5. 4 Праздник Диониса

Лариса Болотова
                Как происходил праздник Диониса?

                Из книги «Великие Посвящённые» Эдуарда Шюре:

(стр. 187) «Павзаний рассказывает, что каждый год храмовые ученики отправлялись из Дельф в долину Тэмпейскую, чтобы собирать там священный  лавр. Этот обычай должен напоминать ученикам Аполлона, что они примыкают к Орфическому посвящению и что первоначальное вдохновение Орфея можно сравнить с могучим стволом, от которого дельфийский храм собирает молодые побеги. Это слияние традиций Аполлона с орфической традицией выражается ещё и другим способом в истории храма. Так, знаменитый спор между Аполлоном и Вакхом из-за треножника храма не имеет другого смысла. Вакх, гласит легенда, уступил треножник своему брату и удалился на Парнас. Это означает, что Дионис и орфическое посвящение осталось привилегией одних лишь посвящённых, тогда как Аполлон давал свои оракулы внешнему миру.

Это было в Фессалии, в свежей долине Тэмпейской. Святая ночь, посвящённая Орфеем мистериям Диониса, наступила. В сопровождении одного из служителей храма, дельфийский ученик шёл по узкому и глубокому ущелью между островерхими скалами. В темноте ночи не было слышно иного звука кроме журчания реки, которая протекала в зелённых берегах долины.

Дельфийский ученик шёл как во все (сне?). Он останавливался от времени до времени, чтобы вдохнуть аромат жимолости и горького лавра. Но магический свет длился лишь одну минуту. Луна закрылась облаком и всё потемнело: скалы приняли угрожающий вид и блуждающие огни засветились во всех направлениях…

«Это Мисты, - сказал проводник, - пускаются в путь». …

Наши путники встречали много живописных процессий, выходивших из глубины рощи; вначале они увидели мистов молодого Вакха, юношей, одетых в длинные туники из тонкой льняной ткани и в венках из плюща. Они несли чаши из резного дерева, символ чаши жизни. Затем прошли молодые люди с гордой и смелой осанкой, которых называли мистами сражающегося Геркулеса; на этих были короткие туники, обнажённые ноги, львиные шкуры, спадающие с одного плеча, оливковые венки на головах. Затем появились мисты растерзанного Вакха с пятнистыми пантеровыми шкурами на плечах, с пурпурной повязкой на волосах, с тирсом в руке.

Проходя мимо одной пещеры они увидели распростёртых на земле мистов Аидонаи и подземного Эроса. Это были люди, оплакивающие своих умерших родственников и друзей… «Аидонаи! Аидонаи! Возврати нам тех, кого ты взяла (взял?) у нас или дозволь нам спуститься в твоё царство».

«Откуда, - спросил ученик, - исходят эти печальные голоса и эта жалобная мелодия? Кто эти светлые тени, проходящие длинными вереницами под тополями?»

«Это женщины, которые собираются принять участие в мистериях Диониса».

«Знаешь ли ты их имена?»

«Здесь  никто не знает имени другого и старается забыть своё собственное имя. Ибо, как при входе в священную обитель мисты оставляют свои запылённые одежды, чтобы искупаться в реке и облечься в чистые льняные ткани, также покидает каждый из них своё прежнее имя и принимает новое. В течение семи дней и семи ночей люди преображаются, как бы переходят в новую жизнь. Посмотри на все эти вереницы женщин. Они соединились не по семьям или странам, а по тому Богу, который вдохновляет их».

И они увидели шествие молодых девушек в венках из нарциссов и в голубых пеплумах, которых проводник назвал нимфами Персефоны….; затем появились в красных пеплумах мистические возлюбленные, пламенные искательницы Афродиты. …

«Эрос! Ты ранил наше сердце! Афродита! Ты сокрушила наши члены! Мы покрыли грудь нашу кожей молодого оленя, но в груди  мы несём кровавый пурпур наших ран. В нашем сердце – пожирающий огонь. Мы умираем, но не от болезни: нас сжигает любовь. Поглоти нас, Эрос! Эрос! Или освободи нас Дионис! Дионис!»

                Здесь хочу пояснить. При создании человека высшие Боги, связанные с Разумом и высшими чувствами, отказались принять участие в его  сотворении. Поэтому низшие Боги создали человека на основе низших желаний (страсти, похоти) и низших чувств. Тех, которыми обладают животные. Эрос, творческое начало, превратился в простое воспроизведение потомства. 

 «Затем приблизилось другое шествие. Здесь женщины были совершенно закутаны в чёрные одежды, с длинными вуалями, падающими на землю. Проводник назвал их оплакивающими Персефону.

«Персефона! Стонали они, ты умерла, похищенная Аидонаи; ты спустилась в царство мёртвых. Но мы, оплакивающие возлюбленного, мы – живые мертвецы. Да не взойдёт над нами заря нового дня. Да дарует нам вечный сон та земля, которая покрывает тебя, о великая богиня! И пусть моя тень бродит в объятиях возлюбленной тени! Услышь нас, Персефона!»

                Когда возникло царство мёртвых? Не является ли создателем низших миров ЗЕМЛИ само человечество? Я так понимаю, что
Персефона – это Душа Земли, которую необходимо поднять из низших миров.

«Перед этими странными сценами, под заразительным восторгом всех этих глубоких ощущений, ученик дельфийского храма почувствовал себя объятым тысячью ощущений разнородных и мучительных; он перестал быть самим собою; желания, мысли и страдания всех этих существ проникли в него и сделались его желаниями и его страданиями. Его душа как бы раздробилась, проникая в тысячи тел, смертельное томление овладело им. Он не знал более – живой  ли он человек, или – лишь тень человека.

Уже солнце золотило вершины гор. По мере того, как они приближались к храму, со  всех сторон появились толпы мистов, шествие женщин и группы посвящённых. … Провожатый ученика исчез, а сам ученик дельфийского храма очутился – неожиданно для себя – в группе посвящённых, которые отличались разноцветными повязками, придерживающими их волосы на голове.

Смешавшись с ними и как бы несомый на крыльях, он поднялся на самый высокие ступени храма, когда внезапно яркий луч света ослепил его глаза. Это было восходящее солнце, которое бросило свои первые снопы света на равнину, осветив яркими лучами всех мистов и посвящённых, теснившихся на ступенях храма и группами подвигавшихся к нему.

В это время хор запел священный гимн. Бронзовые двери храма открылись безшумно, и сопровождаемый факелоносцем, появился Иерофант Орфей. … Он заговорил:

«Привет всем вам, которые пришли, чтобы возродиться после страданий земной жизни, привет вам, возрождающимся в этот час! Войдите, чтобы испить от источника света, вы, которые пришли из темноты, мисты, женщины, посвящённые. Войдите и радуйтесь, вы, которые страдали; войдите и отдохните, вы – которые боролись. Солнце, которое я призову на ваши головы и которое засияет в ваших сердцах, не есть солнце смертных; оно – чистый свет Диониса, великая звезда посвящённых. Силой ваших пережитых страданий и того усилия, которое вас привело сюда, вы победите, а если вера ваша в божественное слово крепка, вы победили уже и теперь. Ибо, после долгого круговорота тёмных существований, вы освободитесь из скорбного круга рождений и соединитесь все, как единое тело и как одна душа, в свете Диониса».

                В чём же миссия Орфея? Поднять отношения между мужчиной и женщиной на высшую ступень. Перейти от похоти, страсти к Божественной Любви. Каким образом? Через веру и силу мысли. Через восприятие Божественной Любви. Для этого необходимо пробудить сущность (индивидуальность – божественную искру) в каждом человеке.

«Божественная искра, которая освещает нам путь на земле – в нас самих; в храме она становиться ярким факелом, на небесах – светлой звездой. Так растёт свет Истины.

Послушайте, как звучит лира о семи струнах, лира Бога… Она вызывает движение миров. Слушайте! И да проникнут её звуки в вас, и да откроются перед вами глубины небес!»

                Имеется в виду открытие высших чакр.

«Здесь даётся помощь ослабевшим, утешение страждущим, надежда всем! Но горе злым и нечестивым, они будут уличены. Ибо в экстазе мистерий каждый видит душу другого до самой глубины. Злые поражаются ужасом, а нечестивые смертью.

Ныне, когда свет Диониса засиял над вами, я призываю небесного Эроса, милостивого и всемогущего. Да будет он в вашей любви, в ваших слезах и в ваших радостях. Любите, ибо всё любит: и демоны в безднах, и боги в эфире. Любите, ибо всё любит, но любите свет, а не мрак. Вспоминайте во время пути о цели. Когда души возвращаются в обитель света, они несут на своих звёздных (астральных) телах – подобно безобразным пятнам – все грехи жизни…  И, чтобы изгладить их, душа должна перенести искупление и возвратиться на землю… И одни лишь чистые и сильные входят в обитель света Диониса.

«А теперь воспоём Эвохэ!»

«Эвохэ!», - возгласили герольды в четырёх концах храма и раздалась священная музыка. «Эвохэ!», - ответили все собравшиеся с энтузиазмом, теснясь на ступенях святилища. И крик Диониса, священный призыв к возрождению и к вечной жизни, прокатился по долине, повторяемый тысячью голосов и отбрасываемый всеми горными эхо. И пастухи в диких горных проходах Оссы, затерявшиеся со своими стадами в тени лесов, задеваемых облаками, отвечали тем же криком: «Эвохэ!».

                Для чего нужны были мистерии Диониса?  Человеческие души Земли стали опускаться в низшие миры, теряя свою божественную искру, которая так и не получила необходимого развития. Поэтому нужно было пробудить её в человеке, дать возможность ей развиваться.