Интересный разговор о Хозяйке медной горы

Рада Рожкова
 Слишком часто я размышляла о Хозяйке медной горы, задаваясь вопросом: «Кто она?». О ней было известно не так уж и много, но и эти истории, передававшиеся из уст в уста очевидцами, стали народными преданиями и былью, что их уже можно спутать с выдумкой  и сказкой. Не найдя самостоятельно ответа, на мучивший меня вопрос, я пристала к бабке, словно колючка зачарованная, сколь ни сбрасывай, а она все на тебе окажется:
- Ба, а расскажи, кем является хозяйка медной горы?
- Расскажи ей то, расскажи ей это, - не зло передразнила меня бабушка, выпрямляясь, так как до этого массировала ноги.
    Но я не отстала от нее, бабуленька моя, если что и знает, то сказывает это так, что заслушиваешься - удивительная рассказчица, что и говорить.
- Пойми, Урал таит в себе множество легенд, а быль о Хозяйке,  манит меня своей неизвестностью. Хочется узнать, с чего все началось,- попыталась объяснить я свои чувства.
    Все мы знаем сказ Павла Бажова: «Хозяйка медной горы», но кто задавал себе вопрос о предыстории, о начале известной всем истории. Ведь Бажов не сам придумал и создал ее. Он собирал повествования, которые издревле появлялись на уральской земле. А затем записал о ней со слов и по воспоминаниям людей, что работали на рудниках и приисках. А они рассказывали о том, как кто-то, когда-то встречался с хозяйкой, но ни разу никто не упомянул о том, когда и откуда взялась она, и почему именно ей было суждено стать ею.
    Бабушка согласись, что фольклор фольклором, а ведь у имеющегося рассказа-легенды, как и у всего, было свое начало, а главное причина.
- Ты права милая, но стоит ли воскрешать то, что схоронено и утеряно? Нужно ли про то людям знать? Что принесет им это знание?
- Не знаю как им, но мне интересно. И я верю, что мне для чего-то это нужно,- уверенно и твердо произнесла я.
    Родственница по отцовской линии вздохнула, поняв, что легче выполнить просьбу, чем отмахиваться от внучки все время, и начала:
- От меня много не жди, все, что я говорить буду, это лишь мои предположения,- предупредила она ребенка, чтобы та не воспринимала все услышанное, как достоверную информацию.
   Я присела к бабушке и, уложив свою голову ей на плечо, приготовилась слушать. Она и приступила к рассказу:
- То, что мы знаем из уральских легенд о Малахитнице, что она является горным хранителем, наказывающим плохих, жадных, жестоких и глупых людей за их чрезмерные желания, которые могут погубить их самих и других, кто польстится на сокровища матери природы. Ведь добываемые руды и минералы, могут быть использованы во зло, для предотвращения этого и поставлена Хозяйка.
   Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало», - вспомнились мне слова из сказов.
 . А бабушка тем временем продолжала:
- Она предстает в образе прекрасной зеленоглазой женщины, которая никогда не стареет, так как время, годы и столетия не властны над нею. А иногда она принимает вид ящерки, а отличить ее можно от других, по зубчикам на голове виде коронки. Поэтому многие считают ее нечистью,- пояснила бабушка и продолжила: - Вспомни, что у Бажова говорится о ней, что глаголет она на человеческом языке, однако чаще всего ее речь неразборчива и все у нее с насмешкой. Властна, серьезна, строга, но справедлива Хозяйка. Правда, не всем ею преподанный урок таковым кажется.
 - Бабуль, я все это знаю и понимаю, но мне интересно начало, а не то, что стало потом, и передается в виде сказов собранных писателем, - заметила я ей, указывая, что она юлит, не желая отвечать на мой вопрос.
  Бабушка  возобновила рассказ, не прокомментировав мое замечание, оставив его без ответа.
- Хозяйка медных и малахитовых руд, прежде чем стать той, кем она является до сих пор, скорее всего, была человеком.
 - Человеком? - переспросила я, заинтересовываясь.
- Она отказалась от своего прошлого, от той себя, что была в мире яви человеком, и ее наделили силой и сделали  надсмотрщицей и стражем земных минералов, закрепив за ней  «Медную Гору» с  гумешками.
    Тут вспоминается ее ненависть к всякого рода боярам, начальникам и знатным людям, отчего можно предположить, что, будучи земной, человеческой девкой, она по личным убеждениям, а может ей, что и лично пришлось на себе испытать, пронесла «неприязнь» к таким людям.
   Отсюда можно сделать  страшный вывод: она стала духом - хозяином определенной местности, а это характерно умершему человеку. Причем почившему насильственной смертью. Значит, с ней что-то произошло, и душа осталась на земле и привязалась к тому месту, где было совершенно убийство. В такой дикой местности сгинуть от злых людей, что снасиловали красивую женщину и убили ее, не представляло труда.
    А стала она Хозяйкой, а не простым неприкаянным духом, лишь потому, что так пожелала, попросила о выполнение своей просьбы.
- Теперь понятна ее нелюбовь к мужчинам из высшего общества.  Кто-то из этих недочеловека сотворил с ней такое. Отсюда и желание, оставшееся у нее, жестоко наказать всех их, за то, что с ней сделали, - понимающе произнесла я.
- Да и мастеровым и простому люду от нее досталось,- заметила ба.
   Чуть помолчав и собравшись с мыслями, она продолжила дальше рассказывать:
- Другая версия вытекает из сказаний народных, из которых мы можем предположить, что хозяйка была оборотнем, имеющим ипостась ящерки. Если провести параллели между этой теорией и золотым полозом, то не является ли она родственницей змея, что нуждается в человеческих девицах для продолжения рода змеиного.
- Как ни посмотри, а многое у них схоже, - согласилась я, разминая затекшую шею. - Кстати, тут вспоминается народная мудрость: «Родню не выбирают»,- заметив это, я продолжила: - Ба, она в отличие от родственника, не  соблазняет человеческих мужчин и не забирает их  в свое царство, чтобы заниматься размножением своего рода. Она остается одинешенькой всегда, не желая своей участи своим детям, и скорее всего, по заключению договора, одним из пунктов  условий является то, что она не может понести от человека сама. Любить, да, но не создавать с живым существом новую жизнь.
   Обладающая не малыми силами, имеющая безграничную власть над подчиняемыми ею землями,  карающая и вознаграждающая, она остается несчастной женщиной губящей тех, кого полюбит, - я тяжело и грустно вздохнула.
   Я посочувствовала женщине, проведя параллель между ней и русалками, и другими умертвиями  женского пола. И хочется им порой снова прочувствовать все, что испытывает живой человек, но им это уже не дано, они могут любить выбранного ими мужчину, забирая покой у него, жизненные силы и тепло тела, такова их новая суть, и расплата - они не могут быть счастливыми, не испытать им радости, как когда-то, когда они были людьми.
- Поэтому многие люди считают ее нечестью, что сначала приманит своими богатствами, даст задание человеку, а если он не управится, то она накажет его.
- Бабуль, я тут кое-что  сопоставила, и хочу поделиться с этим.
- Я слушаю, - бабушка посмотрела на меня.
-  Если быть внимательным при чтении, то можно вспомнить, что так называемая гора, была рудником, это было самое большое месторождение медных руд. На поверхности, все, что представлялось человеческому взору -  равнинное и унылое место.
Сама гора, то место, что описывает Бажов в сказах, находится под землей. Отсюда следует, как и в других современных рассказов, что рептилоидные существа живут глубоко под землей, у них там множество разветвленных туннелей и помещений.
   И тут меня осенило, да так, что я даже вскочила:
-  Ба, а ведь Хозяйка не дух  и не нечисть какая, как о ней говорят. В ней больше признаков от оборотня. Взять хотя бы то, как она появляется перед человеком. Ему кажется, что она берется из ниоткуда, поэтому он приписывает эту способность к подземным, низшим существам, то есть  к нечисти. Но это не так!
    Она выползает на поверхность во второй своей  ипостаси, притаившись, следит за человеком, а решившись, принимает свой облик перед ним. Никто не может рассмотреть ее тщательно, так как не было ее воли на то. И еще, что закономерно такому виду оборотней, как Хозяйка,  Полоз и Драконы по сказам и легендам с мифами, имеют две ипостаси: человеческую и звериную, а еще они все охраняют сокровища.
   И тут мне вспомнилось еще одно немаловажное сходство:  все они испытывают человека, требуя от него показать лучшие качества, если же человек нравился им, то они одаривали его сокровищем или талантом.
-  Всякое люди о ней говорят, а кто и богиней из людей именует за силу ее и умения,- припомнила бабушка.
- Удивительная женщина, кем мы ее только не считаем: духом, нечистью, оборотнем, богиней и человеком, отказавшемся от себя, и вместившем в себе эти понятия и способности с силой от них.  А настоящей правды о ней никто не знает, только и могут люди, что предполагать, - согласилась я, подведя итог всему сказанному, и не сдержавшись, широко зевнула, потирая глаза от пелены, укутавшей их.
   Посмотрела бабушка на внучку  и …
 - Заговорились мы с тобой Радка, на кухне в чайнике, ты отвар найдешь, выпей  его, и иди-ка, спать ложится.
    Чмокнув Ба на прощание, последовала доброму совету.

Вторая часть
Как появилась Хозяйка медной горы

 История это давняя, и произошла она на Урале с одной девушкой, что впоследствии стала Хозяйкой медной горы.
Не знаем мы имени ее, потерялось оно во времени. Пригожа была вогулянка, внешностью на уроженцев своего племени походила, только зеленые глаза выдавали, что кто-то из предков ее со славянином когда-то сошелся. Глаза зелены и блеском озорным и смешливым полны.
    Из-за смешения крови и близкого проживания как с пришедшими на Урал  племенами, так и с русскими, вогулы многое узнали из других национальностей: обычаи и традиции соседей.  Стали понимать язык их,  понемногу разбираясь в нем.
   Настало ее время, когда расцвела она не девичьей, а женской красотой. Юноши из ее племени и из соседних угоро-финских кланов, пробовали свататься к ней, но всем отказала она. Не было ее сердце ни кем покорено, знала она, что ее время еще не настало.
   Но пришла беда, откуда не ждали.
    Прознал о красоте ее, парень русский, сын одного из владельцев  рудников, что проделывал свои дела и богатства накапливал. Приехал он к ним в поселение и сразу к дому ее заспешил. Встретила его вся семья, выйдя встречать незнакомца, что за какой-то надобностью к ним прибыл.   
    Он поклон отвесил и, рассказал, зачем прибыл.  " Как захочет наша дочь, так тому и быть. Неволить своим решением ее не станем,- сказал отец, обнимая плечи жены". Смотрит молодец на девушку, ждет, что она скажет.  Посмотрела на него красавица, и отказала, ни что в ней не отозвалось на парня пришлого. А он ей давай выгоды описывать, если она станет его.
     Выслушала вогулянка речь незваного "гостя". Самоуверенность и глупость, позабавили ее. Слишком уж был этот человек уверен, что за богатства родителя, можно купить любую девушку. Что как сороки тянутся на все сверкающее и заманчиво привлекающие взгляды.  Звонкий смех, разнеся по поселению, а молодые и сверстники ее, что со стороны смотрели, подхватили смех, остротами жалящими, и меткими осыпали чужака. Вскипел молодец русский, но сдержал себя, уехал из поселения.
  Проходит время, а красавица все одна, не одобряют родители такого поведения, но и не давят на дочь, зная характер ее жесткий. Прислал сын  владельца рудников сватов с дарами в виде прибора женского.
    Равнодушно слушала  вогулянка речи льстивые о своей внешности. Тогда, приметив  это, один из визитеров преподнес ей на подносе драгоценности девичьи  из камней. Посмотрела она на них, и привлекли ее камни. Силу их и особенность почувствовала. Гладит она их, и словно что-то питает ее. Хорошо становится. Тепло мягкое по всему телу распространяется.
    Обрадовались было, сваты, думали дело уладили к взаимному согласию, а красавица возьми, и ответь отказом. Так они вернулись к молодому хозяину ни с чем.
  На третий раз парень решил расправиться с гордячкой, что не может, оценит его «любовь» к ней. Приехал он еще раз в ее поселение. Встретили его молодые насмешливо, шутки всякие говорили. Били они по самолюбию русского парня, хуже телесной пытки для него были. Руки лишь сильнее натягивали поводья, отчего лошадь стала недовольно фыркать и подергивать головой.
 Остановил скакуна возле дома ее. Спрыгнул. Она сама к нему вышла, молчит, ждет ответа от него. Он и пригласил ее на один из рудников своего отца, пообещав, что его человек добудет малахит, и он станет ее.
   Жар разлился по телу, потянуло душу к теплу обещанному. Согласилась она. Увез ее молодец на Гумешевский рудник. Увидела она его, и хотела было, шуткой неприятной ответить парню, но остановилась, почувствовав  силу исходящую из глубин земли.
 - Будешь моей, все сокровища, что добываться будут, станут твоими, - пообещал «жених».
   И как бы сила не грела ее, но становится красивой вещью для кого-то, она не собиралась. И снова отказ прозвучал. Пелена ярости и обиды застили ум парню.  Попытался взять ее силой, но не далась ему красавица.
   Гибка чертовка, и не так-то просто ее словить. Но все же удалось ему поймать строптивицу и прижаться губами к ее не поцелованным. Укусила его она, а когда тот расслабил хватку, заехала по лицу ручкой. Он ударил ее кулаком, оглушив, и бил ее до тех пор, пока не успокоился. А после изнасиловал, оставив на равнине истерзанное и изуродованное от побоев тело.
  Взмолилась вогулянка своим богам, прося помощи и предлагая пойти на все, чтобы они не попросили у нее. Услышали ее, отозвались на кровь, пролитую и на желание отомстить надругателю. Сделали они ее хранительницей земных и подземных камней и минералов. Силу ей даровали оборачиваться в ящерку. А взамен вместе уже с пролитой кровью, взяли часть души, сделав ее не человеком.
  Стала она Хозяйкой «медной горы», здесь она переродилась, здесь пролилась ее кровь, послужив привязкой к этому месту.
 Спустя четыре года, она смогла отомстить всему его семейству. Она разорила их, разрушив все рудники, кроме того, которому стала стражем.
  А когда его отец явился, на один из своих приисков, чтобы воочию убедиться в том, что случилось, она убила его, обвалив штольню, похоронив его в глубинах матери земли.
 Своего надругателя она свела с ума, натравливая на него ящериц и земляную кошку.  А когда психика молодца не выдержала, и он пришел на медную гору, явилась она ему в новом обличье своем.
 Упал перед ней  мужчина, взмолился, чтобы оставила его в покои. С каменным сердцем выслушала его она,  словно лонсдейлит холодный и равнодушный стояла перед ним во всей свой красе, что даровали ей. Так же и наказание свое привела в исполнение оборотив того в булыжник, а затем развеяла его, чтобы ни одной крупинке не было на ее горе.
  Свершилась месть, но радости не было в душе ее, она сделала то, к чему стремилась. Хозяйка исчезла.
  С того дня, она стала выполнять свои обязанности возложенные на нее. Плохих людей выпроваживать с горы и с рудника, а других, кто силу духа показывал, стремился к цели благородной, вознаграждала.