Гонка по лабиринту

Гайдай Ольга
      Окунусь в период слегка большей, чем десятилетней, давности - в незабываемое время моего знакового перехода в ранг «отдавших все силы на построение, освоение, достижение ...», а затем «получивших право на беззаботную жизнь путешественника, дачника, театрала и прочая…». Автор этот перечень не ограничивает, но обращает внимание на ключевое слово «право», при этом акцентирует, что со словом «возможность» оно дружит редко и предпочитает разные параллели.
      Однако «право» тоже не вручают в конверте с вензелями или на лаковом подносе. Осознавая это, достигла уровня «врасплох меня не застанешь».
       К завоеванию  чиновничьих бастионов была подготовлена и морально, и физически (по крайней мере так думала!). Уверенность базировалась на знаниях моей подруги, ранее помыкавшейся в возведенных бюрократами лабиринтах, получившей должную закалку и по-джентльменски передавшей весь накопленный опыт мне.
       В общем, в расслабленном состоянии, с полным набором всей необходимой информации и документации, аккуратненько разложенной в файлики и папочки, осуществляю свой первый визит в соответствующую организацию. До официального срока зачисления меня «в разряд паразитов общества, этакую пиявку на теле экономики страны», оставалось две недели. Времени «не вагон», но это не напрягало.
      У меня в активе - знания и информированность ! О, наивность! Не премину заметить, что достаточно неприлично еще обладать таковой в уже почтенном возрасте.
      Первая попытка взбежать на вершину пенсионного Олимпа сорвалась, даже не начавшись. День был не приемный. Мои жалкие ссылки на информацию в интернете разбивались о цементные слова охранника: - Ну, народ! Ножками ходить надо, самим объявления читать! А всё норовят-то по телефону, теперь вот ещё интернет надумали.
      В глазах сытого и не обремененного знаниями охранника видела себя помехой его спокойного времяпрепровождения и поняла, что любая попытка вступления в полемику может быть приравнена к покушению на устои власти. Вынуждена была ретироваться.
      Вторая попытка началась неплохо. День был рабочим! Но проникновение в помещение затрудняла стоящая перед входом толпа. Запуск на территорию вожделенного объекта осуществлял уже знакомый мне охранник. На мое решительное: «Февральская снежно-дождливая погода явно не предназначена для долгого ожидания вне помещения» получила флегматичный ответ:
      - А чего ждать?! Может, кто внутрь и войдёт, но все равно до окончания рабочего дня на прием не попадёте. Раньше приходить надо.
      Последнее возымело действие. В следующий раз пришла за полчаса до начала рабочего дня. Однако такие умные, как я, уже выстроились змейкой у двери. Пришлось уповать на везение. Оно с заминкой, но пришло.
       Запуская народ, охранник прекратил доступ прямо передо мной. Я сконцентрировалась на обаятельной наглости или наглом обаянии и , подмигнув, заявила:
       - Борис ( имя прочитала на бэйджике), мы же уже почти друзья, очень на вас рассчитываю.
       Он сурово «зыркнул» и... О, чудо, пропустил. Почему чудо?!
      Слегка отойду от темы. Отношусь к разряду людей очень законопослушных. Даже при отсутствии какой-либо преграды стертая на асфальте еле заметная надпись «проход запрещён» производит впечатление и я послушно разворачиваюсь. Мой муж - полная противоположность мне. Надпись надписью, но надо все выяснить и понять самому, плюс внешность, манера говорить. Все это производит магнетическое воздействие на окружающих. Он живет вне понятия «покажите пропуск». Вершина этому был случай, когда мы шли вдвоём в какое-то учреждение. Он проходит. Меня, естественно,  тормозят требованием показать пропуск. Муж поворачивает голову и небрежно произносит:
      - Она со мной!
      Охрана разве что не отдала ему честь, но меня пропустили тут же.
      Однако возвращаюсь опять к своей эпопее. Было ощущение торжества и хотелось верить в свой гипнотический( а-ля Мессинг) взгляд, которого и в помине не было.
       Стойко высидев положенные часы и наслушавшись на целые тома нудных, порой печальных, порой забавных историй, была вызвана в святая святых – в комнату инспектора. Вхожу, за столом женщина. Увлечена писаниной. Для приличия выждала минуту в ожидании приглашения присесть, но поняла, что надо прибегнуть к самообслуживанию. Удобно уселась на стул. Инспектор зыркнула на меня исподлобья, но промолчала. Потом, оставив свои бумаги, снизошла. Первые формальности. Порицание.
      - О! А что вы так поздно пришли?!   Десять дней просрочили - теряете право на пенсию на целый месяц.
      Я резонно отвечаю, что все необходимые документы у меня собраны.
      -Вы первый раз на приеме?
      -Да – отвечаю я.
      - Хм, - был ответ. - В моей практике с первого раза еще никто не сдавал.-В ее тоне прослеживалось едва уловимое торжество предвкушения поверженности моей самоуверенности. - Посмотрим... Ага, тут у вас один документ на украинском языке! А где перевод на русский?
      - Есть, вот он,- показываю ей.
      - А он должным образом заверен?
      -Должным. 
      Инспектор засопела.
      - А справка о работе в ДРА ? А она заверена?
      - Пожалуйста. В лучшем виде.
      По мере увеличения количества моих положительных ответов крохи человеколюбия должностного лица растворились в явную неприязнь ко мне. «Ишь, явилась этакая, нашлась умнее всех! Люди иной раз месяцами ходят!».
      И наконец минута триумфа чиновницы. Найдена справка, вещающая о моей средней зарплате за последние десять лет. К содержанию справки претензий нет. Но дата трёхгодичной давности!!!
       Объясняю ей, что эта организация уже не существует. Вся ее документация в архиве. И содержание этой справки не изменится, какая бы дата на ней не стояла.
      Мои жалкие попытки что-то доказать утонули в молчаливом ликовании чиновницы. Справку со свежей датой вынь и положь: «Ещё дореволюционную принесла бы!».
      Да. Моя «крутизна» с меня слетела. Где искать справку? Архив! Он, родной. А какой? Этих архивов оказалось немало. Выяснила: документы банка хранятся в Москве в центральном архиве на Ильинке. Но кто ж меня там примет и привечает, да ещё справку быстро выдаст. К кому?! К мужу!
       Уже на следующий день муж возвращается с работы и говорит:
       - Пока  пили кофе  в кабинете у директора архива, кстати, милейшей интеллигентнейшей женщины, сотрудники  и информацию нашли, и справку принесли.
       Итак, мой четвертый визит! Раскладка та же: пораньше, охранник, очередь, кабинет.
      Реакция  сотрудницы:
      - Вы?! Уже?! Быстро вы, однако! Посмотрим, посмотрим. Так. Подпись. Печать. Увы, маленькое «но»! У нас сейчас порядок ввели: на справках из архивов должна быть запись, что архив действующий, подпись должностного лица и печать. Понятно?
      В ошарашенном от этого бреда состоянии выхожу из кабинета и звоню мужу.
      Его реакция аналогична моей: - Что за чушь?!
      Я мычу, прошу, может быть, уговорить эту «милейшую женщину».
      В ответ слышу абсолютно разумное: - Стыдно перед человеком.
      Упрашиваю. Через некоторое время ответный звонок:
       -  Она абсолютно резонно сказала, что себя уважает и потакать чьей-то тупости не собирается. И абсолютно права. Вынужден был извиняться тысячу раз. До сих пор неудобно перед ней.
       Как же я была согласна с этой умной женщиной, на миллион процентов.
       Пелена «бюрократопослушания» с меня спала. Нарушив пятнадцатиминутный «чайный перерыв», решительно захожу в кабинет инспектора и спокойно говорю:
      - Прошу дать мне письменный аргументированный отказ принять мою справку.
      – У меня перерыв.
      - Мое впустую потраченное время уравнивается лишением Вас чаепития.
       Видно, вид у меня был «убедительный».
      - Не уполномочена давать письменные ответы.
      - Хорошо, подпишите заготовленное мной заявление с указанием Вашей фамилии, должности и отказом дать мне письменный ответ.
       Она долго размышляла.
      - Идите к заведующей. Но предупреждаю, что у неё сегодня не приемный день.
        В ответ бросаю: «Зато у меня приемный» и, решительно рыкнув на охранника, пытавшегося мне помешать, поднимаюсь на второй этаж, где восседает заведующая.
       Стучусь в кабинет и, не дождавшись разрешения, вхожу. Начальница взирает и делает попытку выставить меня из кабинета. Но меня в этом очень редком по жизни состоянии остановить было уже не так-то просто, разве что приемами рукопашного боя
      Рассказываю о неправомерных требованиях ее сотрудников. Она, естественно, становится на их сторону, при этом объясняя, что был случай предоставления справки из несуществующего архива. Поэтому их требование правомерно.
       И тут понимаю, что тупость не имеет границ.  Говорю медленно, пытаюсь быть максимально  убедительной:
       - Если учреждение липовое, то его же утверждение о том, что оно не липовое, заверенное его же липовой печатью, не делает это учреждение не липовым.
      Заведующая меня не понимает.  Мой мозг прежде, чем закипеть, начинает потеть. Беру чистый лист бумаги. Пишу: "Я - президент России". Рисую печать. Под этим пишу:"Данная справка действительна". Расписываюсь и опять рисую печать.
      -Теперь понятно?!
      Заведующая смотрит на бумагу:
      -Ну, это же президент и вообще...
      -Уважаемая имярек! Ну, это же точно такой же случай!
       На моих глазах чиновница превращается в нормальную разумную женщину. Рассказывает. Начальницей работает недавно. Посетовала, что начинает уже тупеть от многих глупостей. Работы много. «Химиков»-мошенников тоже. А страдают простые люди.
      В общем, все разрешилось положительно. Было дано указание, и  все мои документы инспектор с не очень довольным видом вынуждена была принять.
      Думаете, сказке конец? Тогда вы не сталкивались с чиновниками.
      Через неделю раздаётся звонок из этого же учреждения. И моя инспектор  голосом, в котором звучат победоносные нотки, сообщает, что мои документы не отвечают требованиям. Аргументация: в трудовой книжке записано, что я принята в члены коллегии адвокатов не приказом, как положено у всех бывших советских людей, а постановлением президиума областной коллегии адвокатов. На что я, сдерживая ярость, медленно и членораздельно вымолвила:
       - Как вы заметили, я юрист с достаточно большим стажем, настолько достаточным, чтобы доказать неграмотность ваших юристов, а заодно и вашу некомпетентность и неумение работать с людьми. И поверьте, если мои документы опять не пройдут, то я сделаю всё. Поверьте - всё, чтобы ваши «заслуги», а в очереди я о них наслышана, были должным образом оценены. А ума и связей у меня хватит!
      Думаю, последние слова возымели своё действие. Она поспешно промямлила, что передаёт мое дело на обсуждение в какую-то комиссию. Больше меня не беспокоили.
      Эти «баснословные» деньги, предоставляющие неограниченные возможности везде, всегда и всюду... в мечтах, я получаю! Как сказала обретённая в ожидании приема в том же пресловутом заведении знакомая, узнав о размере назначенной мне пенсии, ее сосед, просидевший всю жизнь в тюрьме, кажется, получает больше А что?! И правильно, у нас свободная страна, и все люди равны!