День семьи, любви и верности!..

Пушкина Галина
08 июля – «День семьи, любви и верности», приуроченный ко Дню памяти святых Петра и Февронии, покровителей семьи и брака в православной традиции.
Ни в одном летописном источнике нет достоверного упоминания о князе Пётре и его супруге Февронии. Известно лишь о принявшем монашеский постриг, с именем Пётр, муромском князе Давиде Юрьевиче, но о его супруге Евфросинии (Февронии) не известно вообще ничего. Но церкви было необходимо замещение всё ещё почитаемых языческих богов и богинь семейного очага, и в 1547 году Русской православной церковью были канонизированы новые святые с датой почитания, приходящейся на время почитания Лады, богини любви и семейного очага. Предлог – останки почивших супругов сами «чудесным образом» из захоронений на разных кладбищах перебирались в один гроб… К святым стали обращаться семейные пары с теми же просьбами в молитвах, что ранее к языческой богине Ладе.
Вскоре после канонизации новосвятых появилась «Повесть о Петре и Февронии Муромских», в которой объединены два устно-народных поэтических сюжета: волшебные сказки о змееборце и о мудрой деве.

В «Повесть о Петре и Февронии Муромских» рассказывается: князь, пострадавший в борьбе со змием, заболел (по описанию симптомов, страдал аллергией после отравления ядом) и обратился к целительнице-травнице, которая предложила князю жениться на ней, чтобы постоянно быть рядом. Но травница была не столь молода и привлекательно, как подобало избраннице князя, да и травница – это почти ведьма… Словом, князь отказался от свадьбы и уехал восвояси, и, естественно, болезнь вновь вернулась! Пришлось князю всё же жениться, ведь знающая себе цену ворожея (где леченье там и ворожба) мудро никому не открывала секрет целебных снадобий, примочек и мазей (основой которых, несомненно, была ромашка лекарственная). И жили супруги в ладу, чему искусство травницы только помогало.
И умерли супруги в один день, но в разных монастырях, впрочем, подробности легендам только помеха! Главное: здоровье мужа – во власти жены, верность – в зависимости мужа от жены. За века ничто не изменилось! А что касается любви, так она приходит, уходит и вновь возвращается, главное иметь зависимость (физическую, духовную, материальную) внутри брака.

Как новые постройки ставят на мощный фундамент предыдущих веков, так и более поздние праздники и поклонения зиждутся на глубинных верованиях, вошедших в быт, язык и кровь народа. Потому сегодня необходимо вспомнить и Ладу – славянскую богиню женской красоты, супружеской любви и материнства; покровительницу рукоделия и домашнего очага; жену Сварога и мать двенадцати сыновей-месяцев и дочери Снегурочки.
Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни – лад, где всё должно быть ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого мужа Ладо, а он ее – Ладушкой.
В нашем языке по сию пору живы «лад» (согласованность, мир), «ладно» (согласие в споре или ответ на просьбу), «лады» (предметы-инструменты согласованности), «Лада» (имя и воплощение богини), «ладушки» (детская игра-считалка, а когда-то возможность для взрослых прикосновением ладонями ощутить-обменяться биополем), «оладушки» (ритуальное угощение — маленькие блинчики, подобные солнечным зайчикам), «ладони» (часть тела, покровительственная богиней Ладой), «клад, склад» (сохранность чего бы то ни было), «складно» (соразмерно, дружно, подобно).
Священное животное Лады – белый лебедь, священное дерево – берёза. С сегодняшнего дня отсчитывают сорок жарких дней, лето — в разгаре!..


"Ладо ты мой Ладо!" Галина Пушкина.
* * *
Ладо ты мой Ладо, солнышко моё!
Для меня услада быть с тобой вдвоём:
Прикоснусь лишь только я к тебе, мой друг,
Уползёт змеёю от меня недуг,

Станут беды мелки, враг – смешным шутом.
Я всесильна, милый, если мы – вдвоём!
Протяни мне руки и склони главу –
Всё, что ты расскажешь, пусть и не пойму,

Но всегда одобрю, поддержу любя,
Ладо ты мой Ладо, радость ты моя!
Счастье – быть с тобою: верою служить,
Детушек чудесных для тебя родить,

Дом твой обустроить, старикам помочь,
Что меня признали как родную дочь,
Ну а если беды налетят на нас –
Стать твоей опорой даже в трудный час!..


"Ладушка-подруга!" Галина Пушкина.
* * *
Ладушка-подруга, ласточка моя!
Счастлив быть супругом верным для тебя,
Быть твоей опорой и защитой быть,
Верою и правдой для тебя служить.

Рад беречь покой твой, и достаток в дом
Приносить с лихвою, для тебя, трудом.
Чтобы ты, родная Ладушка моя,
Горюшка не зная и меня любя,

Детушек растила, строила наш быт,
Чтоб в семье был каждый чист, здоров и сыт;
Ну а коль судьбою беды суждены –
Были б мы с тобою, как всегда, дружны!..