На производственной практике в Филях

Юрий Жданов 2
НА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ В ФИЛЯХ
               


                Былое памятью живет,
                И постоянно к нам взывает:
                Не забывайте о Былом-
                В нём Ваш след тоже оживает.

                Юрий Жданов     01.03.2002               
                (на сайте: Стихи.ру Юрий Жданов 2)



Алексей устремился памятью в 1957 год, с которого он начал и продолжает до сих пор вести дневник. Кто ему подсказал о необходимости или целесообразности ведения дневника- он не помнит.  Да это и неважно. Возможно, он сам дозрел до мысли, что свершающиеся события способны навечно погружаться в Лету- реку забвения. И как показала в дальнейшем жизнь- дневник себя вполне оправдал, так как оказался хорошими костылями для несовершенной человеческой памяти. А ведь не хочется, чтобы случившееся в жизни, исчезая в памяти, оказывалось как бы и не бывшим. Тогда что же такое жизнь, если память способна сохранять лишь отдельные ее мгновения?
               
В 2010 году Алексей, перечитывая некоторые страницы своего дневника, записал в нем: «Окунусь в эпизоды былого. По прошлому путешествовать мне доставляет большое удовольствие. Это взгляд на себя самого и на окружающих не с позиций тебя самого тех времен, а с позиции тебя нынешнего, сиюминутного, как бы оценивающего события прошлого. А потому это сродни чтению романа о ком-то ином, чем-то похожим на тебя нынешнего, а в чем-то- ином».  Недавно прочитал высказывание о сути дневника: «Что такое дневник? Это роман» (Жак Одиберти «Воскресенье ждет меня»). 

               
Наступило очень жаркое лето 1957 года, Студенты четвертого курса самолетостроительного факультета Московского авиационного института (МАИ) сдавали последние экзамены и зачеты в этом учебном году.                Готовясь к очередному экзамену, Алексей много и упорно занимался по аэродинамике самолета. Лекции по этому предмету читал профессор, доктор технических наук, лауреат Государственных премий СССР Анатолий Васильевич Остославский (1904-1972). Экзамен проходил в прекрасной обстановке: студентам разрешили пользоваться любыми подсобными материалами. Экзамен Алексей, которому достались вопросы по расчету дальности самолета и по форсированному виражу, сдал на отлично. Экзамен у него принял молодой педагог Климов, который для учебной группы Алексея (С-4-11) вел лабораторные занятия. Затем последовал, сданный тоже на отлично, экзамен по спецкафедре (его принимал старший преподаватель полковник В.И. Алексеенко). Целый день накануне экзамена студенты сидели на самолете-истребителе  МиГ-15, устройство которого изучали. Для прохождения производственной практики всех студентов-однокурсников Алексея распределили по авиационным заводам. Алексея направили на 23-й завод в Филях.  У этого завода богатейшая история … В разное время он назывался по-разному:   Второй автомобильный завод «Руссо-Балт (1916); Первый Государственный бронетанко-автомобильный завод (1921); Государственный авиационный № 22 им. 10-летия Октября (1927); Государственный авиационный № 22 им. С. П. Горбунова (1933); Авиационный завод № 23 (1941). А вот о последующих изменениях в истории этого славного завода Алексей тогда знать не мог. А изменения эти такие: Машиностроительный завод им. М. В. Хруничева (1962);  Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева (1993). С 2017 года Акционерное общество «Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева» (АО «ГКНПЦ имени М. В. Хруничева»- одно из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности.
               
Практика на заводе № 23 оказалась очень интересной. Сначала Алексей был в цехе технологических приспособлений и оснастки, в технологическом бюро цеха составлял технологический процесс сборки пола кабины стрелка самолета 3М.  Со стороны начальника цеха, помощника начальника цеха и начальника отделения практиканты постоянно чувствовали заботу и помощь в работе. Они уделяли студентам много времени, проводили беседы по темам их учебных заданий. Алексею задали курсовой технологический проект по теме: «Хонинговальная головка (хон) для высокоточной расточки внутренней поверхности цилиндров стойки основных шасси стратегического бомбардировщика». Что такое хонингование, Алексей увидел и услышал в цехе шасси: скрип в процессе хонингования ни с чем спутать невозможно. Расточка внутренней поверхности цилиндров брусками сопровождается «мелодией» скрипа, которую не способна заглушить даже смазочно-охлаждающая жидкость (СОЖ). Расточной инструмент хон при хонинговании совершает вращательные и возвратно-поступательные движения.         

               
Всем практикантам устроили экскурсию в сборочный цех, где они испытали такой восторг, память о котором сохраняется на всю жизнь! Они увидели стратегический бомбардировщик 3М, спроектированный коллективом ОКБ (Опытное конструкторское бюро) под руководством Генерального конструктора Владимира Михайловича Мясищева (1902-1978). Невозможно было оторвать взгляд от этого могучего самолета-красавца. Восхищаясь мощью и красотой этого гиганта, никто тогда не мог, конечно, предвидеть, что этот самолет будет использоваться не только по своему прямому назначению.  На базе этого бомбардировщика появится тяжелый транспортный самолет ВМ-Т «Атлант» для транспортировки самолета-челнока «Буран» и для транспортировки крупногабаритных элементов ракеты «Энергия» на космодром Байконур.  Свой первый полет ВМ-Т  совершит в 1981 году и будет эксплуатироваться в 1982-1989 годы.


После практики в технологическом бюро студенты стали работать подручными слесаря-монтажника 7-го разряда. Этот замечательный молодой человек старался передать подопечным свой опыт и знания. После этого Алексей работал в отделении, которое изготавливало подъемный мостовой кран для цеха.
22 июля оформили учебные журналы по практике. 23 июля покатались на лодке в Филях, а затем играли за цех в баскетбол.  Катаясь на лодочке, не знали тогда, что задолго до них в этом месте 7 июля 1763 года, во время коронационных торжеств, императрица Екатерина  II пересекла на лодке Москва-реку и посетила в находившемся здесь селе Покровском храм Покрова Пресвятой Богородицы. В этом селе находилась принадлежавшая ранее Льву Кирилловичу Нарышкину (1664-1705), родному дяде Петра I, усадьба Фили (Хвили). Свое название усадьба получила от 10-километровой речки Фильки (Хвильки)- правого притока Москва-реки (теперь речка Филька почти полностью заключена в коллектор). Да, в этом же месте Михаил Илларионович Кутузов провел и  знаменитый военный «Совет в Филях» … Но вернемся на завод № 23.   

               
Цех усиленно трудился и над изготовлением огромного металлического стенда для VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который должен был пройти в Москве. На панно этого стенда «Мир, дружба, любовь» с помощью очень точных кулачковых механизмов сменялись три «кадра» на эти темы: «Мир», «Дружба» и «Любовь».                24 июля Алексей сдал на отлично зачет по практике. Каждому практиканту оформили зарплату- 251 рубль  04 копейки! Тепло распрощались с руководством цеха.   
Узнал Алексей значительно позже, что на этом заводе кратковременно работал Сергей Павлович Королев. Вот фрагмент из книги: Королёва Наталия. Отец. В 2-х книгах. Книга 1. М. Наука. 2001. 335 с.  (страница. 175):                «Посещение лекций в МВТУ не было обязательным, но большинство их были настолько интересными и полезными, а материал преподносился так увлекательно, что аудитории, как правило, оказывались переполненными. Методика преподавания на аэромеханическом отделении предусматривала, помимо лекций, еще и практические занятия, в том числе в лабораториях находившегося по соседству ЦАГИ. Работе в ЦАГИ придавалось не меньшее значение, чем учебе. Благодаря возможности свободного посещения занятий многие студенты успевали подрабатывать на различных заводах, приходя только на особо важные лекции или для сдачи зачетов. Отец, который, стремясь к самостоятельности, работал с юных лет и в Одессе, и в Киеве, вплоть до отъезда в Москву, первое время полностью отдавался учебе. Он старался вжиться в новый для него коллектив, быть в курсе всех дел и начинаний. И только весной 1927 г., уже освоившись с учебой в МВТУ и московской жизнью, поступил работать конструктором на авиационный завод № 22 в Филях, так как хотел практически осваивать свою будущую специальность и, кроме того, уже привык иметь заработанные собственным трудом деньги. На этом заводе до 1926 г. строились самолеты Юнкерса, а с 1927 г. завод начал выпускать самолеты конструкции А.Н. Туполева». 

               
Снова вернемся в 1957 год. В Штабе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов Алексей получил, как член комсомольского фестивального дежурного патруля, удостоверение для бесплатного проезда во время фестиваля. 25 июля агитировали жителей большого дома около метро Сокол, призывали их украсить свои балконы и окна, раздавали агитационные открытки.
27 июля (суббота) в 17 часов Алексей поехал с однокурсниками на закладку фестивального Парка Дружбы около Речного вокзала. Шел сильный дождь, тучи. Промокли до нитки. Всем прибывшим сюда дали саженцы деревьев, показали места, размеченные для рытья ям под посадку деревьев. Слякоть невероятная, месили ногами грязь, копали ямы. Алексей вырыл четыре ямы и посадил в них деревья. В общежитие вернулся страшно грязный, пытался попасть на кинофильм «Наш двор», но не удалось- ведь это был субботний день.  О том, как участвовали в посадках Московского Парка Дружбы»- в рассказе «Рождение московского Парка Дружбы» (на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2) и в стихотворении «Московский Парк Дружбы»- «Белая» зарисовка- настроение без рифмы (на сайте: Стихи.ру Юрий Жданов 2).

               
И вот, наконец, с 28 июля в Москве наступили дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов-борцов за мир  (28.07-11.08).1957. Масштаб его мероприятий огромен. В фестивале участвовали 34 тысячи делегатов из 131 страны!  О том, как проходил этот фестиваль- в рассказе «Бал молодежи в Московском Кремле» (на сайте: Проза.ру Юрий Жданов 2) …


Юрий Жданов       09.07.2020