Баку-1922г. Гл. 19

Тамара Гумбатова 2
Баку-1922г.Гл.19
     Большевистская  власть  упорно продолжала внушать, что  1 января  1922 года от Рождества Христово- это не праздник, а христианское учение, которое отображает духовную жизнь рабов и капиталистов. Магометанское исчисление бегства Магомета из Мекки в Медину для них так же мало обязательно, как и Рождество Христово. Точно такое отношение у нее ко всякой другой религии: иудейству, буддизму и пр. Они считают, что эти события  враждебны  делу рабочего  класса, т.к. теперь у народа новый праздник - годовщина Октябрьской революции. И поэтому, вместо нового счастья и нового здоровья, коммунисты желают новую, возрожденную промышленность, новую деревню, новую культуру и новую политическую  сознательность.
      Шли призывы не праздновать Рождество- это дань прошлому. » Мы  знаем, что всякая религия основана на вере. Коммунисты не верят  в сказки о Вифлеемской звезде, а знают.  И поэтому не признают никакую религию.  В будущем  - радостью  и праздником  будет вольный труд». Тем не менее, Нарком труда по случаю праздника крещения освободил от работы 19 января рабочих и служащих всех национальностей во всех учреждениях и предприятиях. Рабочим армянам дали два дня: 19 и 20 января. Там, где по характеру  производства  приостановить работу нельзя,  ее  будут оплачивать, как сверхурочную в праздничный день. 
   10 января в  Гостеатре состоялся Всероссийский съезд Советов . Обсуждались итоги НЭП,а, которая  позволила новой власти передохнуть и несколько стабилизировать свое положение .   
   Порядок и спокойствие в Азербайджане обеспечивал 1-ый  Кавказский  корпус.     Командир Тодоровский считал «АССР родной сестрой РСФСР и видел своей   главной  революционной задачей   - оберегать родину советской нефти» .
   12 января  была открыта милицейская школа. Формируются милицейские войска . Объявлена регистрация оружия. 11 июля Президиум Аз Цика  утвердил Декрет о государственной прокуратуре в АССР, которая  должна осуществлять  надзор  за соблюдением законности всеми органами советской власти  и правильной постановки борьбы с преступностью.
   По всему  Азербайджану идет партийная чистка  от инородных элементов. Исключали  за: связь с контрреволюционерами,  взяточничество,  вымогательство и шантаж, злоупотребление властью, спекуляцию, уклонение от воинской повинности  и труда, карьеризм, шкурничество, буржуазный образ жизни, исполнение религиозных обрядов, национальный шовинизм и юдофобство, эксплуатацию чужого труда, проституцию, пассивное членство в партии и пр.  Освобождались от бывших  полицейских  и   «людей,  примазавшихся к партии  ради личной выгоды». В итоге, количество  членов АКП сократилось на 35 процентов. Массово начали покидать партии СРДРП (левые  и правые),  анархистов  и пр. 
     Все это проходило достаточно  жестко  и  с  явными  перегибами.  Как это было, описывает Н.Нариманов: «головотяп-коммунист задает одному бедному крестьянину-коммунисту (а он записался в партию, потому что любит эту партию, она дала ему землю, освободила от гнета ханов и т.д.) вопрос: «А что бы ты сделал, если бы увидел, что твоя жена гуляет с незнакомым мужчиной?» Этот крестьянин отвечает: «Я бы убил обоих».  Головотяп-коммунист постановляет: «Вон из партии», т.к. он не знает, что теперь свобода,  и женщина может ходить свободно с чужими мужчинами».
    Активно работает Азчека по борьбе с бандитизмом. В Коллегию входят Нарком внутренних дел М. Багиров, его зам. Берия, Шахбазов, Журба, Фрейман, Касумов, Николай Деканозов. Так,   Постановлением был  расстрелян Али Абасс- оглы Кадыр Мешади за разбой и убийство.  Разыскивают убийцу Азизы Рахимовой- адъютанта комендатуры и Красной команды Азербайджанской сводной военной школы. 
   22 января в городе праздновали  17-ю годовщину  Первой русской революции -  9 января 1905 года. Рабочие и служащие были освобождены от занятости . Вспоминали попа Гапона. Гамид Султанов рассказывал об армяно-азербайджанской  резне  в 1905 году и обвинил царское правительство, которое, якобы ,спровоцировало эти  события. Ругал нефтепромышленника Мухтарова. Утверждал, что тот получил от правительства оружие и раздал его всем мастеровым  с тем, чтобы они не давали рабочим бастовать. Им было разрешено   стрелять в толпу  и  бить  рабочих-персов рукоятками револьверов.  «Эти предатели подкупили темные силы, которые убили на Биби-Эйбате дорогого товарища Ханларова  за то, что он шел впереди и защищал интересы рабочих. В апреле 1905 года генерал- губернатор Амилахвари натравил бандитов-казаков на забастовщиков». 
     24 января  на заседании Бакинского Совета, которое проходило  в помещении Центрального Рабочего Клуба, чрезвычайный посол  Украины в Ангоре т. Фрунзе сделал   подробный и обстоятельный доклад.  Он только вернулся   из  Анатолии,  где заключил договор  между Украиной и  Турцией. На вопрос по поводу Турецкой Армении,  Фрунзе  ответил,  что в настоящее время  этот вопрос   снят с повестки, т.к. проживающие там  5-10% армян  живут с турками дружелюбно. Что же  касается отношения к  Энвер-паше,  то   оно  там  отрицательное. 
    Советы предполагали, что 1922 год может стать годом самых отчаянных империалистических авантюр и международных классовых битв, готовились к этому   и  надеялись,  что все- таки  будет  найден  какой-то выход…
    После  Первой мировой войны странам - победителям (Антанта)  стало  ясно, что для восстановления разрушенной экономики в Европе и решения актуальных проблем нужно  налаживать, несмотря на идеологические разногласия, отношения с  РСФСР.  Главным инициатором установления связи   был  британский премьер Дэвид Ллойд-Джордж. В этот период советская экономика остро нуждалась для своего восстановления  в иностранных инвестициях  и  тоже готова была к этому.  Бакинские газеты дружески советовали  : » Поскорее ,сэр, пойми, что нет Европы без России!».
   АДР в свое время  ждала решения  Парижской Мирной Конференции,  Советская Россия  -Генуэзской. 6 января 1922 г. Верховный Совет Антанты решил созвать  международную общеевропейскую экономическую конференцию в Генуе, на которую пригласили около тридцати представителей европейских государств, в том числе и от Советской России. 7 января на Каннской конференции Верховный Союзный Совет выразил готовность признать Советскую Россию, считая, что  «цветущая Россия  необходима для процветания Европы».   
    10 апреля 1922 года в итальянском городе Генуе открылась конференция. Членом делегации от РСФСР был Н.Нариманов. Главным стал вопрос о принятии  Советской Россией  всех довоенных  долгов и финансовых обязательств  царских  властей», а также  возврата  или компенсации бывшим собственникам   национализированного  имущества.
    От России потребовали уплаты 18 миллиардов рублей.  Это были  непосильные требования для обессиленной страны. Тогда Россия выдвинула свои контрпретензии за ущерб от интервенции в размере 30 миллиардов золотых рублей.  Переговоры   представителей четырех европейских держав (Англии, Франции, Италии и Бельгии, Америка- отказалась участвовать ) и России  проходили 14 и 15 апреля,  но не  привели к принятию решения. 
    20 апреля  Россия согласилась  признать довоенные долги царского и временного правительства при условии, что все военные займы и проценты по ним будут аннулированы, западные державы признают РСФСР де-юре и рассмотрят вопрос о предоставлении финансовой помощи. Идя на такие уступки, Россия надеялась  на крупный кредит в 1 млрд. долларов(около 2 млрд. золотых рублей). Но вопрос так и не был решен.
    Вмешалась  враждебная к Советской России  Америка.   Генуэзская конференция закрылась 19 мая. Единственное, что смогла сделать РСФСР- это заключить 16 апреля  договор с Германией, который позволил признать ее де-юре, как новое  государство.  После поражения Германии в  Первой Мировой войне это было первое международное соглашение, позволяющее  ей восстановить торговые отношения.
    Советская власть  активно занималась установлением отношений с Персией,  с которой существовали давние, упрочившиеся, «освященные историей» торговые  традиции  и торговые связи. Дипломатический представитель Персии в Азербайджане М. Свэдол-Везаре в день  Новруза дал прием на Врангельской (Зиновьева) 10.
    ЦК РКП(б) активно занимается национальным вопросом, создаются национальные секции для работы  и советизации  нацменьшинств. Немецкая секция при ЦК АзКП(б) 12 января созывала немцев в кв.3 дома 188  на Каменистой улице     на собрание для избрания делегатов на конференцию Наркомпроса.  Обращение, подписанное зав.агитотделом П. Чагиным и секретарем Р. Бек-Домбровской, печаталось на двух языках – русском и немецком. Неявка считалась неподчинением дисциплине.
    17 февраля в 3 часа дня немецкая секция назначила собрание в помещении немецкой школы на Телефонной улице 19 для утверждения Устава Немецкого рабочего клуба и выборов его Президиума. Просили не опаздывать. 5 января  в городе отмечали день памяти Розы Люксембург и Карла Либкнехта, убитых 14 января 1919 года.
   18 августа было БК КП(б) под руководством Мирзоева предложил закрыть национальные общества, но не удалось, и  на  1 ноября в городе работало   еврейское, латышское,  греческое  и  немецкое общества.
   21 июля был издан Декрет СНК АзССР о праздновании пятницы. Ввиду массового невыхода на работу  по воскресеньям  и  на работу в пятницу, в случаях ,не вызываемых условиями производства и экстренности работы,  постановили днем еженедельного отдыха по всей республике для всех учреждения и предприятий считать пятницу. 
   7 декабря  Президиум ВЦИК под председательством т. Калинина разрешил переселение 44 семей духоборов числом до 300 едоков из с. Ново-гореловка Шамхорского уезда Гянджинской губернии в Сальский округ Донской области  на намеченный участок на договорных с зем.органами условиях.
    Национализация ( в плане родного языка и школы) в Азербайджане вызвала  очевидные разногласия между Правительством во главе с Н. Наримановым  и партийными органами.  Сложности с  языком  затрудняли  жизнь государства.  Так, 18 февраля 1922 года Наркомюст  Гянджинской губернии сообщил Нариманову, что проведение национализации правительственных учреждений тормозится отсутствием  сотрудников, знающих в совершенстве тюркский язык,  и  просит   дать совет.  20 марта 1922 года  им дают указание мобилизовать всех грамотных по-тюркски, а пока принимать документы на русском. Для неграмотных - открыть курсы, посещение которых обязательны. Но выясняется, что  грамотных немного,  а  у  неграмотных  нет нового  алфавита. Понятно, что вопрос важный, но для его решения необходимо время.
    Активно готовятся к реформе тюркского алфавита (латынь). Уже заказаны  в Тифлисе матрицы для печатания газет и книг. Повсеместно организовываются тюркские  школы грамотности, в том числе и политической.       
   Продолжалась борьба с голодовкой в Азербайджане. Все беженцы, прибывающие в Баку, обязаны были обращаться в ЦК Помощи голодающим при АзЦике. Их представители были на вокзале и пристанях. По городу устроены приюты.  Лучший - в молоканском приходском доме на Магазинной улице. Там чисто и дают полфунта хлеба на день и еще  фунт от Помгола. 
   О пожертвованиях сообщалось в газетах. Так, немцы-колонисты собрали  голодающим Поволжья: 75 тыс.руб.(колония Георгиевск ); колония Эйгенфельд- 112 с половиной ведер вина и 7 пудов кукурузы; делегаты беспартийной конференции колонии Анненфельд пожертвовали от своего имени 3.500 тыс. руб.
   От 1-го промысла  поступило : деньгами — 11.450.000 руб.; серебром — 4 р.50 к.; муки — 11 п. 16 с пол. ф.; рису — 1 п. 35 с пол.ф., кишмишу — 37 с пол.ф.; чеков в промысл. лавку — 8, 539 тыс.руб. От селения Хурдалан:  деньгами — 30 тыс. руб. и т.д.
   23 мая 1922 года, выступая в мечети Тазе-пир, ахунд Ага Ализаде и казий Абдулрагим  Гаджи-заде  обратились к мусульманам мира за помощью голодающим.
   Проведя отделения церкви от государства, Советская  власть  пыталась убедить окружающий мир, что »  вопреки внутренней и внешней   клевете черносотенцев » , она не посягает и не думает посягать на церковные ценности, веками  накопленными из трудовых грошей. Власть передала церковное имущество в пользование групп верующих и даже тогда, когда голод доводит до людоедства, советская власть не тревожит церковную мошну, хотя имеет право возвратить ее десяткам миллионов  населении, лишенным на целый год пищи ».
    Власть  полагала, что » это вопрос совести и молчаливо ждала. Но совесть долго дремала». Тогда Президиум ВЦИК 2 января 1922 г. принял постановление "О ликвидации церковного имущества".  Против этого 19 февраля  открыто выступил в своем воззвании  Патриарх Тихон:  "Мы не можем одобрить изъятия из храмов, хотя бы и через добровольное пожертвование, священных предметов, употребление коих не для богослужебных целей воспрещается канонами Вселенской Церкви и карается Ею как святотатство: миряне - отлучением от Нее,  священнослужители – извержением из сана ». Он предложил собрать необходимые для голодающих средства «в объеме вещей, не имеющих богослужебного употребления».
    23 февраля 1922 года  Троцкий   представил всем членами ЦК РКП предложение о сдаче церквями государству всех драгоценных предметов, включая предназначенные для богослужения,  и  ее процедуре. Объяснить народу, что «эти действия не являются борьбой с религией и церковью,  а предложены по инициативе крестьян голодающих губерний, широких беспартийных масс и красноармейцев».
     В этот же день  было принято Постановление ВЦИК »Об изъятии церковных ценностей».  В нем  предписывалось: "предложить местным Советам в месячный срок со дня опубликования сего постановления изъять на нужды голодающих из церковных имуществ, переданных в пользование групп верующих всех религий по описям и договорам, все драгоценные предметы из золота, серебра и камней,  изъятие которых  не может существенно затронуть интересы самого культа». При этом запрещалась замена драгоценных предметов, имеющих «богослужебное употребление»,  равноценным количеством золота и серебра.
     Все этот необходимо было  передать в Наркомфин в специальный фонд Ц.К.Помощи голодающим. Сведения о всех поступающих ценностях из церковных имуществ должны были публиковаться в периодической печати, причем в местной печати публикация должна  была содержать подробный перечень ценностей, изъятых из местных храмов, и указано их назначение.
    25 февраля 1922 г. Патриарх Тихон призвал власть отказаться от  этого решения, считая, что оно может привести к непредсказуемым последствиям. 28 февраля 1922 г. Патриарх опубликовал свое послание: «Как Советская власть отняла у церкви Бога!»,  осудив это постановление, как  «акт святотатства» .  Власти, в свою очередь, обвинили правящую власть духовенства в контрреволюционной  агитации против советской власти.  Поручили  тов. Калинину  вызвать одного из лояльных епископов (Антонина) и привлечь его как специалиста к работе по учету изымаемых ценностей.
     Нужно отметить, что такая позиция главы Российской Православной церкви  поставила под удар, прежде всего духовенство, которое  на местах  было ближе к происходящим  политическим и социальным событиям и понимало, что простое противостояние ни к чему хорошему не приведет.  Началось с того, что  при помощи властей,  духовенство разделилось в этом вопросе на две группы.  По утверждению Троцкого, большая часть поддерживает декрет, так как  «считает возможным оказать голодающему народу помощь  из ценностей, созданных самим народом». Другая, «хищная и жадная, антинародная» - против. «Это кучка князей церкви, б. купцов, подрядчиков, отставных чиновников, заправляющих делами групп верующих. Она заняла враждебную позицию по отношению к трудовому крестьянству».   
    Ц.К.Помгол обратился  в Президиум ВЦИК с ходатайством об отпуске в счет церковных ценностей  одного миллиона рублей золотом для  закупки за границей хлеба голодающим.
    »При полном сочувствии верующих и полном содействии священников»,  началось фактическое изъятие ценностей. 13 марта изъяли ценности из московских синагог. За один только день  было получено   около 60  пудов золота и серебра, что «даст 60.000 пудов хлеба и спасет от смерти 12.000 поволжских крестьян». В Боброве четыре церкви добровольно сдали 3;  пуда серебра. В Воронеже Спасская церковь   добровольно  пожертвовала  23 серебреных риз   и т.д.  В мае в Минске попытались изъять ценности из костела, но ксендз отказал  и был  арестован. 
   22 марта Патриарх Тихон вынужден был под давлением властей выступить с воззванием   об участии православных русских церквей в помощи голодающим . Он дал указание связываться через Священный Синод и Высший Церковный Совет с  епархиальными  архиереями и осуществлять пожертвования в соответствии с требованиями Советской власти.
     Появились призывы начать эту процедуру в Азербайджане. 31 марта  создали комиссия  в составе  протоиерея Александра Писемского, св. Валериана Табурдановского  и др.  Настоятель Старофлотской церкви протоиерей С.Городцов сообщил, что золота и драгоценных камней в церкви нет ,а  о. Кольцов 2-7 июня передал несколько икон в серебреных окладах. Священник Попов из Черногородской церкви и настоятель Белогородской церкви  св. С. Кахонский также сообщили  об отсутствии золота и драгоценностей. Александро-Невский и  Бакинский Николаевский соборы, Железнодорожная, Сураханская, Николаевская, Греческая церкви и часовня Михаила Архистратига   указали на   отсутствие  у них ценностей. 
   Самой богатой в Баку была Баиловская церковь. Там было много икон в серебреных окладах, а также  Евангелие в переплете малинового бархата, обложенное с лицевой стороны  серебром,  вызолоченным 84%, с изображением Господа Спасителя на кресте и 4 –х  евангелистов, отпечатанное  в 1892 году; Евангелие с золотым теснением 1841 года; Евангелие 1871 года в серебреном окладе с надписью «Портовому храму от инженера- строителя маяков Каспийского моря, гл.строителя Бориса Васильевича Краснова, 8 марта 1910 г.» ; кресты,  богослужебные сосуды, кадила, икона Св.Николая, образ пресвятой Богородицы Казанской   и др.   Армянские церкви Григория  Просветителя и собор  Св. Фаддея и Варфоломея только открылись и были практически пустыми. В мечети Тазе-пир конфисковали четыре тысячи ковров, предполагая продать их за валюту. 
     По сообщению настоятеля  костела о.  Демурова в католическом   молитвенном доме в период между 30 апреля и  3 мая  была обнаружена  кража золотого  скрижаля,   стоимостью в  1000 руб.   
     1922 год- год сложных взаимоотношений советской власти с католической церковью. Ряд католических  священнослужителей во главе с Петроградским ксендзом  Цепляком  выступили против Декретов и  Распоряжений.  Они  разослали циркуляры  с  призывом не отдавать церковные  ценности и не заключать договора на пользование богослужебными зданиями. Ввиду того, что главой католической церкви в России являлся поляк  и  этот вопрос   касался Польского национального меньшинства в Советской России(около 1.5 миллиона ),  в эту ситуацию  активно вмешивалось польское правительство. Власти уже подумывали повторить предыдущий опыт: заменить  поляков  священнослужителями  другой национальности.  Но такой возможности пока не было.
    Вопрос решался на уровне НК иностранных дел (Чичерин) и Ватикана, в лице папы Римского, которого представлял кардинал Гасспари. 12 марта 1922 года было подписано Соглашение между Святейшим приходом и Советской властью, согласно которому Уполномоченные Святейшего прихода обязуются воздерживаться от всяких политических действий и пропаганды, направленных против правительства, как по внутренним, так и по внешним вопросам. Они посвятят свою работу поднятию благосостояния народа России путем раздачи продовольствия голодающим. В.В. Воровский  в беседе с кардиналом Гаспарри подчеркнул, что Советское правительство принимает помощь от католиков  более благосклонно, нежели от православных, ибо «они не испытывают ностальгию по царю».
     Подписанная по этому поводу конвенция была  единственным договором между Ватиканом и СССР. В апреле во время Генуэз¬ской конференции Римский Папа Пий XI призвал быв¬ших победителей принять коммунистическую Россию в Сообщество наций. 
    К маю мирный период в кампании изъятия ценностей был закончен. 6 мая 1922 года Патриарх Тихон был арестован по обвинению в "сопротивлении изъятию церковных ценностей". 11 мая  1922 года  на заседании Совнаркома Троцкий предложил передать управление делами церкви самим верующим, а все религиозные общины ,общества, союзы и т.п. обязать пройти регистрацию.    
    14 мая Папа Римский выразил « озабоченность» в связи с арестом 6 мая Патриарха Тихона и предложил выкупить драгоценные и священные предметы культа, подлежащие изъятию  из  католических церквей. Возможность  продажи  церковного достояния иностранцам была заложена в Постановлении и поэтому Советы согласились и  предложили  купить их на международном рынке либо вложить  эквивалентную сумму золотой валютой в Помгол. Но никаких дипломатических соглашений  по этому поводу  Ватикан  не предложил.
   Вследствие репатриации поляков и литовцев на родину  число католиков в Азербайджане значительно сократилось. Двухэтажный церковный дом, построенный в 1910 году  в ограде костела для школы с библиотекой,  был  муниципализирован в 1921 году  и  передан вместе  со школьными принадлежностями, мебелью  и всем устройством  в  Коммунхоз.   В доме поселились жильцы   Жилтоварищества.       
     Городская жизнь
    26 февраля открылся  Дворец труда и музей труда, где представили фото из редакции «Бакинского рабочего» (1907-1908 год), фото из б. жандармского управления,   комплект газеты «Искра «  с  1902 г.,   историю забастовки 1904 г. и пр.
    Продолжается расхищение архивов. Получено   сообщение, что в  Баку из  Гянджи вывозят  ценные для изучения истории края архивы  и продают, как оберточную бумагу. Чтобы спасти ценные документы, Госархив купил около 2 пудов «оберточной бумаги»  у одного лавочника.  Председатель Госархива обнаружил в другой  лавке    300 пудов старых нотариальных и судебных  дел  бывшего. Гянджинского (Елизаветпольского) Окружного суда. Об этом было заявлено судебным властям,  и 30-го августа следователь наложил арест на 231 пуд. бумаг.
   3 марта от рук убийц погиб сотрудник отдела водоснабжения Евгений Маркович Коган. В этот же день умерла от ран Гаджиева - стойкий борец за освобождение тружениц Востока. Хоронили ее из Клуба тружениц мусульманок им. Али Байрамова, который расположился в доме Мухтарова на углу улиц Персидской и Врангельской
№12/6 .
    На углу Горчаковской и Меркурьевской открылся клуб А.В.Луначарского. Работает магазин »Космополит» с английскими  товарами, Hotel Europa в  Лалаевском  проезде  с прекрасным рестораном.   
    Из-за финансовых трудностей отложили ремонт деревянных лестниц в «Девичьей башне» и сократили сторожа.  Жители- соседи  этим воспользовались, сделали пролом и  растаскали  деревянные части.  Башня стоит пустая, как фабричная труба, и  недоступна для обозрения. Комиссия по охране памятников старины возбудила ходатайство об отпуске  средств  на  ее  восстановление.
    В  мае  1922 года на месте дома Тагиева (б. редакция газеты «Каспий») близ крепостной стены был устроен по проекту архитектора Г.Алескерова  сквер им. азербайджанского поэта-сатирика Мирзы Алекпера Сабира (1862-1911). Это было сделано по инициативе Н.Нариманова. Еще 15 августа 1906 года в  газете »Хаят»  была опубликована  статья Н. Нариманова «Сегодня»,  посвященная открытию в Баку съезда учителей, где он   писал: «Дети тюрков должны знать стихи не только Пушкина, но и Шекспира, Шиллера, но прежде всего, они должны знать грозные боевые стихи истинного пролетарского поэта, родного Сабира, народных поэтов Вагифа, Закира, Видади». Они могут  знакомиться с ними с помощью родного языка, а для этого, «родной язык должен приобрести свою силу. И это так будет вполне правильно по Марксу».    
   В этом же 1922 году  в сквере  Сабира  был установлен каменный  масштабный  памятник Сабиру (скульптор Яков Кейлихис, архитектор Я. Сырищев).  Решение  Н.Нариманова поставить памятник Сабиру вызвал в партийных кругах неоднозначную реакцию:  «для чего в такое трудное время воздвигать памятник какому-то Сабиру».   На что он посоветовал  им  « изучить этот язык, чтобы иметь возможность разбираться в пророческих стихах тюрка Сабира, так как  в русской пролетарской литературе они не найдут ему подобного поэта, который бы так картинно и живо передавал все переживания рабочего класса и крестьянина под гнетом хозяина и помещика». 
    Город украсился еще одним прекрасным зданием Бакинской ярмарки, которое спроектировано азербайджанским архитектором российского происхождения Н. Г. Баевым . 
    Начали мощение дорог. Готовятся  ремонтировать  9 000 муниципализированных домов. Подготовлен проект военного городка и крытого рынка, при строительстве которого  будут  использованы все местные материалы.
   Комиссия под  председательством И.Варейкиса изучает вопрос  по постройке электро-трамвая в Баку. Заработало важное для промышленного рынка производство  стали  на  б. заводах Левенсона  и   Штонера. 
    В ноябре 1922 года в Президиум АКП поступило заявление за подписью ахунда мечети Тезепир Ага Ализаде, в котором он просил  о содействии пилигримам, направляющимся в  Кербалу.  С этой целью   Президиум   АзКП(б)     выделил  300 рублей золотом.
    Вышла книга М.Г. Велиева, где он доказывал, что Азербайджан- это древняя Албания, а не Персия.
    К  концу года Шолларской водой были заполнены все резервуары (5 млн.ведер ). Ею  снабжались  лечебные заведения, детские дома  и госучреждения.  Остальная часть города пользовалась  куринской водой.  Вспомнили  Линдлея  и  его анализы о плохом качестве этой воды.  Раньше ее фильтровали через систему Джоэля.  Сейчас даже мечтать об этом нельзя.
Образование
     25 января в БГУ праздновали Татьянин день. 5 февраля 1922 года был утвержден новый Устав университета, согласно которому введено обязательное изучение  тюркского языка в течение не менее одного года при четырех недельных часа. После окончания студенты должны пройти испытания, без которых не выдавалось свидетельство об окончании. В апреле Коллегия Наркомпроса постановила   пригласить на должность заведующего кафедрой проф. Разумовского и открыла кредит в 70 млн. руб. на расходы по  его переводу.      
    В 1922 году Бакинскому политехническому институту передали полностью здание Михайловского училища на Телефонной улице 18. Договорились со Шведским представительством, что они в течение 4-6 месяцев предоставят полное оборудование для всех лабораторий и мастерских.   
   Профессором экономического факультета политехнического института  избран поляк М.В.Донар-Запольский, который читает лекции по истории русского народного хозяйства. Историю западноевропейского народного хозяйства преподает проф. Дубровский. Для учебно-полевых работ сельскохозяйственного факультета   переданы земельные участки в Кусарах (б.Гукасова), где ранее  располагалась сельскохозяйственная колония Первой гимназии.   
     12 августа в летнем студенческом клубе  состоялось Первое  публичное заседание поэтов »Голубого круга» на тему о пролетарской поэзии, в котором приняли участие проф. Г.А.Харазон, Ю.Даген, гости и поэты А.Бородин, Татьяна Владимировна Вечерка (Толстая), М.Данилов, Б.Евстратов, В.Мануйлов, К.Муран, Микула Селянинович, В.Серебряков, Борис Дмитриевич Толстой  и  др. Вход платный.
     КУЛЬТУРА.
   В городе  четыре гостеатра: русской оперы,  русской  драмы, тюркской драмы им.  Буниат-заде  и театр нацменьшинств. Прошел черед бенефисов: режиссера русской драмы А.А.Иванова, артисток Натальи Николаевны Снежиной и Ф.Д.Тамаровой. 3 марта  бенефис главного режиссера и руководителя Сатир-театра В.Пессимиста (В.З. Швейцера)  и артиста И.А.Лагутина. В театре Военмор -  бенефис Н.Н.Морозовской. В мае состоялся  юбилей  руководителя русской драмы А.В.Полонского.    
    Отметили 30-летнюю деятельность писателя Абдуррагима Ахвердова,  известного  по пьесе » Ага Магомед шах Каджар».  Его поздравил от Наркомпроса - Томашевский,  от БГУ- проф. Жузе,  режиссер Иванов.  Было много   ценных подарков. 
   Артист и  режиссер  К.Д.Гренов отпраздновал в апреле  свои театральные именины постановкой в первый раз музыкальной комедии Кальмана «Матэо». В  комедии   кроме бенефицианта участвуют: Брагина, Новинская, Дашковский,  Елизаветский, Королев и др.
   В четверг  27 апреля  в Госдраме бенефис А.Н.Аргутинской-Козловской — комедия Гольдони «Трактирщица».
   4 августа  в Государственном театре оперы  после усиленных репетиций  идет  оперетта «Еврейская Кармен». В оперетте масса музыкальных номеров и комических моментов. Она  имела повсюду громадный успех и проходила по несколько раз » при  битковых сборах», т.е. битком набитый зале театра.  В августе прошли гастроли  известного баса  Платона  Цесевича. Закончились они  оперой «Русалка» Даргомыжского, где он  исполнил   одну  из лучших  по силе и выразительности   партий – мельника.
    С невероятными трудностями Гос.тюркскому театру имени тов. Буниат-заде удалось  к началу настоящего сезона создать относительно нормальные условия работы. Заказаны  новые декорации, реквизит, костюмы и т.д. Коллегией Наркомпроса утвержден  состав художественного совета: в музыкальную секцию вошли проф. Гарагичев, тов. Гаджибеков, в режиссерскую секцию — товарищи Шариф-Заде, Азим-Заде и Угрюмый , в репертуарную-  замнаркомпроса товарищ Шахбази,  Тахмасиб и Зейналлы.
    Руководителям тюркской сцены удалось обновить репертуар, оживить работу, улучшить благосостояние театра в целом, и артистов, в частности.  27 октября с.г. в первый раз на сцене с большим успехом  прошла пьеса   «Жизнь человека» Леонида Андреева. В репертуаре: пьеса «Евреи» Чирикова, «Аннамы и Китаби», «Шейда», «Мораль» и ряд других произведений. 
  8-12 марта праздновали 4-летие Рабоче-крестьянской Красной Армии. Проходят спортивные состязания   и  спектакли с  военной  инсценировкой.  Труппа Сатир- Агит- театра под руководством В.Пессимиста подготовила специальную программу для празднования годовщины. 11 марта их юбилейный спектакль  был представлен  в Государственном театре оперы  .   
             Музыкальная жизнь.
   1 марта 1922 года  открылась  Аз. государственная  тюркская музыкальная школа. Директор- Узеир Гаджибеков, преподаватели С.И.Бретаницкий,  Ю.А. Шефферлинг Ю.А. (класс скрипки),  Доброхотов В.С.(виолончель) и  пения-  Дунаевская Р.П. и Г.В. Окороков.
     Все музыканты перешли на систему хозрасчета. Государственные коллективы (симфонический и камерный оркестры) были распущены. Инициатива устройства концертов перешла в частные руки. Многие не соглашались с этим, считая, что культурная деятельность не должна иметь меркантильный характер и продолжали свою концертную деятельность. Так, в помещении Азконсерватории (Армянская ул.8) были устроены  концерты  виолончелиста  Окорокова с участием Н. Зубарева; виолончелиста Котовского с участием пианиста Буниловича;  скрипача Савицкого  и  пианиста, проф. Штутгартской консерватории Шишкова. В программу концерта были включены трудные произведения композиторов Фолькмана и  Де-Сверта.
     Отдельно прошли «Вечера трио»: Гольдштейн (скрипка), Блювштейн (альт) и Окороков (виолончель). Это был на редкость сыгравшийся ансамбль, горячо любящий музыку и хорошо чувствующий его глубину и красоту, что   свидетельствовало о том, что в городе не перевелись настоящие музыканты.  Там же Clavior-Abend Николая Выгодского. В программе произведения Баха, Глазунова, Шумана, Рахманинова и др. Репертуар певицы Добровольской(«Соловей» Алябьева и Вальс из оперы «Ромео и Джульета»)  сочли  старым и только за счет выступления скрипача С.Л. Бретаницкого и певца Н. Зубарева повысилась ценность ее концерта.
      Зал в консерватории небольшой, не более чем на 200 человек. Приходят на концерты одни и те же люди.  Для города, который является » для Востока окном в  европейскую культуру»,   это очень мало.
     24 апреля  праздновал  свой 20-летний юбилей скрипач У.М.Гольдштейн.  Окончив  Петербургскую консерваторию, юбиляр  совершенствовался в Берлинской Королевской академии у известного скрипача, профессора Марто.  Вернувшись в Петербург, артист стал изучать теорию композиции у проф.Лядова.  В течение 6-летней музыкально-артистической деятельности в Баку он  проявил себя не только как артист-концертант, но и как талантливый педагог и администратор.  Деятельное участие юбиляр принял также  в создании Азгосконсерватории.
     В лютеранской церкви проходят органные концерты. Исполняются произведения: Баха, Генделя, Гайдна, Мендельсона и др. Начало в 6 часов вечера. 
    29 декабря в пятницу в клубе Али Байрамова состоялся третий  ученический вечер музыкального техникума классов: А.Александровой, В.Блювштейн, С.Бретаницкого, Т.Гликман, У.Гольдштейн, В.Доброхотовой, В. Доброхотова, М.Молотовой, М.Попова, Л.Цитриной-Каплан, Г.Шароева. Весь сбор поступил на стипендии учащихся   техникума. 
   30 декабря 1922 года  вечером  в Государственном театре   оперы   состоялось  первое выступление  Шовкет- ханум Мамедовой  в  партии  Виолетты   оперы Джузеппе Верди  «Травиата». Артистку   считали  пионером по сбору восточных мелодий  и обработке их в европейской гармонизации. Она много сделала для ознакомления России с подлинными продуктами национального творчества Востока путем талантливой их обработки.
 
     РСФСР с самого начала решала экономические задачи с учетом всех новообразованных республик. Таким был  разработанный в 1920 году план ГОЭЛРО.  К 1922 году были установлены дипломатические и экономические  связи со всеми, объединили управление железнодорожного и водного транспорта. 15 сентября открылась ярмарка в Баку, городе, где издавна скрещивались  коммерческие интересы Европейской России, Туркестана и Персии.
     Все это требовало  введение единых законов, как во внешних отношениях, так и во внутренних. Этот вопрос разрабатывала комиссия ЦК РКП(б)  и  обсудила его  на заседании  23-24 сентября 1922 г. В связи с болезнью Ленина и его пребывания в Горках, заседание вел И.Сталин. Он давно и долго работал по выработке национальной политики, хорошо знал остроту этого вопроса в Закавказье, который опять проявился с новой силой.  Поэтому он  повторил свой  «план  автономизации» ,согласно которому национальные республики входили в состав  единого  государства   Советской России  на правах автономий.  Этот проект подержали только Азербайджан и Армения. Белоруссия соглашалась на договорные отношения. Украина не высказала единого мнения.  Грузия  категорически  отвергла этот проект.  Тем не менее,  план был одобрен.
    В. И. Ленин,  верный своей идее о праве наций на самоопределение, настаивал на создании федерации республик с собственными органами власти. В итоге было принято предложение Ленина. Это было одно из многих противостояний в отношениях двух революционных лидеров: Ленина-теоретика и Сталина- прагматика, человека дела.  Об этом говорит в 2020 году Президент РФ ПУТИН В.В., называя действия коммунистов «миной замедленного действия» .
      В  ноябре 1921 года Политическое Бюро ЦК РКП(б) приняло резолюцию о создании Закавказской Федерации. Высшим исполнительным органом стал Закавказский Центральный Исполнительный  Комитет, который был избран 10 декабря 1922 года  на  I съезде Советов Закавказских республик. Закавказскую Федерацию предложено  было возглавить Н. Нариманову.  12 марта 1922 года  Советы повторили действия предыдущих правителей и в Тифлисе приняли Декларацию и подписали договор о создании Федерации Советских Социалистических Республик Закавказья, куда вошли  Азербайджан , Грузия и Армения.   
       30 декабря 1922 года было объявлено об образовании СССР, куда вошли РСФСР, Украина, Белоруссия и ЗСФСР. На  I Съезде Советов СССР были подписаны Декларация о создании СССР и Союзный договор, который  разграничивал  функции республиканских и центральных органов власти.  Высшим органом СССР был провозглашен Всесоюзный съезд Советов. В период между съездами главенствующая роль отводилась  ЦИК СССР, которым поочередно были назначены руководить четыре сопредседателя: Н.Н.Нариманов, М.И.Калинин ,Г.И Петровский и А.Г. Червяков. 
      30 декабря  ЦИК АССР принял декрет о равноправии нового,  латинизированного  алфавита  на основе арабской графики, что нашло свое отражение и на флаге, на котором аббревиатура «АССР» стала изображаться в латинизированной и арабской графике. 
      207 дней трудился Н. Нариманов на тяжелейшем и почетном посту первого при советской власти Председателя Совнаркома АзССР. Но все эти дни он находился в  разногласиях с партийным руководство: Кавбюро ЦК РКП (Оржоникидзе, Микоян и др.) и БК АКП(б) во главе с армянами Саркисом, а  потом с Л.И. Мирзояном.   
      Разногласия были практически по всем основным вопросам:1)работа среди мусульман; 2) экспроприация буржуазии;3)понимание новой экономической политики;4)чистка и привлечение в партию; 5) руководство работой;6) фракционная борьба;7) националистический уклон и т.д.
     Цель была достигнута: Нариманов был устранен от руководства  не только   Советским Азербайджаном,  но Закавказьем в целом.
    Судьба б. руководителей АДР не остается без внимания. М.Э. Расул-заде(по сведениям современного азербайджанского ученого А.Балаева) почти полтора года проживает в Москве, работает  в Совете Национальностей и « преподает персидский и русский языки в Институте восточных языков.  Кроме этого, он  занимается научными исследованиями, публикуя их результаты на страницах журнала «Жизнь национальностей».  Казалось,  никаких опасностей  для него  на тот период не было.
   Но его имя, как б. Председателя Национального Совета АДР, понадобилось подпольной партии «Мусават», организованной сразу после переворота,  для продолжения своей борьбы  против советов. Для этого совместно с турецкой разведкой  был  подготовлен  и  организован ему побег.
    М.Э. Расул-заде , « находясь в постоянном поиске своей  путеводной звезды в  политике», согласился с этим.  С этой целью летом 1922 г. под предлогом работы в научной библиотеке Академии Наук,  он  отправился в научную командировку в Петроград. Там, с помощью мусульманской общины, ему удается переправиться  на лодке через Финский залив в Финляндию. После нахождения в течение 15 дней на карантине   в  Териоки,   Расул-заде  месяц гостит в татарской   общине Финляндии  в  Хельсинки. 16 сентября 1922 года он покидает Хельсинки и отправляется в Берлин, а затем 14 октября  - в  Париж.  В начале  декабря 1922 года   Расул-заде  переезжает в Стамбул. В 1923 году Сталин открыто даст оценку его личности и его действиям…
    25 декабря- Рождество Христово. Папа Римский  в своем Рождественском послании указывает, что ненависть между народами и борьба классов принимают все более острый характер. Заключенный только на бумаге мир еще более увеличивает жажду мести, и что жадность к материальным богатствам оправдывается ложным патриотизмом и неправильно понятыми государственными интересами. Папа восстает против преувеличенного национализма, напоминает европейским народам, что все они — братья единой человеческой семьи  и могут процветать только в мире и солидарности. Он  призывает  всех  к справедливому миру во Христе.