Первые шаги, глава 1. Родители

Игорь Фомин
Действие происходит в СССР в начале семидесятых годов прошлого века.

1. Родители
   
           Санька провалился на последнем, письменном экзамене по         математике.  Примеры он решил, а вот в задачке напутал. Это знал точно.  Придя, через день, в политехнический институт, куда пытался поступить по настоятельному требованию родителей, увидел в списке, напротив своей фамилии, маленькую, но решившую окончательно его судьбу, двойку.
             Сашка глубоко вздохнул, но не тяжелым вздохом огорчения, а скорее облегченным, радостным, как на привале, скидывая с плеч тугие лямки рюкзака.
В приёмной комиссии забрал документы и поплёлся домой. На душе у него было и хорошо, и в то же время тоскливо.
Хорошо  от того, что не поступил. Плохо от предстоящего разговора с родителями, В них-то всё и дело.
После выпускного его не трогали, разрешили даже в поход недельный сходить, но после...                - Что ты думаешь делать?
 - Куда хочешь поступить?
-  Сынок, тебе необходимо учиться дальше.
Все эти разговоры, изо дня в день, из вечера в вечер, изматывали Саньку. Он грезил армией, ему казалось, что только после неё человек может стать настоящим мужчиной.
Где-то в глубине души он соглашался с родителями, чувствуя и интуитивно, что учиться надо, жизнь заставит, но учиться, так учиться делу по душе, а не с бухты-барахты, и потому не хотел спешить.
Однако родители победили. Слишком не равная борьба оказалась. Борьба авторитетов.
Санька, не оглядываясь, брёл по аллее.
- Что теперь делать? Что?- невесело, но как-то спокойно рассуждал про себя, теперь уже не школьник и не абитуриент, а молодой человек, стоящий на дороге, ведущей в большую взрослую жизнь.
   Дверь открыла мать.
-  Что, Сашенька, как успехи? Приняли?- встретила, взволнованная Анастасия Николаевна сына, поправляя крашенные, в рыжий цвет, волосы.
Она с утра готовилась, испекла картофельный пирог, и завилась, по случаю окончания экзаменов, а так же принятия её сына в институт, в этом, она, нисколько не сомневалась, считая, что любое высшее учебное заведение за честь посчитает иметь такого студента, как её Сашенька.
Сын разделся, прошёл в комнату.
- Нет, мама, я завалил математику, и меня не приняли. Вот документы,- ответил  прямо и честно Александр.
- Как? Не может этого быть,- опустилась на кресло мать.
—  Сын, не шути. У тебя серьёзно спрашивают.
-  Не сердись, папа, я правду сказал. Так получилось.
-  Что значит, так получилось,- грозно зашумел отец, - так получилось. А институт?
- Я же говорю вам, меня не приняли ,- Анастасия Николаевна заплакала, уткнувшись лицом в полотенце,-  Мам, ну что ты... На следующий год поступлю,
-  Тебя весной в армию заберут,- донеслось из полотенца                всхлипывающий голос.
Отец закурил. Коренастый, маленького роста, его тело постоянно испытывало потребность в движении, тем более, в такую минуту. Анатолий Петрович нервно зашагал из угла в угол. Желваки так и вздулись на скулах.
- Сын, ты того не понимаешь, что после армии у тебя другие интересы будут, да и поступать тогда труднее. Забудешь многое.
- Отец, я если захочу, поступлю.
- А что сейчас-то, что? Не захотел что ли?— взорвался Анатолий Петрович.
Сын  молчал.
Отец бросил недокуренную сигарету в пепельницу, сел за стол.
Доставая из коробки, одну за другой, спички, стал ломать их на несколько частей, складывая горкой.
   Анастасия Николаевна перестала плакать, бессильно опустила полотенце на колени, тупо уставилась в пол.
- Что теперь будет? Что?- горестно шептала она.
Для неё все надежды, связанные с будущим сына, вдруг рухнули. Пустота виделась ей впереди.
- Не надо, мам, так, ну, что ты. Работать пойду, потом в армию. А учиться, обязательно буду, только не сейчас.
- Успеешь, сын, ещё навкалываешься, а учиться, можешь и не успеть.
- Не бойся, папка, я себя знаю.
Отец у Александра работал наладчиком в тресте «Монтажспепавтоматика» Мать, там же, бухгалтером. У обоих было трудное, военное детство, и, как многие родители, их поколения, они хотели для своего ребёнка счастливой жизни. Только вот беда, “счастливая жизнь” имеет много понятий, и для каждого человека, своё.
Сашкин отец только сейчас вдруг задумался над этим серьёзно, в какой-то момент у него промелькнула мысль: “А может, действительно, у моего сына своя дорога, не та, которую запланировали мы ему с матерью.  Может, и он в чём-то прав?! И рано волноваться за его судьбу.
-  Ладно,- решительно встал Анатолий Петрович, сгребая в ладонь обломки спичек , - хватит ныть , чему бывать, того не миновать. Съездим в отпуск, пойдёшь устраиваться на работу. А сейчас, мать, неси пирог, есть хочется.

Продолжение.
http://proza.ru/2020/07/08/1915