Пальмы де майорки

Людмила Нор-Аревян
   В начале шестидесятых годов папа получил двухкомнатную квартиру "трамвайчиком" жилой площадью 28м2 с пятиметровой кухней, узенькой прихожей, совмещенным санузлом и балконом. Родители с первого дня вселения с восторгом и придыханием говорили, что получили «изолированную квартиру со всеми удобствами», а мама называла её «хоромами». И мы верили ей. Даже, когда в кухоньке всей семьей (впятером), очень плотненько «скомкавшись» собирались за обеденным столиком, мы ни сколько не сомневались, что живем в роскошных условиях!

   А чего стоило простое принятие душа? Нужно было громко кричать из ванной комнаты, чтобы на кухне, в газовой колонке, в которой в те времена отсутствовала автоматика, отрегулировали температуру воды, напор которой был такой непредсказуемый. Если же никого не было дома, приходилось самому намыленному бегать туда-сюда по нескольку раз. Но все мы были безумно рады нашему новоселью.

   Мамочка же совсем потеряла контроль над собой: каждый месяц она устраивала генеральную уборку, переворачивая все верх дном. Но управлялась с моей скромной помощью всего за один день - думаю, за счет максимального минимализма обстановки. В квартире не было ничего лишнего! Маминым девизом было: «Лучше избавиться сегодня от ненужной вещи, а потом ее купить, чем она будет 5 лет занимать в доме место». Даже комнатный цветок был всего один, от которого впоследствии тоже избавились. Но пока он был, мама во время уборки каждую неделю ставила его в центре зала, прыскала на него водой, а я смиренно и печально ваткой протирала каждый лист. Сама при этом думала, что когда вырасту, ни за что не буду устраивать такие уборки!Но, какие обещания мы бы себе не давали, полученное  в детстве "кодирование" дает свои плоды!

   Спустя лет тридцать мы с мужем получили трехкомнатную квартиру, по тем временам -  улучшенной планировки.  Конечно же - радость! И конечно же, теперь я стала устраивать генеральные уборки... Но к тому времени, в связи со свойством моего характера с трудом прощаться с не очень нужным, мы обросли вещами.
 
   Своим долгом я считала, уже не как мама каждый месяц, а всего 3 раза в год, проводить генеральные уборки, но они включали в себя полную ревизию всех предметов во всех ящиках, кипячение в выварке всей посуды с целью обезжиривания. Далее, выносились во двор все ковры, паласы и с пристрастием выбивалась из них пыль, выдвигалась вся мебель для протирки полов под ней. Плюс мытье окон с опрыскиванием тридцати горшочков комнатных цветов, и так далее...

   Такой объем работы выполнялся не день, не два, а около недели, потому как осуществлялся после работы и семейного ужина. Причем муж, обычно помогающий мне во всем, здесь, как мог самоустранялся. А я, под воздействием кода, полученного в детстве, бросалась на эту уборку, как Матросов на амбразуру!
Климат в семье накалялся. После очередного этапа выбивания ковров муж зашел на кухню, где я с пристрастием дотирала панели, и с эмоцией выдал:
"Я тебе не генерал, чтобы ты мне здесь устраивала генеральные уборки!" После чего в сердцах сделал полуоборот, и тапочка с его ноги, вероятно, решившая усилить эту фразу, непостижимым образом оказалась на верхней полке вешалки!

   На минуту воцарилась оцепенелая тишина. Затем муж быстро снял с полки тапочку и подошел, извиняясь:
-Понимаешь, ну нельзя так жестоко уничтожать жизнь!
Фраза"нельзя так жестоко уничтожать жизнь" буквально раскодироваламегя.
   Я поняла, что нужно несколько понизить градус уборок...

- Хорошо, генералки тебя не устраивают. А майорки? - еще с обидой спросила я.

Как раз к этому времени он получил звание майора.

- Ладно, майорки устраивают, - с улыбкой согласился он и добавил:

- Можно даже прибавить пальму де…оо

   С тех пор наши генеральный уборки  упростились до "пальм де майорок", при этом квартира выглядит, как при прежних генералках.


Фото из открытого источника интернета