Филиппо Липпи. Коронование Марии

Алина Алексеева-Маркезин
   Фра Филиппо Липпи.Коронование Марии. 1441—1447.Дерево, темпера, масло. 200 ; 287 см Уффици, Флоренция

 Фра Филиппо Липпи (Fra Filippo Lippi, 1406—1469) — флорентийский живописец, один из виднейших мастеров раннего итальянского Возрождения,учитель Сандро Боттичелли.
 
    Сегодня мы рассмотрим в деталях знаменитый алтарный образ Коронование Марии известный также как «Коронование Мариньи». Выполнен в 1441—1447 годах для флорентийской церкви Сан-Амброджио. Ныне хранится в галерее Уффици во Флоренции.    

    Картина вызывала восхищение своей новизной как у художников, так и у простых зрителей. Сохранилось множество копий её самой и её деталей.

      В трактовку распространенного иконографического сюжета коронования Богоматери художник внёс существенные новшества. У Липпи Марию коронует не Иисус (как, например, у фра Беато Анджелико, Паоло Венециано или Ридольфо Гирландайо), а Бог Отец.
 
     При этом сама Мария не восседает в окружении Бога Сына и Бога Отца, что являлось бы более традиционным, а стоит перед Всевышним на коленях – такое видение этой сцены до Липпи в ренесансном искусстве не встречалось. Да и композиционно «Коронование Марии» Филиппо Липпи больше напоминает не священнодействие, а театральную мизансцену с разнообразнейшими персонажами, занявшими каждый отведённую ему позицию.

      Картина выполнена на одной большой панели, однако Липпи разделил её тремя арками, которые придают образу традиционную форму триптиха. Алтарный образ был снабжён золочёным деревянным декором, который не сохранился. Пределла к «Коронованию» — «Чудо Святого Амвросия» хранится в Берлинской картинной галерее. 

       В основе композиции лежит треугольник, его вершина, корона Девы Марии, является точкой схода линий перспективы. Доминирующее положение центральных фигур подчёркнуто их размером, бо;льшим, чем у окружающих персонажей. Платформу с престолом окружают ангелы.

        Липпи отказался от архаичного золотого фона, изобразив полосы — символ семи небес . Четыре ангела держат в руках золотую ленту со словами молитвы. В нижней части картины представлен ряд коленопреклонённых святых, художник здесь, по примеру своих предшественников, объединил два сюжета — Коронование и Святое собеседование. Среди святых — Магдалина, Святой Евстафий с двумя детьми и женой — Теофистой, взгляд которой обращён прямо на зрителя.

     Ангел, держащий картуш с надписью PERFECIT IS OPUS («он заказал работу»), указывает на донатора. Рядом с ним стоит Иоанн Креститель.
    
    «Каждый художник изображает сам себя», – многозначительно заметил однажды «крестный отец Ренессанса» Козимо Медичи. Его любимый художник Филиппо Липпи в «Коронование Марии» включил автопортрет, причем, возможно, даже двойной.

    Не подлежит сомнению, что задумавшийся монах в одежде кармелита, подпирающий подбородок рукой, - это Липпи собственной персоной. Некоторые же полагают, основываясь на сходстве, что стоящего к зрителю спиной епископа в зелёной мантии Липпи также писал с себя.

    Поместив в верхних круглых «окошках» сцену Благовещения, Липпи отступил от традиции, по которой Коронование обычно совмещалось с Успением Марии. Лилии в руках ангелов — напоминание о Непорочном зачатии.

     Монументальность и пластичность фигур «Коронования» роднит их с персонажами Мазаччо. Однако Липпи создавал более изящные округлые формы, уделяя большее внимание плавности линий и созданию объёма с помощью светотени.

      Алтарная картина для Сан Амброджо сыграла важную роль в биографии Липпи, так как своей необычность и новизной произвела неизгладимое впечатление на правившего Флоренцией Козимо Старшего Медичи (1389-1464).

    Отныне он станет покровителем художника, и у Липпи никогда не будет недостатка в заказах и средствах. Что правда, жизнь при дворе окончательно лишила и без того не слишком стойкого Липпи монашеских добродетелей: он очень любил вино и женщин и не считал нужным это скрывать. Сетуя на упадок нравов, Медичи раз даже посадил фра Филиппо под замок, чтобы снедаемый блудной страстью художник мог сосредоточиться на работе.

     Увы, темперамент Липпи был таков, что каждый раз влюбляясь, он на какое-то время напрочь забывал о своём искусстве: в тот раз ему удалось сбежать, сплетя канат из разорванных простыней. Козимо Медичи отнёсся к этому снисходительно, заметив, что разврат – это, конечно, скверно, но зато картины Липпи на религиозную тему могут многих, наоборот, повернуть на путь истины и добродетели.