Крайний Север

Анатолий Бызовской
Сегодня десятое января Нового 2013 года, на улице минус 32 градуса. А я со своими питомцами Северными оленями Мичей ( Мича зон – по коми красивый мальчик) и Доной ( Дона нывка – дорогая девочка) идем в тайгу.

 Идем мы на сосновые боры, где растет белый мох-ягель. Зимой, это основной корм северного оленя. Сейчас он под снегом. Покров снега в этом году для нашей местности можно сказать небольшой, мне всего по колено, так что оленям особой трудности докопаться, до ягеля нет. Передние копыта имеют особое строение и достаточную величину, чтобы свободно раскапывать и откидывать снег, добираясь до ягеля.

 Идем по дороге, а дойдя до своей тропы, я их отпускаю.  Они, радостно бегут в лес, взбивая по  снежной целине покров снега отливающего белизной. А я иду к месту, где уже не первый день развожу костер, это мой маленький бивак. Моя собака бежит за оленями и, убедившись, что олени начали кормиться приходит ко мне с «докладом», что все нормально, получает  в награду печенье.

 Теперь у меня есть время заняться собой, мороз небольшой, ветра нет, поэтому переносить его легко. Но высидеть четыре часа без костра, не сумеешь. Поэтому я начинаю разводить костер с дров, припасенных в прошлый выход. Бересты в сосновом бору найти трудно, а с замороженных берез не надерешь, поэтому я ее приношу с собой из дому.

 Костер, развожу солидный, все - таки  зима. Поэтому костер развожу у вывороченных корней или поваленных деревьев - валежин.  Рядом сидеть тепло, приятно смотреть на пламя и угли костра. Можно сейчас попить чайку и глядя на огонь костра поразмыслить о дальнейших планах  в жизни.

 Вот уже больше десяти суток как начал прибывать день, каждый раз увеличиваясь на минутку – две. Сейчас солнышко уже выходит из-за горизонта, хотя поднимается еще не очень высоко, и на три часа окрашивает макушки сосен, в свой желтоватый оттенок, а сосновый бор стоит сказочный, одетый в белые шубы снега.
 
Но скоро придет февральская  вьюга со своими ветрами, разденет деревья, и сосновый бор опять примет  свой темно – зеленый оттенок. Несколько раз сходили посмотреть, где кормятся олени, все нормально, спокойно.

 Но вот и спряталось солнышко и стало быстро темнеть, пора собираться домой. Раскидываю, недогоревшие дрова костра… завтра они еще пригодятся. Одеваю, рюкзак и идем с собакой к оленям.

Эта молодая пара оленей у меня уже десятый месяц, чему - то я их уже научил. Привезли их нам годовалыми, с общего стада, можно сказать дикими, пришлось приложить немало сил, чтобы найти общий язык.
 
До этого нам дарили упряжку  из трех оленей,  это были уже взрослые особи, но мы смогли и с ними подружится. Научились за ними ухаживать и понимать их. Прожили они у нас почти пять лет, и умерли в возрасте 18 – 19 лет.

Подходим к оленям я зову их, первой бежит Дона, за ней Мича  подходят, просят свое лакомство – черный хлеб с солью, я угощаю, беру затем на поводок и идем все вместе домой.
 
Живем мы уже двенадцать лет постоянно в деревне, на берегу Северной красавицы реки Печоры. В пятнадцать лет я приехал сюда с Краснодарского края и как говорят старожилы, врос корнями, и остался здесь на всю жизнь.

 В этом году будет пятьдесят лет, как я живу на Крайнем Севере. Здесь закончил, речное училище, работал двадцать лет в Пароходстве из них  двенадцать лет капитаном, а затем в годы великой перестройки в разных организациях.

 Построил в деревне дом, а выйдя на пенсию, стали  жить здесь со своей супругой. Отдав квартиру в городе своим детям. На крайнем Севере заниматься подсобным хозяйством гораздо труднее, чем в средней полосе.

 В конце мая тает последний снег, а в начале октября уже идет новый. Вначале у нас было знакомство с разведением кур, затем кроликов. Потом пришло желание завести индюков, три года у нас были и разводили наверно самых северных индюков.

 Затем появилась коза. А когда подарили еще и трех ездовых оленей, понял, что «зоопарк» слишком большой, на охоту и рыбалку не остается времени.
 Пришлось от разведения и содержания индюков отказаться, хотя еще одна индюшка ходит с курами. Были даже цесарки, сейчас осталось всего две штуки для наглядности.

 В нашем доме сейчас находится семейный музей, который создали своими руками. В музее отражен быт и традиции народов Севера. Все члены моей семьи, а это: дочь, внук, внучка с бабушкой научились лепить игрушки из глины. В результате появился уголок - музей местной глиняной игрушки.

 В деревне Бызовой, где мы живем, есть стоянка древнего человека, много лет здесь велись раскопки. А нам после ледоходов на берегу Печоры повезло найти бивень и кости мамонта и есть разрешение на содержание этих экспонатов.

 Сейчас Надежда Васильевна, моя супруга научилась и делает красивейшие картины из шерсти для валяния, а до этого делала картины из соленого теста и глины.

 Во дворе у нас стоит оленеводческий чум, можно познакомиться с бытом и укладом жизни оленеводов. Раньше в Печорский район, зимой приходили кормиться тысячные стада оленей. Но цивилизация сделала свое дело, уже более тридцати лет сюда стада не пригоняют. И на весь Печорский район остались только наши олени.

 А если есть желание посмотреть фильм про Печору, пожалуйста - интернет, канал Культура – Письма из Провинции - Печора.
 И канал RTG  - Гостевой туризм деревня Бызовая.
Если удастся посмотреть, не пожалеете. Так что Север это не только снежные просторы это еще и мир увлеченных людей, влюбленных в свой суровый край.