Перед Песахом

Вера Шиленкова
  Сегодня вечером начинается еврейский праздник Песах-один из самых значимых
  праздников у евреев,ведь он посвящён самому главному событию библейской истории-
  Исходу иудеев из Египта,которое считается началом истории еврейского народа.
 
  Это была суббота,а я утром пошла на работу,так как я должна была отработать.
  Два дня был хамсин и сегодня он продолжался и поэтому солнца не было видно,но не
  только солнца не было видно,но и людей,потому,что суббота.Я шла и вокруг никого
  и даже машин не было проезжающих,ведь они тоже сегодня отдыхают,занимают свои
  стоянки возле домов своих хозяев.Кажется,что всё замерло с утра и ко мне
  прилетели слова из одной песенки,правда там поётся о Москве:
    "В Москве зимою тихо так,
       Москва зимою в снах..."
   Я же эти слова переделала  на израильский лад:
      "В Израиле в субботу тихо так,
       в субботу Израиль весь в снах..."
  Кто только не спит в этот момент,для кого нет отдыха,нет субботы,так это птицы!
  Я пока шла столько наслушалась их песен и их мелодии ,именно в субботу так
   слышны и звучны.Я шла и улыбалась,слушая пение этих маленьких,преданных Творцу
  тружеников,воспевающих свою любовь к Нему каждодневным пением в течении своей
  короткой жизни.Вот это пример достойного Служения Творцу Своему.Каждый день в
  любую погоду они поют Гимн Творцу.У них не бывает плохого настроения,они всегда
  радостны и веселы,посмотришь на них,как они весело поют и на душе становится
  радостнее,ведь они были созданы Творцом в помощь нам,чтобы мы не унывали и брали
  пример с них.Они ещё потому так радостно поют,потому,что сейчас весна на всей
  планете и в Израиле тоже,своя ,особенная израильская весна.А так как это Святая
  земля,то и весна здесь Святая и это видно и  по цветущим деревьям  и
  кустарникам.Каждое дерево,каждый кустарник представляет -чудо Божьей красоты,
  через них Творец даёт нам эту красоту и каждое цветущее дерево и кустарник издают
  свой аромат неповторимый.Это всё ароматы от Создателя и мы называем их
  ароматами природы,но ведь природу создал Творец наш на радость нам -его детям,
  чтобы мы только воспринимали,принимали эти радости Творца,который так любит
  нас,что окружил нас Большой Радостью,в которую включил множество маленьких
  радостей и нужно только замечать эти маленькие радости в каждом цветке,
  насекомом,взгляде животного,полёте птицы,журчании ручейка,шуме моря ...и
  благодарить Творца -Космический Разум за все те радости ,что нас окружают и за
  главную Радость-Жизнь!И посылать Ему свою любовь и улыбку.Это долг всех живущих
  на нашей прекрасной планете.


  Так я шла,слушая пение птиц и улыбаясь каждой красоте,встречающейся на моей
  дороге и вдыхая аромат её и душа моя радовалась,как ребёнок,который ещё ничего
  не понимает,но радуется каждому новому,что увидит,ведь так он познаёт мир в
  котором он родился,чтобы познавать его и радоваться этому.

  Я пришла к своей подопечной Маше и оказалось,что зря.Она сказала,что она мне
  звонила,чтобы я не приходила,что она себя плохо чувствует,но почему-то она не
  дозвонилась до меня.Конечно мне было её жаль,что она продолжает болеть и что
  она одинока.Я посидела у неё,поговорила с ней,хоть немного подняла её дух и
  пошла домой,опять той же дорогой.

  А за это время прошёл маленький дождик,который ещё сильнее усилил запахи
  природы и я вновь шла и улыбалась.Душа моя вновь радовалась,глядя на красоту
  природы весной,которая так быстротечна в Израиле,но пока стоит девушка -
  красавица,по имени Весна и радуется-я радуюсь вместе с ней этому короткому Мигу
  Красоты и глаз мой как бы фотографирует этот Миг,чтобы в душе навек
  запечатлелась эта Красота цветов,звуков ,ароматов с общим названием -Весна!
  Ведь когда только произносишь слово-Весна ,в воображении сразу появляются -
  зелёная трава,цветы,цветущие деревья и кустарники,пение птиц и ты чувствуешь
  такие ароматы,чарующие душу,видишь улыбки на лицах людей и вся эта Красота под
  куполом необыкновенно голубого неба,на котором после дождика Творец дарит нам
  свою Улыбку в виде семицветной Радуги,как бы говоря нам :
  "Радуйтесь, дети Мои!"
 
  Ещё вчера,когда я шла с работы,я видела как двое мужчин в кипах стояли над
  небольшим костром.Я сразу догадалась,что это верующие евреи перед Песахом
  сжигают хамец,ведь перед этим праздником в домах  верующих евреев устраивают
  генеральную уборку.Жилище убирают не только от грязи,но и от не кошерной еды,
  называемой хамец.Так называют все квасные продукты,прошедшие процесс брожения,а
  это и напитки и хлебные изделия.Это такая церемония сжигания квасного,которое
   не будут употреблять в пищу в течении семи дней праздника Песах. Я прошла
  несколько шагов и опять увидела похожую ситуацию,но здесь уже были двое мужчин
  и девочка лет восьми.Они уже сделали ямку небольшую и туда положили,что-то
  завёрнутое в газету,наверное остатки хамеца и мужчина постарше говорил девочке:
  "Смотри, как это делается!"
  Так он учит свою дочь еврейской церемонии перед праздником.Она должна знать это
  с детства,как еврейская девочка,которая станет потом девушкой,женщиной,матерью,
  их еврейские обычаи.Это было трогательно наблюдать,ведь главное,чтобы эти
  обычаи не умерли,а продолжались из поколения в поколения.Я это вижу в Израиле и
  мне это интересно наблюдать,так я расширяю своё сознание.
 
  Сегодня же, когда я уже подходила к дому,я увидела,как уличные голуби в одном
  месте клевали кусочки хлеба и я подумала:
  "Зачем сжигать хлеб,если можно его отдать птичкам!Это было бы полезнее,ведь
   были бы накормлены братья наши меньшие-птицы и они бы только были бы
   благодарны своим старшим братьям.А какое доброе дело от сжигания хлеба? Птицы
   этого не поймут и если бы они умели говорить,то сказали бы верующим:
   "Зачем сжигать хлеб?Дайте его нам и это будет полезнее,чем он превратится в
    пепел!"
 
   Уже проходя возле своего дома,я услышала на 1-м этаже русскую речь по
   телевизору,а в другом подъезде,там где живёт раввин,услышала молитву на
   иврите.Вот так сочетается на Святой земле речь разных народов.Израиль-страна,
   где живут сейчас представители почти со всех стран,ведь евреи жили и живут в
   разных странах мира,а в Израиле произошло соединение и пусть они говорят на
   разных языках,но у всех у них есть общее-это еврейские корни и  еврейский
   язык.
 
   Вечерняя прогулка в этот день была для меня интересной,праздничной и я видела
   этот праздник в окнах домов.Это семейный праздник еврейский и родственники
   приезжают к своим родственникам с цветами,чтобы посидеть за праздничным
   столом.Я слышала пение молитв в окнах ,а в одном окне видела,как уже стояли за
   столом и читали молитву и я даже услышала слово "седер",а это и есть
   праздничный обед.Когда я проходила возле синагоги,то увидела ,что там мужчины
   с кипами на головах стояли и молились.Для них ещё не наступил праздник,ведь
   после того,как они помолятся в синагоге, они идут домой  праздновать.

   На улице людей почти не было ,только на одной лавочке сидели трое мужчин и
   говорили по русски.Это были представители таких,как я -русских в Израиле.
   В этот день мне позвонила одна моя знакомая и я ей сказала:
   "С праздником!"а она мне в ответ:"Какой праздник? О чём ты говоришь?"
  И таких среди русскоязычных  ,наверное ,большинство,нет у них ни родины,ни праздников,ни
  веры и они так и останутся здесь чужаками,ведь те евреи ,которые не соблюдали
  еврейские праздники там и здесь тоже не хотят,хотя живут ,как говорится на
  своей доисторической родине  и многие даже не пытаются,что то знать об этом.
  Я например,стараюсь знать об этих праздниках,хотя я не еврейка,но ведь нужно
  знать обычаи страны в которой тебе приходиться жить по воле судьбы и принимать
  коренных жителей такими,какими они есть со всеми их недостатками и
  достоинствами.Это всё расширяет сознание и полезно для дальнейшей жизни.
 
  Сейчас прочитала в книге В.Росова "Белый храм на высоких горах" такие слова-
  "Туземцы!Мы русские,таки и остались в Америке навсегда чужими."
  И тоже самое можно сказать,если заменить слово Америка на Израиль-суть всё
  равно одна и та же.А в другом месте в этой же книге я прочитала такие слова:
  "А ты не хотел бы вернуться в Россию?На что он ответил:
  "Россия повсюду...Россия там,где заботятся о её культуре.Наши труды не пропадут
   даром.Придёт время и они соберутся в одно целое."
   А заботятся-это значит помнят русские праздники,русских писателей и самое
   главное,что русского сразу видно,где бы он не жил по "загадочной,неповторимой
   русской душе!"
 
 
 апрель 2005г
 
 фото с интернета