В самоволку за ребёнком

Виктор Абрамов 2
 
      Посвящается нашей любимой младшей дочери Абрамовой Дарье
      и написано к Дню её рождения. 03 июля 2020 года она сделала нас с женой
      дедом и бабушкой. Случилось это с нами впервые, чему мы чрезвычайно рады!!!


Случилось это в Москве во время завершения мной первого года обучения на Инженерном факультете ВАХЗ (Военная академия химической защиты имени маршала Советского Союза С.К.Тимошенко).

В академию я поступил в 1982 году, а так как поступил на очную форму обучения нам пришлось бросить так полюбившуюся красивую, уютную Ригу и переехать в Москву, больше похожую в те времена на огромный плохо обустроенный, неухоженный и грязноватый сарай. Как и почему поступал – это отдельная история, здесь про другое. Так вот, я напряжённо учился, а жена трудилась секретарём в учебном отделе ВАХЗ. В Риге Лена работала в должности экономиста опытного производства завода VEF – флагмана советской радиоэлектроники, ныне прекратившего существование. Там она обсчитывала большие проекты по производству квазиэлектронных телефонных станций и другой электроники на миллионы ещё тех полновесных советских рублей. В работе ей приходилось активно взаимодействовать со своими разработчиками, проектировщиками, производителями и поставщиками, а также с клиентами. Жизнь била ключом, работа интересная, её много, но и зарплату платили вполне достойную в 140 рублей. В академии же пришлось сидеть и перекладывать бумажки, от скуки болтать с такими же жёнами слушателей и адъюнктов, да пить чай с конфетками и печеньками за зарплату в два раза меньшую

Поработав так месяц-полтора, жена пришла к выводу, что секретарская деятельность – это не для неё и, где-то в конце октября-начале ноября, предложила мне «сходить за ребёнком». Мы всё равно не собирались останавливаться на одной уже имеющейся у нас дочери Танечке и думали, что надо бы ей сестрёнку или братика организовать. А тут как раз подвернулась такая ситуация. Ребёнок при таком раскладе должен был появиться ближе к концу первого года моего обучения в академии. Лена на законных основаниях смогла бы сидеть с ним дома, как минимум, год-полтора, т.е. до окончания мной академии и даже до прибытия нас к новому месту службы.

Я понимал, что с двумя детьми учиться мне будет несколько труднее, но желание иметь ещё одного ребёнка было сильнее любых опасений. Поэтому предложение жены мной было встречено с пониманием, желанием и даже радостью. Получилось это у нас достаточно быстро и к Новому, 1983 году, мы уже точно знали, что будет второй ребёнок, а чуть позже по косвенным признакам определи, что родится девочка (УЗИ на пол ребёнка тогда ещё не делали). После непродолжительных, но активных обсуждений мы решили, что ждём Дашеньку. Лена хотела вторую дочку назвать Ксенией, но мои аргументы в пользу Дарьи оказались весомее.

Месяцы беременности у Лены прошли без осложнений, ребёнок развивался успешно. В начале июня подошло время уходить жене в отпуск по беременности и родам. Мы решили, что рожать Лена поедет в Саратов к маме, так как у меня в это время будет идти сессия и помочь ей в чём-то будет трудно. Тёща, хоть и не на пенсии, но сможет взять отпуск. Бабушка жены, которая нам сильно помогла с уходом за первой дочкой, была ещё в силах помочь и со второй.

Итак, где-то в первой половине июня Лена с Таней уехали в Саратов. Я остался один и усиленно готовился к сессии. Первая сессия для меня прошла успешно, все экзамены и зачёты, курсовые и домашние работы я сдал только на «отлично». Так же надеялся сдать и вторую. Но подготовка подготовкой, а про нарождающуюся новую жизнь думалось постоянно. Для этого каждый день ходил на почту у метро «Бауманская» (там был междугородный телефон) и звонил в Саратов, задавая один и тот же вопрос: «Ну как там Даша?». Но Даша, в отличии от Тани, не сильно торопилась на этот свет – по-видимому, ей и в животе у мамы было достаточно комфортно.

Я тем временем сдавал сессию, опять всё на «отлично». К 06 июля 1983 года осталось сдать курсовую и экзамен по Д-3 – это шифр дисциплины, которая была тогда секретной и реально называлась «Вещества специального действия», а по-простому – ОВ. Курсовую работу надо было защищать, по-моему, где-то числа 07 июля, а экзамен дня через 3 после него, т.е. 10 июля.

Позвонив в Саратов 06 июля после утреннего развода услышал от тёщи: «Лену вчера вечером на скорой отвезли в первый роддом. Дашенька родилась сегодня в два часа ночи. Рост 52 см, вес 3,5 кг. Всё хорошо и с ней, и с Леной. Забирать их из будем 11 июля». По началу у меня и в мыслях не было ехать встречать дочь из роддома, но услышав всё это у меня в голове что-то щёлкнуло и тут же пришло решение, что я просто обязан поехать в Саратов. Всё складывалось удачно: завтра иду защищать курсовую, потом сдаю экзамен и 10 июля вечером еду в Саратов с тем, чтобы быть там 11 утром и встретить Дашеньку с Леной. Так как отпуск наш намечался лишь с конца июля об этом своём решении я переговорил с командиром нашей учебной группы капитаном Юрой Бичевым. Он обещал на два-три дня прикрыть моё самовольное оставление академии. Юра очень просил на долго не задерживаться, так как в соответствии с Дисциплинарным уставом ВС СССР самоволка более, чем на трое суток автоматически превращалась в дезертирство, а дело переквалифицировалось из дисциплинарного в уголовное. На том и порешили.

Если есть решение, то его надо исполнять, поэтому в тот же день после самоподготовки т.е. около 18.00, сдав Сов.секретный учебник и оставив ДСП, поехал на Павелецкий вокзал покупать билеты. Старался взять на такой поезд, который приходит в Саратов пораньше, чтобы успеть в роддом, но удалось только на тот, который приезжает около 12.00, да и то в общий вагон. Обратный билет ни на 12, ни на 13 июля взять не удалось, но была надежда, что сумею-таки купить его в Саратове.

Довольный, что билет есть, поехал к себе в академическое общежитие. Поднявшись к комнате, с удивлением обнаружил, что рядом с ней прямо на полу сидит наш секретчик старший лейтенант Игорь Аладышев. Он, увидев меня, попросил показать ему мой дипломат (для тех, кто не помнит – это не должностное лицо МИДа, а такой небольшой плоский чемоданчик для документов). В дипломате, лежали мои тетради, книги и тот ДСП учебник по ВСД, который я хотел почитать накануне защиты курсовой. Однако, к моему ужасу обнаружилось, что это был не ДСП, а Сов.секретный учебник. Они были очень похожи по всем параметрам вплоть до названия и только в их правом верхнем углу было написано либо «Совершенно секретно», либо «Для служебного пользования». Поэтому и я, сдавая учебник, и Игорь, принимая его, очень крупно лопухнулись, не обратив внимания на гриф. Учебник с грифом ДСП можно было выносить к себе в общежитие, а вот Сов.секретный надо было обязательно сдать в секретку до её закрытия, т.е. до 19.00. Я вернулся с вокзала около 20.00, секретка закрыта, известие о том, что Сов.секретный документ не сдан уже, наверное, дошло до дежурного по академии. К дежурному мы с Игорем и пошли, чтобы обеспечить надёжное хранение столь важного документа. Но тот документ принять отказался, посоветовал оставить его себе и понадёжнее охранять в комнате общежития.

На следующее утро на разводе я был вызван из строя аж целым начальником факультета генерал-майором Шабалиным. Простым объявлением выговора за нарушение требований приказа МО СССР №010 генерал не ограничился и решил устроить мне показательную порку. Он минут 10-15 по-всякому меня ругал и обзывал, даже матерно. В итоге я не выдержал, не громко, но внятно сказал: «Да пошёл ты на х…!» и встал в строй без его разрешения. Шабалин от такой наглости поперхнулся и умолк, даже не найдясь чего ещё мне сказать. К тому времени развод закончился, и мы пошли на Д-3 защищать курсовую.

Курсовую работу я защитил на «отлично», видимо преподаватель ещё не знал про мой залёт с Сов.секретной книжкой по их дисциплине. А вот экзамен через три дня я сдавал самому начальнику кафедры доктору химических наук, профессору (ФИО не помню) и сдал только на «удовлетворительно». Чуть позже один из слушателей, стоявших в день моего позора в наряде по нашему корпусу, рассказал, что начфак, подписывая рапорт о приёме-сдаче дежурства, говорил по телефону с начальником кафедры и объяснял ему, что такой разгильдяй, как Абрамов не может быть отличником и почти что требовал поставить мне оценку не выше тройки. Начальник кафедры просьбу Шабалина удовлетворил, специально ко мне пришёл на экзамен и не особо напрягаясь доказал и мне, и окружающим, что Д-3 я знаю только на троечку, да и то с натяжкой. Оценка эта шла в диплом и была моей единственной тройкой, которая не позволила мне получить красный диплом, хотя средний балл у меня получался 4,85 при необходимом минимуме 4,75, но без троек.

Ну и фиг с ней тройкой. Мне было не до того, ведь в тот же вечер надо было ехать в Саратов, встречать вторую дочку Дашу. С этим подошёл к командиру группы напомнить об отъезде, но на сей раз Юра Бичев был очень испуган, ведь я на особом контроле у начфака. Сказав ему, что я по любому уеду, что если он обещал меня прикрыть, то обещание надо выполнять, повернулся и пошёл в общагу собираться на поезд Москва-Саратов.

В поезде поспать не удалось – общий вагон, однако. Но самое плохое состояло в том, что с прибытием поезда на вокзал в 12.00 я мог оказаться дома у тёщи на 6-м квартале не раньше 13-13.30 и, по-видимому, однозначно опаздывал в роддом. К моей радости где-то в 11-11.30 поезд, проходя мимо 3-й Дачной замедлился, скорость его не превышала 5-6 км/час. Недолго думая, я схватил свою сумку и с благословения проводницы выпрыгнул на пути. До остановки троллейбуса было не далеко, ехать от 3-й Дачной до 6 квартала всего минут 20-25, так что ещё до 12.00 я был в тёщиной квартире. Надежда, что успею встретить жену и Дашу из роддома сохранялась. Однако, все были уже дома, меня встретила старшая Танюшка и тёща, которая приехала с Леной и Дашей буквально минут 15 назад. Лена только что зашла в ванную, бабушка с дедом были на кухне, а наша младшенькая Дашенька сытая и довольная спала в кроватке.

Ребёнок мне очень понравился. Ну как такая девочка может не понравиться? Я не видел Дашу во сне до её рождения, как Таню, но она сразу показалась мне именно такой, какой я хотел бы её видеть. Или, наоборот, увидев дочь я понял, что именно такую и хотел? Светлокожая, со светлыми волосиками и круглыми щёчками – очень красивая девочка. Наглядеться было невозможно. А тут и Лена вышла из ванной – все три мои девочки вместе и я с ними. Теперь у меня состоялся полный комплект любимых девчонок с моими любимыми женскими именами: Лена, Таня и Даша.

Через некоторое время Даша проснулась, громко и настойчиво потребовала её перепеленать и покормить. Тут мне удалось рассмотреть её всю. Девочка оказалась крупненькая, крепенькая с серыми глазами. Пеленала её Лена, а я любовался. Жаль, конечно, что в роддом не успел, зато на первом пробуждении Даши не в роддоме поприсутствовал.

На следующий день мы с Леной пошли в ЗАГС оформлять свидетельство о рождении. Тётенька регистратор, взяла справку из роддома, паспорт жены и моё удостоверение личности. Потом с подозрением посмотрела на нас и спросила: «Вы действительно муж и жена?», а меня: «Вы в самом деле хотите, чтобы я вас записала отцом ребёнка?». Получив на оба вопроса сугубо положительные ответы, она, тем не менее, отказалась оформлять свидетельство, сославшись на отсутствие свидетельства о браке взять которое с собой в Саратов я не догадался.

Вечером того же дня, после безуспешной попытки взять билет на Москву в кассе саратовского вокзала, я купил его с рук. Так можно было сделать, ведь в те времена ни ФИО, ни номер документа, удостоверяющего личность, на билете не указывались. Вагон оказался купейным, так что удалось нормально выспаться. Утром 13 июля, приехав в Москву достаточно рано, даже успел на развод. Как оказалось, два дня моего отсутствия ни начфак, ни начальник курса не заметили, а у Юры Бичева свалился камень с души, когда он увидел меня в строю группы.

Вот так в самоволке я впервые увидел свою младшую дочку Дашеньку. Пусть не получилось встретить её из роддома, зато при мне она впервые проснулась в кругу своих самых родных людей среди которых был и я. Зарегистрировали мы дочь в ЗАГСе Бауманского района Москвы гораздо позже, в конце августа, после отпуска. Там местом её рождения указали Москву, хотя справка из роддома была саратовская. Так наша младшенькая стала москвичкой, а не саратовчанкой.