировой войны он награждён был двумя орденами Красной Звезды, орденом Боевого Красного Знамени, Орденом Отечественной войны первой степени и медалями "За отвагу", "За боевые заслуги", "За взятие города Кениксберга", "За Победу над Германией" и другими. Это только те награды, что помнят его дети и родственники, ведь прошло уже столько лет после войны.

 
Всю войну пролетал Яков на дальних бомбардировщиках ДБ–3 и штурмрвиках ИЛ-2. Последние два года войны летал он в экипажах с летчиками - героями Советского Союза, может быть, поэтому их так редко сбивали неммцы, всего четыре раза за всю войну. Яков как-то рассказывал, что в их гвардейском авиационном полку было много лётчиков, имевших эти самые высокие государственные награды, а тогда такая боевая награда выдавалась за большое количество уничтоженных целей на земле, сбитые вражеские самолёты и за личное мужество.

 Задача стрелка-радиста тоже была непростая - защита своего самолёта от вражеских истребителей огнём из пулемётов и авиационных пушек. Всегда он рьяно сбивал вражеские самолёты, пытавшиеся зайти сзади, сверху или сбоку самолёта, ведь сам лётчик их мог не увидеть. Количество уничтоженных фашистов Яков не считал, главным было - одержать победу в воздушном бою и на земле. Однажды в конце войны подбили их самолёт с земли недалеко от линии фронта, при этом у их самолёта отвалился киль хвостового оперения.  Едва дотянули до своего берега реки наши герои, фактически приземлились носом в землю и на брюхо самолёта у окопов нашей пехоты. Встреча была очень даже тёплой, как всегда между своими и почти родными на фронте людьми.


  Заканчивали войну наши лётчики на новых самолётах  ПЕ–2 и ИЛ-10. Это были одни из лучших штурмовиков с мощным артиллерийским и бомбовым вооружением и бронированными кабинами экипажа. Заслуги нашей штурмовой авиации во Второй Мировой войне были огромные. Почти все немецкие танки подбивались и уничтожались с воздуха нашими штурмовиками и бомбардировщиками небольшими кумулятивными бомбами, либо реактивными снарядами.


  Интересно вспомнить, что русские войска во всех освободительных войнах всегда заканчивали свои победы в столицах государств-захватчиков, на их территории. Это очень достойно, справедливо, по чести и совести народов, победивших наших агрессоров в жестоких боях.

 Надо нам всем ныне живущим, успеть ещё сказать сердечное спасибо живущим ветеранам войны, бойцам Красной Армии, партизанам, и боровшимся с врагом жителям оккупированных городов и деревень за их победу над фашистскими захватчиками. Спасибо за нашу счастливую жизнь!