Дежавю - мультики

Полина Марченко
Эта “история” произошла в самом начале 1990-х годов.
 
Мне тогда было где-то 6 - 7 лет. В то время в домах ещё не водился интернет. А у нас дома ещё и не водился видеомагнитофон, хотя у многих он уже был. Кстати, такое изделие как “видеомагнитофон” (для видеокассет vhs) так никогда и не успел у нас завестись – очень долго не было денег ни на него, ни, главным образом, на телек, подходящий для него, а потом это изделие как бы уже и морально устарело.

 
Поэтому в то время я имела возможность смотреть мультики, только когда их показывали по телеку. Помню была такая процедура – вытаскивать из металлического почтового ящика, который висел на входной двери в квартиру, газету с программой телепередач на предстоящую неделю, выискивать там время показа мультфильмов и подчёркивать его чем-то цветным, а потом регулярно заглядывать в эту газету, чтобы не пропустить подчёркнутое время. А пропустить было реально обидно, потому что следующего показа можно было ждать довольно долго. Тогда о каналах, круглосуточно показывающих мультфильмы, можно было ещё только мечтать. Вообще существовало только 5-6 каналов. А на нашем старинном ламповом телеке и того меньше.
По будням была ещё возможность гарантированно смотреть мультики 2 раза в день – утром, во время какой-то утренней передачи были типа минутки для детей с мультиками, под них я обычно просыпалась в садик или в школу, и вечером – в передаче “Спокойной ночи, малыши!”. Кстати, я до сих пор частенько смотрю “Спокойной ночи, малыши!” – не ради самой передачи, конечно, а потому что она вызывает у меня некую ностальгию по детству =)

То есть я очень старалась в то время не пропускать мультики по телеку, была их большим любителем. Но как бы я их ни любила, всё-таки моя любовь не распространялась на всё подряд: у меня были любимые мультфильмы, и были те, к которым я относилась нейтрально, и те, которые меня раздражали. А в программах телепередач далеко не всегда указывали названия мультфильмов. Бывало, было обидно – ждёшь мультика весь день, включаешь, а там тот, который раздражает.
Тогда показывали в основном советские мультфильмы. Мне очень нравились рисованные, типа “Котёнок по имени Гав”, “Малыш и Карлсон”, “Трое из Простоквашино”, “Бременские музыканты” и др. И совершенно не нравились кукольные и пластилиновые, типа “Домовёнок Кузя”, “Чебурашка и крокодил Гена” и др. Раздражали слишком стилизованные мультики типа “Ёжик в тумане”. Моему ребёнку, кстати, не передалось это раздражение – он с большим интересом смотрит такие мультики, и чем более стилизованно, тем для него лучше.
 
Помню, один мультик, “Контакт” (1978), про мужчину-художника, который где-то на природе распевал мелодию Нино Роты из фильма “Крёстный отец”, а потом встретил пришельца и носился от него по полям, по лугам, а потом они вместе распевали эту мелодию. Так вот, этот мультфильм меня не просто раздражал, он навевал на меня какую-то тоску и безысходность. Почему-то тогда его показывали довольно часто по утрам, в детские минутки. И я в 6 – 7 лет, просыпаясь под этот мультик и эти распевания саундтрека из “Крёстного отца”, всё удивлялась, как такое вообще можно показывать детям.

А потом уже в скором времени стали показывать диснеевские анимационные сериалы: “Утиные истории”, “Чип и Дейл спешат на помощь” и др. Выбор мультиков по ТВ стал разнообразнее и ярче. Кстати, до сих пор в моём плейлисте есть начальные песни из “Утиных историй” и “Чип и Дейла”, не ради самих песен, конечно, а так – воспоминание из детства.

Так вот, ещё до появления на телевидении диснеевских мультиков, сижу я как-то раз дома, жду выпуска “Спокойной ночи, малыши!”, который должен начаться через минут 20. И тут звонок в дверь – пришла соседская девочка и зовёт меня погулять. А надо сказать, гулять я любила тогда не меньше мультиков. Но я подумала, что уже поздно, начало девятого вечера, и что мама всё равно меня не отпустит, поэтому сижу спокойно дальше. А мама, как раз наоборот, сама предложила сходить мне погулять на часок, если я хочу. Кстати, мне можно было уже в 6 – 7 лет погулять одной, только строго “под окнами”, а жили мы как раз на первом этаже. И вот у меня начались недолгие, но суетливые и мучительные сомнения – пойти ли мне гулять или всё-таки остаться смотреть “Спокойной ночи, малыши!” и долгожданный мультик. И за несколько минут я успела несколько раз пометаться от одного решения к другому: типа лучше остаться посмотреть мультик, прогулка ведь всё равно недолгая будет, а вообще-то нет – лучше всё-таки пойти погулять, может, там и мультик будет “бесячий”, да и подружка обидится, ну в таком случае, зачем я вообще сидела и ждала мультик, уж лучше сидеть и ждать дальше, а хотя вдруг завтра будет плохая погода, и мне вообще не удастся пойти на улицу.

Короче, мультик проиграл, выиграло решение пойти погулять.
Перед выходом мама дала мне строгое наставление, гулять только на крыльце и ни в коем случае не лезть в сугробы, потому что на дворе апрель, и сугробы подтаявшие, с ледяной коркой, и в них очень легко провалиться по колено и очень трудно выбраться. И я сказала ей, что, естественно, я ведь не тупая, чтобы куда-то там лезть.
И вот мы с девчонкой вышли на улицу, постояли немного на крыльце, а потом я и сама не заметила, как мы уже лазили по сугробам. Сугробы были действительно ледяные и твёрдые, и было довольно интересно по ним ступать, и у меня было в голове две мысли: если я всё-таки залезла в сугробы, то скорее всего я тупая, и что, возможно, это всё-таки не я тупая, а мама ошиблась, и в такие твёрдые сугробы никак невозможно провалиться. И с этими двумя мыслями я и провалилась в сугроб. И нога застряла даже выше колена. И, как я ни старалась, у меня не получалось её вытащить. Подружка сбегала, позвала мою маму. Меня откопали. И мне влетело, как говорится, под первое число, за непослушание. Меня завели всю в слезах домой. А там был включен телевизор, заканчивались выпуск “Спокойной ночи, малыши!” и серия моего любимого “Котёнка по имени Гав”.

То есть, в итоге, я и не погуляла, и любимый мультик пропустила.

И помню, как тогда я, сидя в слезах на диване, пообещала себе, что впредь я всегда буду решительней, никогда не буду суетиться и тупить. Но, естественно, впоследствии я ещё далеко не один раз проявляла нерешительность, суетилась и тупила. И делаю это регулярно до сих пор =))

А к чему я это всё –

как-то недавно смотрела что-то на youtube, и он мне в рекомендациях выдал мультфильм “Контакт” (1978), СССР. И я зачем-то нажала и посмотрела его. И испытала некое дежавю. А потом вспомнила, как в детстве я ненавидела этот мультик. А затем пришли воспоминания о мультиках из моего детства, и всплыла эта история.
И как же давно это всё было!

И возникло желание повспоминать и поделиться, вдруг кому-то покажется интересным…
И просто захотелось подумать о чём-то далёком от настоящего. А в настоящем – желаю всем здоровья, мудрости, терпения и хорошего настроения!